Президент начал собирать команду для преемника. Первым стал министр обороны
«Кадровых перестановок в российском правительстве ждали давно. Тем не менее назначение Анатолия Сердюкова министром обороны вызвало панику: он, в отличие от своего предшественника, к силовым ведомствам отношения не имеет. Эксперты боятся оценивать шаги нового назначенца: судьба дальнейших реформ неизвестна. Сердюков свое назначение пока не комментирует, заявляя лишь о неизменности приоритетных задач, стоящих перед Вооруженными силами: "Основные направления развития Вооруженных сил остаются прежними. Это прежде всего социальная сфера - обеспечение военнослужащих жильем, боевая подготовка, модернизация Вооруженных сил, увеличение числа контрактников и переход на 12-месячный срок срочной службы с 1 января 2008 года".
Причину назначения Анатолия Сердюкова министром обороны президент сформулировал так: "В нынешних условиях для организации работы, связанной с расходованием огромных бюджетных средств, нужен человек с опытом работы в экономической сфере". Добавив, что, по его мнению, при развитии Вооруженных сил России большое значение должно уделяться именно финансово-экономической составляющей. Действительно, финансирование бывшего ведомства Сергея Иванова росло рекордными темпами и в 2006 году превысило 800 млрд рублей, но заметно прозрачнее расходование этих средств так и не стало. Впрочем, публично критиковать Иванова за финансово-экономические военные проколы президент не стал, заметив, что "с текущими задачами, которые ставятся в Министерстве обороны, Сергей Иванов справляется, и справляется достойно". И обратил внимание на то, что "в сфере торговли специальным имуществом и вооружениями в прошлом году мы достигли нового рекорда - более $6 млрд - от ее реализации на внешнем рынке".
На фоне подобных рекордов кандидатура Анатолия Сердюкова смотрится крайне выигрышно. С одной стороны, он до последнего времени являлся руководителем мощного контрольного ведомства, в задачи которого входит администрирование финансовых потоков, а также выявление различных серых схем и борьба с ними. С другой - еще до начала работы в налоговой службе Сердюков сделал удачную карьеру в сфере торговли: от заведующего секцией мебельного магазина в Санкт-Петербурге до гендиректора АО "Мебель-Маркет" (см. справку).
Скорее всего, разбираться в финансово-хозяйственной деятельности военных новый министр предпочтет не в одиночку. По крайней мере, сразу после его назначения на пост главы Федеральной налоговой службы из Санкт-Петербурга в Москву переехали и его бывшие заместители (сейчас они являются заместителями ФНС), а затем и на большинство других ключевых постов в структуре ФНС были назначены бывшие коллеги Сердюкова.
Но оставлять свое налоговое хозяйство на новичка Анатолий Сердюков, судя по всему, не захочет. Не случайно одной из наиболее вероятных кандидатур на освободившееся место в ФНС считают нынешнего заместителя Сердюкова Михаила Мокрецова (см. справку).
Впрочем, по словам источника в правительстве, его кандидатура не является единственной, и пока неизвестно, удастся ли министру обороны Сердюкову отстоять своего ставленника на посту главы ФНС.
Касаясь назначения Сердюкова, глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров заявил "Газете", что "это показатель того, что курс на демократизацию и открытость военного ведомства продолжается". По мнению сенатора, нет ничего удивительного в том, что к власти пришел сугубо гражданский человек. "Он пришел не на пустое место. Принят ряд программ, которые необходимо выполнить. С ним остается вся та команда, которая в течение шести лет помогала Иванову выстраивать систему", - сообщил он "Газете". Особых перемен в армии не ожидается. Такого мнения придерживается политолог Алексей Макаркин: "Сердюков - не такая самостоятельная личность, как Иванов, и менять он ничего не будет. Он просто исполнитель тех реформ, которые были разработаны прежним руководством. Сложная система финансирования Министерства обороны требует человека, который бы в этом хорошо разбирался и мог контролировать денежные потоки".
Большинство экспертов указывают и на то, что Сердюкову не нужно вести кадровую реформу: все перестановки уже сделаны, то есть экс-глава налоговой службы пришел в выстроенную систему - все подчиняется главе оборонного ведомства.
Бывший глава налоговой службы - не публичный политик, он вполне лоялен и проверен в деле, более того, жесток в своих решениях. Федеральное налоговое ведомство начало атаку на ЮКОС еще до прихода Сердюкова на пост главы ФНС, но завершалась эта операция уже при нем.
Своей карьерой он в значительной степени обязан влиятельному представителю путинского окружения Виктору Зубкову, который был первым заместителем Владимира Путина, когда тот руководил комитетом по внешним связям питерской мэрии. После того как Зубкова перевели в Москву руководить ведомством по финансовому мониторингу (так называемой финансовой разведкой), Сердюков стал его преемником в Питере. По данным "Газеты", именно Зубков был инициатором перевода Сердюкова в Москву.
Не является секретом и тесная дружба нового министра с влиятельнейшим человеком - главным кадровиком президентской администрации Виктором Ивановым.
В целом новое назначение может означать то, что Кремль всерьез занялся подготовкой кадров для следующего президента. "Все те, кто сейчас будет назначен на новую должность, сохранят свой пост после ухода Путина", - заявил "Газете" источник в Кремле. И это тоже придется учитывать будущему главе государства. Сломать эту систему будет крайне сложно, даже если он захочет это сделать. Вспомним, что даже Путин смог окончательно избавиться от ельцинской эпохи только в начале 2004 года, отправив в отставку Михаила Касьянова. По мнению Макаркина, несмотря на то, что преемником Владимира Путина будет весьма амбициозная личность, менять свое окружение, оставшееся от предшественника, ему будет гораздо сложнее.
"Женский батальон Сердюкова"
***
СЕРДЮКОВ АНАТОЛИЙ ЭДУАРДОВИЧ
Анатолий Сердюков родился 8 января 1962 года в поселке Холмский Краснодарского края. В 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли, в 2001-м - юридический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1985 по 2000 год работал в мебельной отрасли, прошел путь от заведующего секцией мебельного магазина до гендиректора АО "Мебель-Маркет" (Санкт-Петербург).
В налоговых органах с 2000 года, где сначала был заместителем руководителя межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам (МНС) по работе с крупнейшими налогоплательщиками Санкт-Петербурга. С июня 2001 года - замруководителя, а с ноября 2001 года - руководитель управления МНС по Санкт-Петербургу. С февраля 2004 года Сердюков руководил управлением МНС по Москве. В марте 2004 года был назначен замминистра по налогам и сборам, 27 июля 2004 года назначен руководителем Федеральной налоговой службы».
Шавлохова Мадина, «Газета», 19.02.2007
Справка FLB:
6 ноября 2012 года Путин отправил Сердюкова в отставку. Причина отставки, по разъяснению Путина, заключалась в неспособности Сердюкова справляться с управлением собственностью министерства обороны, а также в том, чтобы обеспечить чистоту расследования. Новым министром обороны Российской Федерации назначен С. К. Шойгу.
Сразу после отставки Сердюкова председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев назвал его «эффективным министром обороны», осуществлявшим масштабное реформирование Вооружённых сил, хотя и сопровождавшееся ошибками. По мнению премьера, Сердюков доказал свой профессионализм в ходе «операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года»
В декабре 2012 года находящийся в СИЗО бывший глава юридической службы ООО «МИРА» Дмитрий Митяев рассказал следствию, что Сердюков лично выпускал директиву и давал указания членам совета директоров «Оборонсервиса», в который входили сам министр обороны и его подчинённая Евгения Васильева, как голосовать по вопросу продажи того или иного военного имущества. Ценные показания на Сердюкова дала также другая обвиняемая, экс-глава Центра правовой поддержки «Эксперт» Екатерина Сметанова, которая подбирала покупателей для реализуемого по заниженным ценам имущества Минобороны РФ. По данным «Известий», Сердюков лично утверждал план реформирования холдинга «Оборонсервис»; этим документом устанавливались сроки ликвидации и приватизации предприятий ведомства с нарушением закона
28 ноября 2013 года стало известно, что Следственный комитет Российской Федерации возбудил в отношении Сердюкова уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ (халатность). В феврале 2014 года главное военное следственное управление ГВСУ СК России решило прекратить следствие в отношении Сердюкова, так как он попадал под амнистию к 20-летию Конституции РФ как «защитник отечества», главная военная прокуратура подтвердила правомочность такого решения.