«Политический советник президента Владислав Сурков - чиновник, к словам которого прислушиваются с особым вниманием. В феврале 2002 года на семинаре партии "Единая Россия" Сурков гарантировал, что к следующим общефедеральным выборам будет исправлен закон и чиновники категории "А" (федеральные министры, губернаторы и президенты республик) получат возможность участвовать в работе партий. Он отметил, что явление беспартийного чиновничества себя изживает. "Мы будем двигаться в направлении активного участия партий в формировании правительства, остальных исполнительных органов власти, на губернаторских выборах", - заявил Сурков. К слову сказать, Ельцин считал очень важным своим достижением беспартийность ключевых чиновников.
Прошло четыре года, и страна имеет 70 партийных губернаторов, вертикаль власти и изменения в законе о выборах. Владислав Юрьевич показал себя политиком, который может мыслить и строить планы стратегически, на годы вперед. И для коренного изменения политического состояния общества ему не понадобилось никаких шумных выходок вроде расстрела Белого дома. Изменения в законодательство были внесены после Беслана.
В феврале 2006 года Сурков говорил о, казалось бы, новой идее: мы - наследники СССР. И даже понятно, почему он об этом говорил. Для ностальгирующих главная характеристика СССР - стабильность. Та самая, которая как воздух нужна нынешней администрации для обеспечения процесса "преемственности власти". И Сурков вновь показал себя отличным политиком: фактически он, как чуткий радар, уловил настроения народа, кухонную ностальгию, которая буквально витает в воздухе, и тут же транслировал это партхозактиву "Единой России". Впрочем, как и всей стране, через песенки о "рожденных в СССР", правда, исполняемых до неприличия тоненьким голосом (здесь явный прокол - нужен мощный голос вроде Кобзона).
Тем не менее в отличие от прошлых выступлений Владислава Суркова, всегда говорящего очень четко и по делу, на сегодняшний день остается вопрос: что означает национальная идея, сформулированная как "наследники СССР"? Вперед в прошлое, через четыре года мы будем жить в обновленном Союзе, окруженном обновленными врагами, в состоянии обновленной "холодной войны"? Или Кремль просто не в состоянии сформулировать новую идеологию страны и решил вернуться к хорошо проверенному старому, чтобы заполнить вакуум? Первое предположение, которое все больше обсуждается на Западе, выглядит абсурдным. Если же принимать второй вариант, то не стоит забывать, что синонимом слова "стабильность" в СССР было слово "застой"».
Хайруллин Марат, «Газета», 09.02.2006