История 18.12.18 11:42

Группа по ограблению банков на нужды компартии Ирландии

FLB: «Прежние источники «ресурсов» практически закрылись в виду ужесточения охраны банков. «Зав. техническим отделом» недавно погиб при очередной операции...» Что было в Кремле 18 декабря в 1983 и 1986 годах

Группа по ограблению банков на нужды компартии Ирландии

Из дневников Анатолия Черняева – заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.

ИРЛАНДЦЫ ПОПРОСИЛИ ДЕНЕГ...

18 декабря 1983 г. Вчера ещё раз встречался с ирландцами. Теоретические дискуссии кончились тем, что они попросили денег... Мол, прежние источники «ресурсов» практически закрылись в виду ужесточения охраны банков и усовершенствования их электронной защиты. «Зав. техническим отделом» (так называется у них группа по ограблению банков на нужды партии) недавно погиб при очередной операции... Деньги иссякают, а надо «строить» партию, надо издавать газеты и литературу, надо участвовать в выборах.

Я, естественно, объяснял им, что вопрос трудный, деликатный, у него много сложных аспектов... А про себя думал – не выйдет у вас, дорогие товарищи.

Сегодня встречался с Клэнси. Героический человек. Ослеп, но полон мужества и энергии создать объединённую, новую компартию в Австралии. Обласкал я его, приободрил. И думаю, можем мы ему помочь – через ВЦСПС, главным образом. Однако, весь этот «объективный» процесс концентрации левых сил рухнет, как только не станет Клэнси.

Собираюсь на днях пойти в отпуск, в Пушкино, наверно. Даже боязно как-то уходить в физическое одиночество и пробовать себя после всего, что случилось, на лыжную и бассейновую выносливость. Лет 10 я там уже не отдыхал...

ПОЛИТБЮРО НАЗНАЧИЛО ВРЕМЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ МОРАТОРИЯ НА ЯДЕРНЫЕ ВЗРЫВЫ

18 декабря 1986 г. Сегодня я уже формально в отпуску. Но полдня был ещё на работе. Расставался с бумагами. Особенно существенны шифровки Арбатова из США. Увы! КПД подобных информаций и для политики, и для пропаганды у нас даже при Горбачёве не превышает паровозной.

Вчера полдня употребил на письма иностранцев к Горбачёву. Ими завалена моя вторая комната - пока мы были на Юге. Всякого там полно: просьбы об интервью, просьбы об автографах на разных книгах, на открытках и фото. Просят написать статью в журналы или газеты. Масса просьб о встречах с ним. Просьбы о том, чтобы выпустить диссидентов, которые до сих пор в тюрьмах.

С опозданием (члены ПБ уже проголосовали «за») попала мне на стол вёрстка статьи «Л.И. Брежнев. К 80-летию со дня рождения», Я ахнул. Вызвал стенографистку и продиктовал ей своё возмущённое заключение, позвонил в приёмную и попросил немедленно передать Горбачёву. Вечером он прочёл и позвонил мне. Велел передать замечания другому помощнику Лущикову, который курировал эту статью. Тот недовольно дал мне понять, что я лезу не в своё дело. Все, мол, проголосовали и материал уже в «Правде». Я всё-таки настоял на своём, ссылаясь на то, что это теперь уже не мои замечания, а - Генерального.


Пришёл Власов (Альберт Иванович, зам. зав. отдела информации). Очень неудачно, говорит, ПБ назначило время объявления об отмене моратория на ядерные взрывы. Я согласился. Тут же написал Горбачёву записку: лучше это сделать не 18 декабря, а в начале января, после Рождества и Нового года. Он разослал мою записку по ПБ, но меня смазали Шеварднадзе и Добрынин. Звонит Эдуард Амвросиевич: теперь уже всё равно, говорит, предупредили уже и «шестёрку», и соцстраны, и компартии... А выгода? Да, какая выгода, когда одни минусы от этого нашего решения! Как ни доказывай...
- И то правда! - согласился я.

ДНЯ ЧЕРЕЗ ДВА ПРИДЁТСЯ СМАТЫВАТЬ ИЗ КРЕМЛЯ

18 декабря 1991 года. Среда. Сегодня вечером М.С. позвонил: «не получается». Это - по тексту его обращения к участникам Алма-Аты. Утром он мне сказал, что сам поработал - и чтоб я с Яковлевым «прошёлся». Но потом он 2 часа давал интервью «Комсомолке» (он каждый день даёт какое-нибудь интервью. Сегодня в 16.00 - ещё раз Эн-Би-Си!!), потом встречался с Шапошниковым и Баранниковым, потом позвал нас с Яковлевым. Он немножко «конфронтировал» текст, который я написал, отвергнув полностью банальный и явно отторгаемый проект Шахназарова, составленный в сугубо «конструктивных» тонах, - благословляющий, примирительный, с пожеланием успеха... Но и с советами, намекающими, что «его путь» был бы лучше...

А до этого и попутно шёл разговор... Спрашивает у Яковлева: «Что-то ты такой смурной?» Тот озабоченно начинает рассуждать о том, что Ельцин боится серьёзно оппозиции (в лице его самого, Шеварднадзе и им подобных!).. А когда М.С. отошёл звонить Р.М., А.Н. наклонился ко мне: думаю, меня убьют. Я буду просить у Горбачёва, чтоб меня отправили куда-нибудь, например, в Финляндию послом. Ельцин согласится - ему я здесь опасен...


Я реагировал - знаком – «?» с внутренней «улыбкой». М.С. вернулся за стол... Стал говорить (с моей подачи) об интеллектуальном уровне глав «суверенных государств»: «Иногда, говорит, сам тупеешь, разговаривая с ними. И действительно хочется бежать от такого «сотрудничества».

Потом стал размышлять о «Фонде нового мышления» - Фонде Горбачёва... Видно, они с Яковлевым его до меня это придумали. М.С. стал «развивать», как можно широко это дело поставить... Я поддакивал, но советовал начать не у нас, а в Америке.

Он вдруг: Я за книгу получил 800.000 долл. (Яковлев тут же подсчитал - 80 млн. руб.)... «Знаешь, Анатолий... Я хочу тысяч 200 оставить себе, а тысяч 30-40 дать тебе».

Я: Не нужно этого делать. Мне они не нужны.

Яковлев: Оставьте на основание Фонда тысяч 600... А потом появятся разные спонсоры.
Мы с А.Н. в один голос: Не надо ничего давать на всякие больницы и проч., всё равно пропадёт, как и прежние дотации, «а вам надо достойно жить дальше, не ходить попрошайничать у Ельцина»...

Я поднял вопрос о своих «ребятах» - моих и прочих консультантах. Наперебой с Яковлевым предлагали дать всем «выходное пособие» (2-х месячное). Поручить Ревенко - устраивать их на работу... Но М.С. торопился... не договорили. Сам я начал «устраивать»: Вебера к Красину, Ермонского - в «Известия»... Поругался с Шахназаровым, который отхватил своим Фондом «Ленинскую школу»... и слушать не хочет об устройстве кого-нибудь, кроме «своих»!! Я обложил его матом и бросил трубку.

«Ребята»: Вебер, Ермонский, Кувалдин разбирают мешки и с моим 6-летним архивом... Кое-что (и много) я таскаю домой. Буду писать «книгу»: «Шесть лет с Горбачёвым»... Но они + Грачёв предупредили: Не исключайте, Анатолий Сергеевич, обыска у вас, когда затеют «дело» против Горбачёва. Я вообще-то не верю в такое... Но - чем чёрт не шутит. Ведь, если у Ельцина всё начнёт заваливаться, нужны будут «зрелища» и козлы отпущения. И тогда я - первый кандидат (сначала) в свидетели... Впрочем, «уголовно» компрометирующего в моих архивах ничего нет...Но замарать М.С. «вольностями» посттоталитарного поведения можно... как и излишней откровенностью в личных беседах.

«Устроил» сегодня Тамару в посольство к Бовину, в Израиль. Он давно обещал, но «настаивать» в МИДе не хотел, спасовал... И пришлось мне самому - через Ковалёва и Авдеева - всё сделать. Впрочем, успеем ли до того, пока Козырев запустит лапу во все эти процедуры.

Окружение Ельцина в отличие от МРГ («шестидесятники») не связано с интеллигенцией. И та начинает «понимать», что она наделала, встав против Горбачёва... Сочувствует ему, когда в него градом летят камни. Дня через два придётся сматывать из Кремля.

См. предыдущую публикацию: «С болгарами складываются «особые отношения». Болгары взяли курс на превращение своей страны в очередную советскую союзную республику». Что было в Кремле 17 декабря в 1973, 1987 и 1988 годах.

Ещё на эту тему

75-летие Брежнева – всесоюзное бесстыдство

FLB: «Это на фоне, когда даже в Москве нет масла, когда в столице запрещено продавать больше двух батонов хлеба в одни руки, полкило колбасы». Что было в Кремле 29 декабря в 1974, 1981 и 1983 годах

Будут освобождать Келдыша

FLB: «Парадоксальная ситуация – обычно толпятся, чтоб занять это кресло – президента Академии наук СССР. А на этот раз – никто не хочет». Что было в Кремле 13 мая: в 1974, 1975, 1977, 1979, 1989 и 1990 годах

Эрнст Неизвестный - безумно талантлив. Но и оборотист... иначе погиб бы

FLB: «И вот этот, в самом деле великий скульптор и художник нашего времени, бегает, хитрит, только для того, чтобы иметь возможность показывать своё творчество людям». Что было 22 июля в 1972, 1973 и 1991 годах

В 1979 году пришёл небывалый мороз – до 45 градусов

FLB: «В Москве целые районы оказались без электричества. Во многих домах температура не поднималась выше 12 градусов. Два дня в булочных не было хлеба и молока. Что было в этот день, 5 января: в 1974, 1977 и 1979 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров