История 11.11.18 14:30

Вчера умер Брежнев

FLB: «Долго ругал медицину, Чазова – бездарного врача, проныру и даже как никудышного организатора: реанимация приехала только через 20 минут! Это надо же!» Что было в Кремле 11 ноября: в 1982, 1984, 1985 и 1991 годах

Вчера умер Брежнев

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.

У БРЕЖНЕВА ТРИ ДНЯ В НЕДЕЛЮ ВЫХОДНЫЕ, НЕ СЧИТАЯ СУББОТЫ И ВОСКРЕСЕНИЯ

11 ноября 1982 г. Вчера умер Брежнев. Я узнал об этом таким образом. Около 11 часов звонит Зимянин: «Можешь сейчас ко мне придти? На целый день. У тебя есть какое-нибудь дело?

- Да нет, - говорю. - Только вот Пономарёв хотел собрать совещание замов... - Я сейчас позвоню ему.
- Иду. А какое дело, Михаил Васильевич?
- Срочное.

Пришёл, искал долго. Оказывается, он переместился из нового здания в другой подъезд. У лестничной площадки стоят Афанасьев и Толкунов. Виктор говорит: «Можешь не ходить уже к шефу. Поступаешь в наше распоряжение». Оба смеются. Я ещё ни о чём не догадываюсь, захожу в кабинет Зимянина. Здоровается и тут же за телефоны: Щёлокову – отменить концерт по случаю дня милиции. Демичеву – отменить развлекательные спектакли. Лапину – отменить лёгкие передачи. Попутно отругал кого-то не то в ТАСС, не то в Общем отделе: спрашивали, ставить ли подпись Брежнева под посланием ангольскому руководству... Я уже все понял. Он говорит:

- Утром, в 8 часов 30 минут, умер Леонид Ильич. Сейчас надо подготовить некролог и обращение к народу. Над обращением уже работает группа Косолапова-Замятина, а ты в группе Афанасьева, Толкунова, Тяжельникова.

Опять отправляется у телефону, даёт распоряжение делать маску, докладывает Черненко, такие-то две группы. Говорит:

- Посмотри, как в отношении Суслова было, как – о Сталине. Только без этого... без культизма! Строго, спокойно, с достоинством. О роли партии, Политбюро. Надо все поставить на свои места.

И опять за телефоны. Я пошёл. Нас уединили в комнате на третьем этаже – какой-то не занятый кабинет для секретаря ЦК. Мы быстро накидали план и каждый стал писать своё. К обеду насочиняли, перепечатали, обменялись ... и тут начались «дискуссии», которые были бы абсолютно невозможны ещё несколько часов назад. Несмотря на «указания», действовала инерция культа: он всему инициатор, он всего создатель, везде ему принадлежит великий вклад. Но в спорах стали охладевать. Я, например, говорю: Ну, что мы написали? «Ведомые комиссаром Брежневым советские воины совершили беспримерный подвиг на Малой земле». Был же командующий армией, у него был штаб, были командиры дивизий и т.д. А тут на тебе – «ведомые комиссаром». Согласились, убрали.

То же в отношении экономики и, особенно, вклада в теорию. Но тут не доглядели, Б.Н. (Пономарёв) заметил сегодня утром и упрекал меня: Как же так? – говорит. – Теоретические труды Л.И. Брежнева легли в основу разработки советской внешней политики... А Ленин, а Программа партии?! И какие это теоретические труды?!

Тем не мене наш текст в конце концов оказался действительно сдержанным и почти без преувеличений. Обидно только, что мне не удалось добиться снять слово «скромность», которая отличала покойного. Воспротивился особенно Тяжельников, ссылаясь на официальную биографию. Зимянину текст понравился и почти без поправок он послал его на Политбюро. Но ничего нам не рассказал, кроме того, что похороны 15-го, а публикация о смерти завтра.

В это время звонит Пономарев:
- Закончили? Заходите.

У него сидят Брутенц и Шапошников. Рассказал как он узнал, когда собирался ехать на работу. Сообщил, что на ПБ принято решение рекомендовать Генеральным секретарём Андропова и что внеочередной Пленум ЦК состоится в пятницу. Долго ругал медицину, Чазова – бездарного врача, проныру и даже как никудышного организатора: реанимация приехала только через 20 минут! Это надо же! Но вместе с тем, между ним и Карэном (Брутенцем) произошла любопытная «дискуссия»:

Карэн: Наверно, и те нагрузки, которые у него были в последнее время, - оказались не по силам.
Б.Н. (с раздражением): Какие нагрузки? Что вы, Карэн Нерсесович! Какие нагрузки?! Вы же не знаете? А я то знаю – три дня в неделю выходные, не считая субботы и воскресения. Заседание Политбюро? Да, вы сами должны были видеть, бывали там: Черненко готовил все бумажки, фразы, реплики... Александров – все краткие замечания. Все это крупными буквами. Прочтёт – принято, следующий вопрос – принято! Так и штампуется.
Карэн: Ну, я то хочу сказать, что даже это было уже непосильной нагрузкой.
Б.Н.: Нет, нет! Не спорьте. Я не согласен. И потом – умер он от сердца, а не от мозговой перегрузки.

Сказано это было уже с явным раздражением и безапелляционно. Он ведь очень не любил покойного (взаимно), очень невысоко ставил его умственные способности и, особенно, его компетентность. Его всего передёргивало, когда рядом оказывались слова «Брежнев» и «теория», «марксизм». А в споре с Карэном его завело, видимо, то, что он, Пономарёв, старше, а вкалывает с утра до вечера, и ещё как вкалывает, все пять, а то и шесть дней в неделю и, так сказать, имеет право утверждать, что «работая, работает!»

Потом вернулись к делу. Б.Н. не может, чтоб не подсуетиться и не внести «свой» вклад. Задумал, наряду с обращением к народу, - обращение к коммунистам мира. Карэн изобразил это на двух страницах, Б.Н. просит меня почесть. Читаю. Говорю: подходит, только здесь пышнее, чем мы делали «руководствуясь указаниями» (о сдержанности и без культизма).

(Сегодня на похоронной комиссии Б.Н. попытался навязать этот текст. Ему сказали: Разошлите, посмотрим!)


Ю. Андропов

А теперь о главном – об Андропове. Это очень хорошо, что он станет Генеральным. Думаю, тот разговор его с Брежневым, о котором мне рассказал Арбатов 7-го числа, сыграл роль своего рода «политического завещания» в его пользу. Но у него плохое здоровье, у него мало времени, чтобы оставить след в истории. И раскачиваться, осторожничать, вживаться будет некогда, да и опасно – этот «процесс» затягивает и расслабляет, притеревшись, труднее будет рвать. В рвать надо со многим.

Если позволительно с «пикейно-жилетного» угла – я бы предложил такую «программу». Цель - накормить народ и восстановить интерес людей к труду. Методы и главные проблемы:

1. Ликвидировать брежневскую инфраструктуру - всех этих родственников, прихлебателей, любимчиков, всяких притащенных из Молдавии и Днепропетровска: Трапезниковых, Павловых [тогда управляющий делами ЦК], Голиковых, Тяжельниковых, Щелоковых... Виллы, загородные дачи, охотничьи хозяйства, раздутую охрану, сотенную, если не тысячную челядь. Это - для возрождения морального права лидера.

2. Уйти из Афганистана.

3. Сказать Ярузельскому, чтобы выкручивался сам и всем дать понять, что в Польшу не полезем ни при каких обстоятельствах.

4. Принять в отношении соцстран декларацию типа хрущевской 1956 года (которую тот тут же попрал в Венгрии). Отбросить принцип - что не по-нашему, то долой, недопустимо и не позволим. Пусть делают, что хотят.

5. Убрать СС-20 из Европы.

6. Обуздать военно-промышленный комплекс. Открыто начхать на американский шантаж и сократить численность армии вчетверо.

7. МИД поставить в подчинение ЦК. Назначить полномочного секретаря ЦК по международным вопросам. Но кого? Б.Н. явно не подходит.

8. Отпустить всех диссидентов за границу во главе с Сахаровым - и тех, кто сидит, и тех, кого Андропов ещё не успел посадить.

9. То же - в отношении всех желающих евреев. И одновременно объявить вне закона антисемитизм. Приравнять евреев хотя бы к армянам в «системе дружбы народов».

10. 70%-80% министров на пенсию.

11. Реальную самостоятельность республикам, в том числе автономным. Реальные права - обкомам. И всемерное поощрение горизонтальных связей между областями.

12. Снабжение городов, промышленных центров - за счёт областных и районных ресурсов. Централизованный фонд - минимум: для столицы и кое-каких ещё.

13. Отдать все пустующие земли пенсионерам и вообще всем, кто захочет взять, не важно для каких целей.

14. Сократить аппарат ЦК, но возвысить роль отделов ЦК. Поставить их над министерствами, чтоб трепетали и знали острастку. Освободить отделы от текучки, от административно-регулирующих функций.

15. Пропаганда. Покончить с культовщиной (это само собой), но тщательно следить, чтобы она не пролезла в щели вновь. Дать больше прав прессе - в том числе и в отношении критики партийных инстанций. Свободу выражения мыслей, идеи и манеру бичевать, звать, вдохновлять, говорить народу правду, вообще разговаривать с народом, объяснять и объясняться - черпать из литературных журналов, из произведений, вновь приближающихся к великости русской литературы. В концентрированном виде «Правда» должна всему этому показать пример.

Это - программа-минимум. И уже в первый год Андропова её должны почувствовать. Иначе все увязнет вновь. Самое тяжёлое здесь будет даже не преодолеть сопротивление, а - что делать с «отходами», с оставшимися не у дел военными, так называемыми «учёными», паразитами от пропаганды и общественной активности, теми, кто будет выброшен из госпартаппарата, особенно из идеологической сферы? Из них образуется бо-о-о-лотный социальный слой опасных безработных... Посмотрим. Но хочется надеяться. Завтра Пленум... Но скорее всего дело ограничится избранием Генерального Секретаря.

ЩЁЛОКОВА, НАКОНЕЦ, ЛИШИЛИ МАРШАЛЬСКОГО ЗВАНИЯ И ОРДЕНОВ И ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ ПАРТИИ

11 ноября 1984 г. Вчера второй раз приходил Брутенц. Польстил мне – какой я был элегантный на приёме в Кремле и что ко мне «тянутся», якобы, люди: то один подойдёт, то другой, сам же я ни к кому не шёл... А явился он, чтоб, взяв справочник АН СССР, выбрать академиков и член-коров, отметить их галочками – и я должен им позвонить, чтоб они за него голосовали на декабрьских выборах в Академии наук.

Сегодня с этим же примчался ко мне Толька Куценков. Этот, в отличие от Брутенца, который с надрывом и сверх серьёзно, в своём цинично-весёлом стиле: мол, все играют в эту грязненькую игру, почему бы и мне не поиграть – такова жизнь! И я подыграл: с серьёзным видом обсуждал и с тем и другим, кому лучше звонить и с какими шансами. Хотя противно, отвратительно. Зачем меня-то втягивать? – «единственного из замов, как свидетельствовали Вольский и Яковлев, который не подал на выборы в академики»! Но обижать не хотелось. Не хватило характера отказаться, что означало бы сказать прямо в лицо, что я их презираю.

Прочёл сегодня в «Правде»: Боголюбову, зав. Общим отделом дали Героя социалистического труда в связи с 75-летием. Членам Политбюро за эту дату дают орден «Октябрьской революции», в том числе Пономарёву, Устинову, а жополизу-чиновнику, который бумажки подносит, – Героя. Потому, что он это делал при Брежневе, когда был замом у Черненко, бывшем в то время в этой должности. Потому, что он и при Черненко – друга, приятеля – верный пёс и наушник. Ужасно.


Н. Щелоков

Вот так плодят сами всяких Щёлоковых, которого, наконец, «в связи с многочисленными письмами трудящихся», вывели из инспекторов при министерстве, лишили маршальского звания и орденов и исключили из партии. Только что под суд не отдали: не удобно перед Западом.

Б.Н. поехал в Бухарест к Чаушеску. Сегодня собрал меня, Загладина, Шапошникова: под впечатлением умиротворяющего обмена посланиями Рейган-Черненко, размышлял, как нам теперь организовывать борьбу против американского империализма. Отменил свои поручения, данные два дня назад на таком же совещании – чтоб со всего мира слать в Белый дом петиции с требованием от Рейгана перейти от предвыборных слов о мире к делу. Пропагандистский склад ума подавляет само содержание ума, в котором, казалось бы, Б.Н’у не откажешь.

ЯКОВЛЕВ - УЖЕ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ НАЧАЛЬСТВО, ОСОБО ПРИБЛИЖЁННЫЙ

11 ноября 1985 г. Общаюсь с Яковлевым по телефону. Он сдерживается, чтоб не показать передо мной, что он уже очень большое начальство, особо приближённый. Неловко ему передо мной – после всех ультра демократических и «душевных» разговоров на вечерних улицах Монреаля и после того, как я кое-что сделал, чтоб вызволить его из канадской ссылки. Тем не менее, металл в голосе звучит. Речь шла о том, чтобы дать ему двух консультантов для подготовки основы телеинтервью Горбачёва по возвращении его из Женевы. Назвал Собакина и Ермонского. Меньшикова он отверг..., как и Арбатов, очень он его не любит, впрочем, - поделом.

Спустя несколько часов, я вспомнил о Бовине – очень подходящем авторе для обращения к народу по такому случаю. Позвонил Яковлев. Я, говорит, тоже об этом подумал. Но, во-первых, его совсем не приемлет мой непосредственный шеф (Зимянин), фигура, конечно, маленькая и можно бы и проигнорировать (!!), но не хочется и по этому поводу с ним скандалить!! А во-вторых, сам Сашка (Бовин): ведь только выйдет из ЦК, получив такое задание, - сразу вся Москва узнает, что именно ему вновь поручено писать интервью для Генерального!..

Я говорю: правда, не раз он сам накалывался на этом и других подводил. Договорились, что Яковлев не будет его включать в команду, которая сегодня же отправлена в Волынское, а потом, когда ребята что-то подготовят, вызовет Бовина, «поговорит с ним» и поручит поработать над текстом.


А. Яковлев

чень много всякой работы, в том числе главной, которую должен делать сейчас Отдел – к съезду подвести итоги по МКД (международное коммунистическое движение), социал-демократии и революционной демократии. Пономарёв этим «не интересуется», потому что боится этих итогов: аллилуйу и лакировку Горбачёв не примет, а правду он не хочет докладывать в ЦК, полагая, что это будет воспринято, как результат плохой работы «на своём объекте» его, Пономарёва. Впрочем, отчасти это действительно так: если бы 10-15 последних лет работали в МКД по-горбачёвски, а не по-пономарёвски-брежневски, то положение было бы, наверно, не такое печальное, как сейчас.

ЕЛЬЦИН ПИЛ ДО И ВСЕ «ПРАЗДНИКИ»

11 ноября 1991 года. Понедельник. Российский парламент не только отменил указ Ельцина по Чечне, но и назначил комиссию для расследования, - как этот указ мог появиться. Удар или щелчок? Думаю, однако, щелчок - для российской толпы Чечня - пустяк, до лампочки... Она (в отношении Ельцина) ещё подождёт - как будет насчёт цен, хлеба и молока!!

М.С.'у так и не удалось вчера провести совещание по Чечне с его, Ельцина, участием! Пил до и все «праздники». Впрочем, Панкин сегодня был у него: получил одобрение проекта «Министерства внешних сношений».

Толя Ковалёв ходил с проектом на консультацию к Шеварднадзе. В «Новом времени» статья о том, что Бейкер ещё 20 июня в Берлине сообщил Бессмертных о заговоре и тот - известил М.С. В связи со статьей пошёл слух - что бумажечку с этим известием Черняев спрятал в ящик...

Анализ = домысел... в серьёзном журнале! До чего ж примитивны эти наши демократическо-сенсационные аналитики, как поверхностно берут в духе Агата Кристи. А дело-то и проще, и психологичнее... Не было заговора... Было намерение и расчёт на то, что Горбачёва можно будет втянуть... Был сговор за 3-4 дня до 18 августа, не дальше. И как только М.С. «дал отлуп», - все посыпалось. ГКЧП по природе своей, по своему составу изначально не способно было сыграть в Пиночета!! Было «старое мышление» и убеждённость, что все «нормальные» должны так думать. Нормальных у нас в самом деле - десятки миллионов по всей стране. Они действительно готовы были послушно пойти и за ГКЧП... Но... такие дела, делаются сотнями, а не миллионами...

Был у М.С. Ваттани (помощник Андреотти), рассказывал о сессии НАТО в Риме 7-8 числа. Действительно, фиксация политики «новой эпохи». Так это и оценил М.С... Только составные этой эпохи не те, что он полагает... Тут он диаметрально расходился с натовцами во главе с Бушем. У них исчез противник... А с точки зрения М.С. у них появился новый партнёр столь же (в перспективе) мощный.

М.С. после встречи с губернаторами США сорвался в Колонный зал на 170-летие Достоевского, где доклад делает Карякин. Юрка и меня звал... Мне и хотелось... и нет. Публика «мешала». М.С. туда пошёл: это – «по линии» Фонда культуры, т.е. Р.М.

См. предыдущую публикацию: «Говорить бесполезно: вдребадан, не вяжет». «Окружение сознательно спаивает Ельцина. И мы можем нарваться на очень серьезный оборот дела... Они сделают из него слепое орудие"... Что было в Кремле 9 ноября в 1973, 1989 и 1991 годах.

Ещё на эту тему

Перепились, наверное, в Беловежской Пуще!

FLB: «Полночь. Только что - радио: Ельцин, Кравчук, Шушкевич объявили о прекращении существования Советского Союза как субъекта международного права». Что было в Кремле 8 декабря в 1985 и 1991 годах

Для Громыко шум вокруг Афганистана полезен

FLB: «Это позволяет убеждать Брежнева и других, которые могут усомниться, в том, что «ошибки не было», что «надо было вводить войска». Что было в Кремле 6 мая: в 1973, 1980, 1984 и 1985 годах

«Политическое значение предстоящей конференции равно нулю»

FLB: Верные из мелкоты, вродезападного немца Шредера прямо просили проинструктировать – о чем им надо говорить. Мы нуждаемся в реальном экономическом мире, который зависит не от коммунистов. Что было в Кремле 26 октября  в 1974 и 1984 годах.

1 сентября сбили южно-корейский самолёт «Боинг-747» с 269 пассажирами

FLB: «Из сотен всяких сведений, в ворохе которых я копошусь который уж день, ясно, что американцы подстроили нам провокацию. Трагедия же в том, что мы ей поддались». Что было в Кремле 6 сентября в 1975 и 1983 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров