История 08.11.18 15:37

Поддатый патриарх и Брежнев обнялись

FLB: «Минут пять говорили на глазах, как говорится, у изумленной публики. И затем патриарх прошествовал через весь зал к выходу». Что было в Кремле 8 ноября  в 1974, 1975, 1976, 1982 и 1991 годах.

Поддатый патриарх и Брежнев обнялись

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь

«Откуда у людей лишние деньги? А вернее - почему у меня никогда нет никаких лишних денег?»

8 ноября 1974 г. Скучный день. Вчера был на параде. Шел все время дождь со снегом, весь промок и был, конечно, без шапки. И вообще. даже на фоне наших референтов я выгляжу, должно быть, затрапезным, в стареньком сером пальто и дешевых ботинках. Спасает умение носить вещи. И всегда появляется недоумение: почему люди (те же референты), которые получают на 70 рублей меньше меня, одеты лучше и выглядят более состоятельными. Не будь заграничных поездок - не было бы приличной одежды! Откуда у людей лишние деньги? А вернее - почему у меня никогда нет никаких лишних денег?

На трибунах было необычайно много народу. Не помню такого. Не протиснешься. В речи Гречко впервые отсутствовал знаменитый оборот: «однако силы империализма продолжают угрожать, поэтому мы будем и впредь.» Эта тема сделана элегантнее. И кроме того, он залез не в свою тему, впервые на таком уровне заявил, что в условиях разрядки классовая борьба разворачивается сильнее.


Министр обороны СССР А. Гречко

Кончился парад. Ждут все появления демонстрантов. А их нет и нет. Потом из-за Исторического музея появились поливальные машины. Демонстрация была отменена после того, как демонстранты с 7 утра мокли под дождем и уже продвинулись к Красной площади. Сделано, должно быть, под предлогом «заботы о людях».

Потом был прием во Дворце Съездов. Обычно я не хожу туда. На этот раз меня уговорил Джавад, мол, чтоб повидаться с австралийцами (приехал Кленси, председатель СПА) и отделаться от них на все праздники. С Кленси я действительно пообщался. Подгорный произнес скучную речь. И вообще начальство через полчаса удалилось. Заслуживали внимания: Марта Бушман, австрийская красавица из ФРГ; Арбатов с женой, которая блистала среди академиков. Скоро очередные выборы, а Арбатов один из знатных претендентов. Александров-Агентов, обрядившийся в дипломатический мундир со всеми медальками и орденом Ленина. Несмеянов, бывший ректор МГУ, бывший президент Академии наук, которому стало дурно и его вынесли, что, впрочем, не произвело никакого впечатления на окружающих.

Вечером был в гостях у школьного друга Феликса. Там были и другие школьные друзья. Удивительное это явление. Как далеко мы разошлись в жизни, и как много у каждого было возможностей обзавестись интересными друзьями и средой. И эти возможности не раз становились реальностью. И тем не менее осталось что-то такое, что неодолимо тянет нас друг к другу.

"Брежневские замечания очень неопределенны и не отформулированы"

8 ноября 1975 г. Второй день праздника. Вчера был на параде и частично задержался посмотреть демонстрацию. Обратил внимание на выдержанную в миролюбивом духе не стандартную речь Гречко с Мавзолея: упомянул даже «Союз-Апполон». И, что особенно любопытно, парад был дан в «оборонительном варианте». Новинки – ракетные установки по низко летящим самолетам, пехотная ракета «Стрела» и без ракет стратегического назначения.

Пошел и на прием в Кремлевский Дворец съездов. Брежнев сам сказал тост – тоже довольно мирный. Потом пошутил, предложив маршалам и генералам ухаживать за дамами. (А дамы там разные, - все шикарно одетые, но очень мало, кто со вкусом). Был один эпизод, на который все обратили внимание: патриарх Всея Руси со своей свитой, уже, видно в поддавшем состоянии, направился в сторону президиума, Брежнев поднялся ему навстречу. Они обнялись и минут пять говорили на глазах, как говорится, у изумленной публики. И затем патриарх прошествовал через весь зал к выходу.


С 3 ноября мы опять в Ново-Огарево (Александров, Блатов, мы с Карэном и Шишлин). Загладин бывает наездами. Участвует только в обсуждениях. И явно не хочет ангажироваться. А Карэну «интимно» сказал, что текст скучный и что надо усилить «классовость», что от болтовни о разрядке выиграли все, и Запад, и Восток, – ерунда, Хельсинки состоялись и «Бог с ними», надо держать курс на отщипывание от империализма кусок за куском и т.д. Не поймешь – то ли он набрался этого где-то в верхах, то ли сам придумал под влиянием французов. Между прочим, замечания, которые были получены на августовский наш текст от Брежнева и, особенно, от Громыко дают основание думать, что Загладин, хоть и забегает вперед, но в «нужном направлении».

Брежневские замечания очень неопределенны и не отформулированы. Он прослушал текст, что-то отчеркнул сбоку или под строчками по принципу «догадайся, мол, сама», поставил знаки вопроса кое-где, а в отношении оценок по части «установления мира» сказал, что надо сдержаннее и осторожнее. А Громыко, хоть и «высокодобрил» текст, по существу отверг всякую разоруженческую перспективу, практически исключил возможность сдерживания гонки вооружений, дав понять, что это нам невыгодно и что не надо тут очень уж повязываться, мы, мол, на это не идем. Мы все рот разинули, а Александров нервно заявил, что он с этим не может согласиться. Андропов же, напротив, вроде вполне одобрил курс, изложенный в нашем тексте - на то, что дальнейшая разрядка по существу лишается реальной перспективы без акцента на устранение гонки вооружений.

«Все в конце концов становится на свои места, даже богостроитель Богданов»

8 ноября 1976 г. Вчера вечером читал материалы к редколлегии «Вопросов истории». Среди них посмертное слово академика Струмилина «о науках исторических». Около 70-ти страниц. Поразительная вещь – и все в том же направлении, о котором я писал в связи с выставкой Кончаловского. Все в конце концов становится на свои места, а у Струмилина – даже богостроитель Богданов, который, оказывается, предсказал и ЭВМ, и основные принципы кибернетики, оргнауку, не говоря уж о том, что умер от медицинского опыта на себе. Интересно, как отнесутся члены коллегии? (Статью завалили).

Перечитал свой опус десятилетней давности (это то, что в свое время Федосеев сделал объектом изучения моего ревизионизма). С каким блеском написана вещь! Теперь уже так не напишу, наверно. Между прочим, там предсказаны все процессы в рабочем и комдвижений, которые сейчас вышли на политическую поверхность.

«Неужели Пономарев начал действовать по принципу Людовика XVI?»

8 ноября 1982 г. Читаю Ю. Давыдова «Две связки писем». Роман в «Дружбе народов». Про Нечаева, Лопатина, походя Бакунина, Лаврова, Герцена. Великое дело делают эти рядовые наши писатели, которые восстанавливают живую историю в ее самых великолепных и благородных точках. И здесь, конечно, есть подтекст и даже прямые формулы, обращенные к нам, к советскому человеку... И не так уж, наверно, мало людей у нас, на кого производят действие эти исторические примеры и мысли. Правда те, от кого зависит наша нынешняя история, ни этих, ни других романов не читают, так же, как, например, не читают «Литературку» хапуги, воры, насильники, взяточники, проходимцы, алкоголики и проч., кого она столь яростно и квалифицированно разоблачает и клеймит.

Совсем забыл зафиксировать еще одну информацию, полученную от Арбатова. У Киселева (белорусский первый секретарь) – рак. При смерти от рака же 80-ти летний Пельше, известно, что Кириленко еще в сентябре отстранен от должности (и, кажется, его уже не было на праздничных портретах). Так что, на предстоящем Пленуме, очевидно, будут заполняться вакансии.

Узнал сегодня от дежурного, что Б.Н. согласовал французское приветствие с Зимяниным (на приеме) – в том смысле, что убрали выражение «трагические ошибки», заменив: «Вместе с тем по мере строительства социализма возникали (в СССР) проблемы»... Так и в газете сегодня (приветствие ИКП еще не опубликовано). Уверен, что Жора закатит скандал. Неужели Пономарев начал действовать по принципу Людовика XVI? Дела его при Андропове, конечно, не важны... И как бы его не сделали после Пельше председателем КПК.


Секретарь ЦК КПСС Б. Пономарёв

«…Чтоб не мешали делать новый Союз»

8 ноября 1991 года. Второй день "праздника"... Вчера утром "в насмешку" по ТВ показали "7 ноября на Красной площади в 1980 году" - Брежнев, Устинов, Суслов, Пономарев ... И ... Горбачев... На 2-ом плане! Издевательство: ужасаешься тому, что мы в этом жили... Но жили же! -и горько! Был на "42-ом", по случаю 70-летия Юры Плама. Там - родственники его из Калининграда, которые органично живут с литовцами и прекрасно себя в их среде чувствуют, "ставят даже в пример" их образ жизни. Сожалеют что Литве не дали независимость два года назад..

Написал письмо Бушу от М.С., которое повезет Яковлев: с лекциями и во главе "группы по стратегической стабильности". Пытался закончить письмо-инструкцию для наших послов в странах "большой семерки", чтоб они не очень якшались с посланцами наших суверенных новогосударств, чтоб не мешали делать новый Союз. Но плохо получается. Да и уверен, что никуда это не пойдет.

См. предыдущую публикацию: «Андропов- Черненко, обоих держит на поводке». «Леня ушлый по части кадровых дел. Невидимо» образует ситуацию соперничества..., чтоб они нуждались в нем, как в арбитре. Что было в Кремле 7 ноября в 1976, 1982 и 1983 годах

Ещё на эту тему

Дело затеялось почище «программы 500 дней»...

FLB: «Горбачёв поручил мне встретиться с двумя профессорами из Гарварда вместе с Явлинским. Будем вести экономическую реформу». Что было в Кремле 17 мая: в 1974, 1981, 1985 и 1991 годах

«В Сургуте покончил самоубийством бывший генсек компартии Греции»

FLB: «Пакет со сделанными КГБ снимками висящего в петле Захариадиса. Грозился это сделать, если его не реабилитируют, не восстановят в партии. Жуть.» Что было в Кремле 17 сентября: в 1973, 1987 и 1989 годах

Трое суток в Форосе

О том, что увидел и услышал помощник президента Анатолий Черняев, оказавшись вместе с М.С. Горбачёвым в Форосе

«Попортил дело Ельцин»

FLB: «Поднял территориальный вопрос, вопрос границ. Это усилило сепаратистские тенденции на Украине». Ельцин  под давлением людей, которые хотят «сбросить с себя бремя других республик». Что было в Кремле 2 ноября   в 1975, 1983,  1984 и 1991 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров