Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь
««Morning Star». Газета гибнет: просят помочь спасти. И партия гибнет, как классовая»
5 ноября 1983 г. Завершили доклад для Пономарева. Поскандалил с ним по поводу его очередной истинной лжетеории «о провалах империализма» (на фоне разгрома Гренадской революции, позиции Румынии, исчезновения социализма в Польше, Анголы, дышащей на ладан, Мозамбика, где Самора поехал «по Европам» в поисках оружия; на фоне установки американских ракет в Европе, нашей беспомощности защитить Ливан и Никарагуа, отступления рабочего движения даже в экономической борьбе, втягивания Миттерана и Накасонэ в НАТО, тяжелейшего удара по всей революционной стратегии Кастро в Латинской Америке и т.п.). То ли он действительно не понимает, что происходит в революционном процессе, то ли сознательно занимается оптимистической демагогией. Значит: либо мы окончательно подчинили теоретический смысл текущей пропаганде, либо мы и в самом деле не в состоянии смотреть правде в глаза. А ведь Ленин не стеснялся признавать такие «спады» (III Конгресс КП, ВКП(б), на XIV, на XV съездах).
Чего же он тогда пыжится изображать собрание редакторов компечати, как mini- Совещание компартий! Ведь они на смех поднимут такой дешевый оптимизм, справедливо увидев бессилие и теоретическую нищету КПСС... А мы ведь, начиная с ноябрьского Пленума обещали «реалистически оценивать обстановку». Впрочем, в Заявлении Андропова подобного нет! Но МКД правит пока Б.Н. Стыдоба.
Козлов и Вебер в коридоре поджимали животы: ты, говорит, вел себя, как проштрафившийся футболист. С судьбой-то ведь не спорят! Он тебе уже две желтые карточки показал, а ты все свое! Смотри, говорят, дисквалифицирует он тебя на три последующие доклада!
Был на торжественном заседании во Дворце Съездов. Андропов не появился. Доклад Романова – без тени культизма. Без хвостовства и почти без демагогии. Представляю себе, каков бы был доклад у него же год назад! Что-то таки заметно изменилось в атмосфере. Андроповская эра хоть в этом дает о себе знать.
Были у меня сегодня Чейтер и Mary Rosset из «Morning Star». Газета гибнет: просят помочь спасти. И партия, по их оценке, гибнет, как классовая.
Дезька (Давид Самойлов) прислал свой последний сборник и милое письмо.
Горбачев крыл авторов и обещал их «прогнать»
5 ноября 1990 г. Сегодня был я на президентском совете. Абалкин докладывал о мерах по стабилизации. Вызвала скандал воскресная статья в «Комсомольской правде» Шаталина, Петракова и Ко с резким осуждением экономической политики президента и разгромными выпадами против Рыжкова. Горбачев вслед за Лукьяновым, Маслюковым и Рыжковым крыл авторов и обещал их «прогнать». Весь этот совет производит жалкое впечатление. Рыжков грозил пришествием диктатуры. Лукьянов шантажировал демократами. Шеварднадзе говорил о том, что надо изучить вопрос о порядке сдачи власти. Я уехал раньше, чтоб вдали от телефонов сочинять речи для Германии.
Мою заготовку для 7 ноября М.С. сегодня передиктовал, взял из нее 40 % - не самое, по моему, сильное, остальное из Яковлева и какого-то третьего текста. Получилось опять длинно, разностильно и полно банальностей, которых сейчас у него все больше.
«Не будь нас втроем рядом - быть беде...»
5 ноября 1991 года. Вторник. Сегодня у Горбачева был Престон. Подписали соглашение о вступлении в МБРР... вроде - от "Союза", который все газеты и другие СМИ у нас называют уже "бывшим",.. в то время как главы иностранных государств поздравляют "СССР" с 74-й годовщиной Великой Октябрьской Социалистической революции!
Вчера был Госсовет. Взволнованная вводная речь Горбачева "о текущем, тяжелейшем моменте", но главы суверенных государств (бывших союзных республик) отказались ее обсуждать... Он их настойчиво призывал к обмену мнениями и к "совместной работе"... Отмалчивались... А Ельцин, опоздавший на 15 минут, грубо потребовал "идти по повестке дня". Повестка дня включала вопрос об исполнении Экономического соглашения, по которому ничего не делается... Меморандум о внешних долгах, на который М.С. всем ссылался в Мадриде и в Латче, оказался подписанным лишь наполовину... Муталибов и Каримов заявили, что не они должны платить, а им еще Центр должен заплатить... И как Явлинский их ни призывал не следовать большевикам 1917 года, заявившим, что царь брал долги, пусть и платит, - не вняли...
Упразднено около 80-ти союзных министерств. Около 50.000 чиновников в одной только Москве к 15 ноября - на улице. Геращенко сегодня закрыл счета (вслед за студентами и профессорами университетов) государственным чиновникам. Я, например, сегодня зарплаты уже не получил.
Горбачеву на закрытой части Госсовета удалось отстоять МИД (не в 10 раз сократить, по Ельцину, а на 1/3), МВД и единые Вооруженные силы. По МИДу, наверное, подействовала его информация о позиции Буша, Гонсалеса, Миттерана. Сегодня в этом же духе я дал сообщение в ТАСС о "желании Запада" иметь дело с Союзом и об ужасе перед требованием упразднить МИД.
Сегодня мы (я, Игнатенко, Грачев) уговорили, наконец, М.С. дать интервью Би-Би-Си Маше Слоним - к серии "Вторая русская революция". Он был великолепен. Говорил 1,5 часа... Ярок, определенен, красноречив, глубок, искренен, не сорвался ни в языке, ни в оценках - даже Лигачева и Ельцина. Поразительно. Мы потом его очень хвалили и даже выпили за это джину.
Но сразу после этого Турбин (генеральный прокурор) сообщил ему, что какой-то юрист из бывшего КГБ 27 возбудил против него уголовное дело по статье 64 - за измену Родине: отторжение территорий (Латвия, Литва, Эстония). Он весь растерянный хватался за трубку, хотел звонить - одному, другому: остановить "Правду", где это собрались печатать, запретить, рассыпать набор, предупредить... Словом, - из него лез Генсек: как осмелились! Не будь нас втроем рядом - быть беде... Мы - в один голос: это же сюжет для раздела "рога и копыта" в юмористическом журнале. Он успокоился, поехал лечить зубы.
См. предыдущую публикацию: «Брежнев: Пошли они к е*ене матери!» «Садат меня дважды среди ночи подымал по телефону: «Спасай!». Мы дали им технику, новейшую, какой во Вьетнаме не было. И что? Их опять раздолбали». Что было в Кремле 4 ноября в 1973 году.