Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь
26 октября 1974 г. С 14 по 19 октября был в Варшаве. Болтающийся прицепной салон-вагон для Пономарева и Катушева. Ужин там часов до двух ночи. Жилин в роли наглого шута. Панибратство с Катушевым. «Шестерка» в Варшаве, на вилле, отведенной Пономареву. «Шведская» гостиница, где жили остальные и все прочие из других стран. Закулисная работа вместе с поляками: по проблеме двух греческих партий.
Известно было, что, как минимум, румыны поставят вопрос о приглашении «внутренней» КПГ и что итальянцы их могут поддержать. Перехвачен был ночной звонок Серге (ИКП) в Афины: посоветовал «внутренникам» послать телеграмму в Варшаву. Поэтому срочно была инспирирована аналогичная просьба от Листера (Листер – герой Гражданской войны в Испании – создал маленькую просоветскую партию в противовес официальной компартии Испании, впавшей в ревизионизм) из Парижа, и организовано в Риме интервью «нейтрального» корреспондента с представителем партии «Манифесто» (маленькая группа, отколовшаяся от ИКП, занимала левацкие позиции), которая, мол, тоже проявила «интерес» к Варшаве. И то, и другое было «ненавязчиво» доведено до сведения румын, итальянцев и испанцев. И они завяли...
Впрочем, Андрей – секретарь РКП не удержался, чтоб не затронуть проблему «объединенной делегации коммунистов Греции». В ответ греческая делегация распространила в письменном виде очень грубый протест. А Канапа на заключительном заседании взял краткую реплику, в которой заявил, что партия (т.е. румыны), поучающая нас тут насчет независимости и невмешательства, является единственной среди присутствующих, которая вмешивается в дела другой партии.
Вообще румыны выглядят уже вполне комически и вызывают легкое презрение своими назойливыми повторениями темы невмешательства и самостоятельности. Да и в самом деле – атмосфера отношений между партиями настолько изменилась, что никто реально не ощущает вмешательства, или какого либо давления с нашей стороны. Больше того, все знают, что могут не согласиться с нами по любому вопросу – и от этого «ничего не произойдет». А мы в свою очередь воздерживаемся от таких проблем, по которым можем встретить «несогласие». Например, Б.Н. сам, еще в Москве, предложил снять из своей речи абзац о китайцах. И это было мудро. Это сразу обезоружило всех потенциальных оппозиционеров и вызвало вздох облегчения у тех, которые вслед за нами сочли бы своим долгом тоже сказать на эту тему (прежде всего- соцстраны).
От югославов не ждали ничего неожиданного. Но факт их присутствия вызывал любопытство. Они произнесли свои обычные заклинания: против блоков, в обоснование неприсоединения, как условия независимости, о самом этом движении, как главной международной силе и проч. Тем не менее они здесь и согласны оставаться.
Глядя на участников встречи, физически ощущаешь непередаваемую словами тягу к демонстрации себя как международного движения. Объяснение: времена наступают трудные и непонятные, и на всякий случай лучше «держаться вместе», по крайней мере не обижать Москву, помощь которой в любой момент может понадобиться. У мелкоты, которых дома почти никто не замечает, демонстрационная потребность выглядеть частью международного целого, очень много. Верные из мелкоты, вроде люксембуржца Урбани, западного немца Шредера и т.п. прямо просили Загладина проинструктировать – о чем им надо говорить. Т.е. им самим вся эта затея – ни к чему. Но раз она нужна КПСС, пожалуйста, они готовы на все, так как «КПСС знает, что делает» и от нее многое зависит повсюду. А нам демонстрация единства нужна, чтоб оставаться идеологической державой: это наш и внешний, и внутренний капитал.
Непосредственное политическое значение предстоящей конференции равно нулю. Ничего она не изменит и ни на что не повлияет, как, впрочем, и общеевропейское Совещание государств (Женевское). Об этом Пономарев нам, своим, твердит почти каждый день. Это все хорошо понимают. Даже в теоретическом плане... Мы ведь не можем всего сказать о нынешнем положении в мире и в Европе, да еще на коммунистическом собрании! Потому, что мы не можем политически противопоставить себя своим «классовым противникам» до такой степени, до какой это мыслимо с точки зрения нашей марксистско-ленинской теории и как того хотели бы наши братские партии из капиталистических стран. Мы нуждаемся в реальном экономическом мире, который зависит не от коммунистов. На днях я прочел материал о наших экономических связях с капиталистическими странами. Там весьма внушительные вещи, мы интегрально повязаны с капиталистической экономикой.
И рядом с этим вырастают проблемы, которые никакое комдвижение не решит. Неделю назад Киссинджер дал интервью Рестону – философское. Киссинджер выступает там, как «историк», а не как государственный деятель. И начинает с того, что все цивилизации в конце концов погибали, истощив свои ресурсы идейности и исторического воображения. Свою задачу он видит в том, чтоб оттянуть конец нынешней цивилизации. Угрожает ей голод и нехватка энергии. Продовольственная проблема приобретет катастрофический характер. (Кстати, недавно с Б.Н.’ом встречался Кришнан – один из лидеров индийской КП. Сообщил, что уже есть случаи голодной смерти. На этой почве поднимается волна правой реакции и Индире реально угрожает переворот. Просил для спасения положения 2 млн. тонн зерна. Индира просила об этом Брежнева месяц назад. Увы – им дважды отказали). Над всем этим инфляция (которая есть результат исчерпания кенсианских средств развития капитализма) – она грозит полным хаосом.
Мы, СССР, исходим из того, что сможем «отсидеться» от этих бед. Киссинджер считает, что это не удастся. И в определенной степени он прав. Мы, например, уже объявили своим социалистическим друзьям, что не сможем и впредь продавать им нефть по 16 руб. за тонну, тогда как на мировом рынке она 80-120 руб. Но, если мы поднимем цены на нефть, потом на всякое другое сырье, то при структуре экономики братских стран, которая сложилась под нашим влиянием и давлением, эта экономика рухнет в несколько месяцев. Политические последствия от этого понятны!
А в мировом масштабе надвигается новый фашизм, он вырастает из кризиса. Возможна и новая война, для начала – войны. На подъеме кризиса коммунисты во многих странах набирают очки и их продвижение к правительственным сферам становится все заметнее. Но «верхи» это не только видят – они все чаще начинают говорить в открытую о том, что армии нужны теперь для внутренних нужд. Вообще грядут любопытные времена. И сколько я ни читаю всякого о том, что может произойти в ближайшей перспективе, ничего путного не видел. Да, и кто решится предсказывать.
Варшава – современный внушительный город. Хоть поляки и говорят, что в своей исторической части он восстановлен по старым чертежам (оно, наверно, так и есть), но современные вкрапления: массивы высотных домов, сквозные магистрали с серпантином развязок, переходы и галереи торговых центров, «шведские» гостиницы и проч. Лишили Варшаву провинциальности, какой много в Праге, Берлине, даже в Будапеште. Это западный город, напоминающий местами голландские города.
Стриптиз в «Доме науки и культуры» - высотном доме типа нашего на Котельнической набережной, построенного Сталиным в подарок Варшаве! Красивые девушки. Одна особенно хороша, трясла своими прелестями в двух метрах от Пономарева, сидевшего, естественно, вместе с членами Политбюро ПОРП на самом почетном месте. У Б.Н. давно заметна склонность к такого рода западным развлечениям. Но интересно, как укладывается в его ортодоксальном мозгу тот факт, что для лидеров наших братских социалистических государств – это нормальный вид вечернего, праздничного отдыха и что в условиях «развивающегося» социализма в Польше, Венгрии этот бизнес получает все большее распространение.
В Варшавских магазинах, в отличие от наших, есть все! Любого качества – от похожей на нашу ширпотребную дрянь до лучших образцов на уровне Запада, в том числе польского происхождения. Но стоит это фантастически дорого. Может быть это и не дороже, чем у нас..., но у нас это имеется только в закрытой для публики секции ГУМ’а.
«Спроситьу Пономарева – зачем он живет?.. Сочтет спрашивающего за сумасшедшего"
26 октября 1984 г. Вчера перечитал «Исповедь» Л.Н. Толстого. Спорить можно с ним по каждому ряду аргументов, но суть он схватил (вернее воспроизвел из всего предшествующего духовного развития человека) – «зачем мы живем?» И ответа нет. Другое дело, что для миллиардов людей, в том числе интеллигентов, такого вопроса всерьез и не существует. Спросить, например, у Пономарева – зачем он живет?.. Он сочтет спрашивающего за сумасшедшего, а еще хуже – ревизиониста и антисоветчика.
См. предыдущую публикацию: «Социализм по модели 50-60 годов зайдет в тупик». «В каждом почти абзаце увидишь признание, что дела идут худо. Однако у всех правильное впечатление: плана для выхода из положения нет». Что было в Кремле 25 октября в 1980 и 1984 годах.