История 27.09.18 7:54

Явлинский выдал сегодня о золотом запасе - 240 тонн осталось...

FLB: «Горбачёв разрешил Явлинскому устно конфиденциально назвать эту цифру. Распродавали, оказывается, по 400-500 тонн в год... У США -  4.200 тонн -у нас 240!». Что было в Кремле 27 сентября: 1984, 1988, 1990 и 1991 годах

Явлинский выдал сегодня о золотом запасе - 240 тонн осталось...

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь

ЧЕРНЕНКО ДАЛИ ТРЕТЬЮ ЗВЕЗДУ ГЕРОЯ В СВЯЗИ С 73-ЛЕТИЕМ. БРЕЖНЕВИАДА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

27 сентября 1984 г. Всю неделю занимаюсь англичанами. Вчера была встреча в Политбюро. Её очень удачно, умно провёл Горбачёв, откорректировав наш идеологический пуризм и задиристость, создав атмосферу подлинного товарищества акцентировкой на политику и признанием права на своеобразие.

Наш Б.Н. (Пономарёв) был в своём обычном, банальном амплуа. Стыдно. Англичане «в обаянии» гостеприимства и доброжелательства. Им показали колхоз, совхоз, завод им. Орджоникидзе. Я с ними был почти постоянно, говорил обо всём, о чём оказывалось уместно. И нигде им ничего не навязывали, нигде их «не учили» и не «призывали». Даже когда сегодня у меня два часа рассказывали им про китайцев, это сделано очень корректно, предельно объективно, только на фактах, а выводы пусть сами делают. Завтра их провожаю.

Горбачёв потом, после встречи с ними, позвонил, интересовался «ну, как?», а потом допрашивал, что я думаю о поездке его в Англию во главе парламентской делегации (его зовут все, от Тэтчер до...). Он сказал об этом на беседе. И Макленнан энергично поддержал идею поездки. И я тоже – ещё более энергично, даже нахально, сказав, что это будет акт нашей «европейской политики». 

Потихоньку, урывая часы на работе, доделывал записку и план работы с МКД для Политбюро. Теперь могу опереться на то, что говорил Горбачёв англичанам. Вчера забежал ко мне Амбарцумов. Поговорили. Я отказался что-либо предпринимать – «из гордости». Он тоже не собирается распластываться и бить себя в грудь. Тем не менее, проснулся сегодня ночью от мысли, почему бы не написать своё мнение Косолапову, покрутился с боку на бок, потом встал и тут же написал две язвительные страницы (приложу на память). Утром отправил. Интересно, что он будет с этим делать?

Черненко дали третью звезду Героя в связи с 73-летием. Брежневиада продолжается без попыток сделать как-нибудь по-оригинальнее. Речь его (на юбилейном пленуме Союза писателей), над которой три месяца работала бригада умных спичрайтеров, очень хороша. Дай Бог, чтобы ею руководствовались чиновники от культуры.

ДОЛГИХ - НА ПЕНСИЮ. ДЕМИЧЕВА - НА ПЕНСИЮ. ГРОМЫКО - НА ПЕНСИЮ. ДОБРЫНИНА - НА ПЕНСИЮ. СОЛОМЕНЦЕВА - НА ПЕНСИЮ

27 сентября 1988 г. Эти два дня М.С. занимался расчисткой Политбюро и Секретариата. Вчера с утра вызывал к себе по очереди. Начал с Громыко. А сегодня провёл Политбюро. Известные пока результаты:

Чебрикова - секретарём ЦК.
Яковлева - на международные дела.
Медведева - членом ПБ по идеологии.
Воротникова - председателем Верховного Совета РСФСР взамен Орлова, т.е. на менее властную позицию.
Долгих - на пенсию.
Демичева - на пенсию.
Лукьянова - в кандидаты ПБ и первым замом председателя Верховного Совета.
Громыко - на пенсию.
Добрынина - на пенсию (но пообещал ему потом взять личным советником «при президенте»).
Бирюкову - в кандидаты ПБ и зам. предом Совмина СССР.
Талызина вместо Антонова в СЭВ.
Соломенцева - на пенсию.

Странно, что он не возвёл Болдина в секретари. Торопит его то обстоятельство, что после его записки о реорганизации аппарата утечка, конечно, произошла, «и никто ничего не делает». Заходил сегодня в Международный отдел, рады все мне. А один сказал: «Ну, что Вы, Анатолий Сергеевич, никто не работает, курят по коридорам и стонут: боятся на пенсию»...

30-го М.С. хочет провести Пленум, «всё это затвердить» и быстро реорганизовать и сократить аппарат. Вечером звонит мне по пустяку: программу для Де Миты (итальянский премьер). Ну, ты слыхал, наверно?
- Слыхал кое-что...
- Не прибедняйся... Ладно, пришли мне программу (для Де Миты) домой. А то я в состоянии аффекта сейчас.

Да, ему не позавидуешь. Каждому что-то сказать... и спровадить, а ведь он с ними три года перестройку делал. Правда, мало было от них толку, но они старались.

Добрынин позвонил после ПБ. Ну, говорит, вот и кончилось моё секретарство. Бодренько так говорит. Как обычно. Оно, конечно, силы ещё есть и разум вроде не иссяк. Поэтому слово «пенсия» без восторга принял... Но надо ему отдать должное: не хныкал, не жаловался. А я посочувствовал и прикинулся дурачком: мол, впервые услышал и удивлён!

В общем-то секретаря из него не получилось. Но мужик он неплохой и мне_бы ещё пригодился на американском направлении.

А в Международный отдел я ходил к Пономарёву. Очень он меня жалостливо просил: «по делу, а не личное»... А дело такое. Он отдыхал в Болгарии (в обыкновенном санатории, после персональных дач-то!), там виделся со всякими отдыхающими из братских партий. И наговорили они ему о том, что негативизм в нашей печати подрывает им позиции. И надо, мол, учил меня Б.Н., давать позитив о наших достижениях. Спрашиваю: какой же позитив?

- Ну, о завоеваниях социализма, что нет у нас безработицы, что здравоохранение и образование бесплатны и т.д.

Я завёлся: во-первых, безработица уже есть и будет, а здравоохранение и образование в таком срамном состоянии, что и заикаться стыдно. Отпуска у них на Западе 5 недель, у нас - две. На наши пенсии прожить никто не может. Жизненный уровень в 2-3 раза ниже. О таких достоинствах писать? Опять демагогией заниматься? Тогда-то не верили, а уж сейчас подавно. Наши братья привыкли жить на иждивении у нас и на иллюзиях. А когда мы их оставили наедине с их реальностями, они оказались на мели. Нет уж, Б.Н.

Жалок он и смешон. Записку передал для М.С. - что, мол, надо обратить внимание на молодёжь. Спасибо, М.С. так бы не догадался. Просил пристроить его к написанию какой-нибудь истории КПСС...

Увидел я, что хоть целыми днями он сидит в Международном отделе в этой полутёмной комнатушке, мало что читает, мало знает о том, что пишут о перестройке. И уж совсем ничего не понимает.

КУЛАЦКАЯ НАТУРА. И ЧТОБ М.С. УВИДЕЛ, КОГО ОН ПРИГРЕЛ И ВОЗНЁС!

27 сентября 1990 г. Одиннадцатый час, а я ещё дома. Так что и здесь «дисциплина захромала». Раньше никогда бы себе не позволил... Сегодня надо заготовить телеграмму М.С. для Вайцеккера по случаю объединения Германии, подобрать кое-что для завтрашней его встречи с «Дженерал электрик». Определиться с графиком на октябрь-ноябрь: к Миттерану, на ПКК/Политический консультативный комитет (похороны ОВД/Организации Варшавского договора) в Будапеште, в Испанию, к Колю на его малую родину и с большим советско-германским Договором, к Андриотти с Договором и за «Фьюджи», на общеевропейский саммит и т.д.

Он все откладывает решение – уже и Шеварднадзе стучится ... (Кстати, в ООН Э.А. произнёс очень «продвинутую» речь, которая означает, что мы окончательно порвали с идеологической внешней политикой. «Там» она произвела впечатление, а здесь мне пришлось давить на Ефимова (редактор «Известий»), чтоб опубликовали полностью). 

М.С. вчера звонит: вот, говорят, что Горбачёв после Хельсинки ничего к Персидскому кризису не сделал...
- Кто говорит?
- Американцы...
- Как же так? Вы чуть ли не каждый день встречаетесь с разными иностранными деятелями и утверждаете свой подход – «хельсинский»... А потом: речь Шеварднадзе – это же Ваша политика продемонстрирована. Разве кому в голову придёт, что это он сам «себе позволяет».

М.С. успокоился. Но откуда он взял? Кто подкидывает? Я такой информации не видел. Но у него, видимо, какой-то особый источник есть.

Вчера с Андреем Грачёвым начали подбирать кадры в международный отдел при президентском совете. Кое-кто - из Международного отдела ЦК, но в основном свежие, заявившие о себе в «непартийных» газетах.

Бовин все просится: «Граф, давай посидим, потрепимся по душам». Я всё обещаю, но не выходит и пить не хочется. А главное – неинтересно мне уже. Ничего из того, что бы я не знал из газет, от него я не получу. Теперь душеотведение на кухнях, чем славился застойный период, уже как-то не привлекает.

Фролов - 10 дней с женой и двумя помощниками по Франции на машинах (праздник «Юманите»), две недели – в Италии (на празднике «Униты»). А 2 октября партсобрание в «Правде» с повесткой дня: о выражении недоверия к руководству. Я был бы очень рад, если б его приложили именно тогда, когда он «достиг» высшей своей точки. Кулацкая натура. И чтоб М.С. увидел, кого он пригрел и вознёс!

УГОВОРИЛИСЬ С МЭРДОКОМ ОБ ИЗДАНИИ ГОРБАЧЁВСКОЙ БРОШЮРЫ «АВГУСТОВСКИЙ ПУТЧ». 100.000 - АВАНС, 500 ТЫС. ПЕРВАЯ ПАРТИЯ ГОНОРАРА

27 сентября 1991 года. Четверг. Вчера «Би-Би-Си» снимала меня (Маша Слоним, оказывается, внучка Литвинова) для сериала «2-я русская революция»... (я раньше ещё наговаривал им для 2-й серии. Эта - 7-я: о путче и вокруг). Два часа они спрашивали масштабно - о перестройке, Горбачёве. Отчасти и о нашем заключении в Крыму. Очень деликатная публика... И действительно хотят истины... И монтаж талантливый. Вечером Брейтвейт (посол) пригласил в свои роскошные шехтелевские хоромы. Показали 6-ую серию, которая кончается стоп-кадром - записью перед любительской камерой Горбачёва в «Заре» в ночь на 19-е августа. Поразительное, обречённое лицо!

Были Яковлев, Лаптев, Шахназаров, разные англичане. Прекрасный вечер,- потом dinner - за серебряной посудой... Умное застолье... Всё вращалось вокруг путча. И я, оказалось, им интересен. Очень жалели кинематографисты, что не добрались до меня раньше, хотя добирались. Маша звонила в 7 утра: умная, точёная еврейка,.. впрочем, умеет хорошо и честно зарабатывать. Я сидел рядом, распространялся на разные темы, распускал павлиний хвост... Но чувствовал, что она в уме отбирает только то, что пригодится для работы в «Би-Би-Си» (она давно - британская подданная). Хорошо посидели...

А сегодня спроваживал Явлинского к Мейджору и Колю. Писал для него послания (от М.С.) - к премьеру и канцлеру, а также - Бушу... Одновременно переделывал материал, который позавчера ещё поручил сделать М.С. к его встрече с Мубараком. Одновременно писал послание М.С. для сбора в Бабьем Яру, куда он сам таки не хочет ехать, посылает Яковлева.

Принимал корреспондента Time'а и договаривался с ним о публикации моего дневника в Форосе. Одновременно отдам в «Известия». 23 страницы получилось.

Нервотрёпка и напряжение. Заглянул в поликлинику: ЭКГ хуже, чем позапрошлый раз, но лучше, чем прошлый, а давление - нижнее -110, никогда такого не бывало! Загнусь я...

Сидели у М.С. в кабинете вдвоём. Рассказывал, как они «Мартовские Иды» смотрели с Р.М. вчера по случаю 38-й годовщины своей женитьбы. Вычленял актуально звучавшее: об убийстве диктатора, о поэзии и т.д.

Подписал письма Мейджору, Колю, Бушу... и Обращение к читателю для брошюры «Августовский путч»: завтра приедет от Мэрдока Белл - издатель.

С Бовиным сговорились пойти, наконец, в кабак (в Марьиной Роще, на Октябрьской улице). Но я опоздал (из-за М.С.). Он не дождался. И я его уже не нашёл даже в том самом армянском кабаке, хотя там «в принципе» его знают. Обиделся, наверное, поискав, позвонив.

Рекомендовал Горбачёву генерала Батенина в помощники по обороне, Петракова - взамен Воронина в ЕС и В.И. Щербакова -в советники по международным экономическим отношениям. Он мне: «Не примут – «замазался» в ГКЧП».

Примаков с удовольствием согласился быть начальником советского «ЦРУ», контору эту выделяет из себя Бакатин. А А.И.(Яковлев) все шляется по митингам и ни дня без интервью!! Я только подозревал в нём непомерное тщеславие, но думал, что оно обуздываемо интеллигентностью и умом. Оказывается, оно в нём сильнее всего и все подавляет. 

Утром позвонил Коллинз: Буш хочет говорить с М.С. Но предварительно мне, мол, поручено проинформировать - о чём? Я звоню М.С - в 11.00 у него встреча с Мубараком. В 10.30 он принял Коллинза. Тот передаёт «инициативу Буша», которая будет сегодня обнародована: всеобщее сокращение ядерного оружия, даже «Томогавков», на что США никогда не шли... Выгодно... Красиво... Тем более, что по обычному оружию они нас сильно обгоняют. 

Но не в этом дело. М.С. пытается дозвониться маршалу Шапошникову: чтоб у него подготовили «позицию» для разговора с Бушем в 16.00... Но... увы! Так и не дозвонился. Ушёл на переговоры с Мубараком, а мне поручил созвать генералов + Карпов и передать им, чтоб отформулировали наш ответ. 

Пришли Лобов + какой-то генерал + Карпов. Полтора часа дискутировали... Они сразу начали копаться: сколько - чего - почему... - как на многолетней бодяге в Женеве и в Вене: тупиково и хлебно для переговорщиков.

Я им: так что - вы считаете, что вся эта инициатива, чтоб нас «обыграть», обмануть, унизить, показать, что мы уже не сверхдержава? Давайте, мол, совсем разоружаться? Никакого начала новой политики США, новых отношений с нами, итогов нового мышления вы в этом не видите?! И как будет выглядеть наш президент, когда весь мир будет ошарашен этой инициативой, а М.С. Бушу будет толковать насчёт того, что вот тут у вас больше, а здесь надо бы ещё обсудить? И это - когда Буш ведь прямо заявляет, что будет разоружаться односторонне и призывает нас последовать примеру?

Сбавили тон, пытались изобразить, что они, «конечно, понимают». Но таким нафталином запахло... Опять М.С. нашёл начальника Генерального штаба, которому, дай Бог, дивизией командовать.. Нет у нас генерала - политика, какие у Буша...

Ушли. Я продиктовал Тамаре «подсказку» для разговора с Бушем: крупнейшая инициатива, подстать рейкьявикской, которую вы, американцы, тогда не приняли. Поддерживаю. Давайте начинать, а по ходу уясним детали: что «навстречу», что параллельно, что -в переговорах.

Правда, к 3 часам Шапошников (он умнее моих давешних собеседников, современнее, политичнее) принёс концепцию разговора, близкую моей... 

Собрались у М.С... Пришедший позже Лобов пытался «давить»: мол, нам невыгодно, обманут, никакой односторонности не вижу и т.д. - вопреки тому, что М.С. тыкал ему пальцем в текст Буша, доказывая противоположное. Оставил генералов у себя в кабинете, когда говорил с Бушем по телефону. Ход неплохой. Говорил в духе – «исторический шаг, приветствую, отношение позитивное в принципе... а остальное обсудим... и договоримся, как лучше»...

Условились и о публичной оценке со стороны М.С.: он уже записался на ТВ. Я выше пометил, что Горбачёв и Р.М. смотрели «Мартовские Иды» Уайдлера у Вахтангова. И вдруг он стал генералам рассказывать о своих впечатлениях, об аналогиях!!! Взял с полки том энциклопедии и стал вычитывать про Цезаря: смесь простодушия в нем с хитрой игрой в доверительность с новыми генералами! Шапошников оценил, Лобов, по-моему, ничего не понял. 

Утром отправил в «Известия» свой «Дневник помощника Президента». В понедельник будет полоса. Приходил и корреспондент из «Time» с фотографом - девушкой... Много она меня снимала - и на фоне портрета Горбачёва, и на фоне Ивана Великого - заставив сесть на подоконник с блокнотом (т.е. оригиналом дневника) в руках... Time'овец заметил, что Голливуд много бы заплатил, чтоб заиметь этот блокнот...

В 5 часов был у меня Белл - от Мэрдока... Уговорились об издании горбачёвской брошюры («Августовский путч»)... за 4 недели: 100.000 - аванс, 500 тыс. - при начале издания, первая партия гонорара. Очень они ухватились за такую сенсацию... Хорошо заработают.

Переписывал Обращение в Бабьем Яру... Всё-таки сам не едет, посылает Яковлева... Там я прямо - и о сталинском антисемитизме, и об исходе талантливых сограждан, и о великой нации, и о том, что уроки извлекли из собственного, не только нацистского антисемитизма. Не уверен, что все это Горбачёв примет. Яковлев сказал мне: если вычеркнет, он сам об этом скажет от себя. В общем, правильно Тамара сказала: «Не рабочий день, а сумасшедший дом!».

Явлинский в передаче «Взгляд» выдал сегодня о золотом запасе - 240 тонн осталось... А в письмах Мейджору и Колю М.С. не обозначил цифру, а разрешил Явлинскому устно конфиденциально назвать её. Во всяком случае, Коль узнает цифру раньше из нашего ТВ, чем из закрытого письма Президента. Вот так у нас делается.

Но цифра ужасающая... Мы действовали на грани... Распродавали, оказывается, по 400-500 тонн в год... У США - 4.200 тонн - у нас 240! (Для сравнения: на июль 2018 года золотой запас РФ составлял 1944 тонны - прим. FLB).

См. предыдущую публикацию: «Вернулся из Болгарии театр на Таганке. Первые его заграничные гастроли. Демичев вынужден был пойти на это, надо было как-то реагировать на 42 заграничных приглашения Любимову. Выбрано было самое «безопасное». Что было в Кремле 25 сентября: в 1975, 1985 1990 годах.

Ещё на эту тему

Эрнст Неизвестный - безумно талантлив. Но и оборотист... иначе погиб бы

FLB: «И вот этот, в самом деле великий скульптор и художник нашего времени, бегает, хитрит, только для того, чтобы иметь возможность показывать своё творчество людям». Что было 22 июля в 1972, 1973 и 1991 годах

Шеварнадзе решил распорядиться десятками жизней наших ребят

FLB: «Яковлев-Горбачёву: Не поднимается рука визировать насчёт 56-ой штурмовой бригады - для прорыва блокады Кандагара по просьбе Наджибуллы». Что было в этот день в Кремле, 20 января: в 1982, 1989 и 1991 годах

Смотрели варианты памятника Тельману

FLB: «Один – братьев Артамоновых, это молдавская мафия во главе с Лучинским, другой – Крымова, за который выступает Рыкин и Герберт Мисс». Что было в Кремле 30 ноября 1985годя

Политбюро в панике обсудило, что делать с полумиллионной демонстрацией

FLB: «Которая на 15 сентября назначена в Москве и в других городах под лозунгом: «Долой Рыжкова», а кое-где - и Горбачёва». Что было 15 сентября: в 1988, 1990 и 1991 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров