Возможно, за избранием "параллельного" главного раввина стоят те же влиятельные политические силы, что и за арестом Владимира Гусинского
Вышедший на свободу узник Бутырки Владимир Гусинский не только медиа-магнат, он влиятельный лидер российской еврейской общины, остающейся, несмотря на значительный отток своих членов в другие страны, заметной общественной силой России. Своеобразным показателем влиятельности этой общины стала разыгравшаяся на прошлой неделе интрига вокруг избрания второго, "параллельного" главного раввина. Отныне российские евреи вправе выбирать, кого они считают своим высшим духовным авторитетом, - главного раввина "по версии Гусинского" Адольфа Шаевича или главного раввина "по версии Березовского" Берла Лазара.
Владимир Гусинский возглавляет Российский еврейский конгресс, под началом которого действует Конгресс еврейских религиозных объединений и организаций России (КЕРООР). По многим признакам КЕРООР можно считать правопреемником иудейской религиозной общины советского периода. КЕРООР, объединивший 85 общин традиционного иудаизма в разных регионах России, избрал в 1993 г. главным раввином России Адольфа Шаевича, с 1982 г. главного раввина Московской хоральной синагоги. Адольф Шаевич никогда не был диссидентом, всегда "поддерживал и одобрял", в сознании большинства российских евреев его имя ассоциируется с умеренным традиционным иудаизмом, последователями которого являются 95 процентов верующих иудеев.
За чистоту веры?
Но в жизни еврейской общины России присутствует фактор, который хорошо известен широкой общественности на примере противостояния Русской православной церкви и протестантских "заезжих миссионеров". Роль таких миссионеров в иудейской общине играют последователи ультраортодоксального движения хасидов, которое ставило целью восстановление "первоначальной чистоты веры". Подобные движения и с подобными же целями возникали и в других религиозных традициях - в христианстве и в исламе. Ныне хасидские миссионеры из общины "Хабад" активно работают на территории России - ими было создано несколько десятков приходов, к которым, по некоторым оценкам, принадлежит до 5 процентов российских евреев. Хасиды стараются привлечь еврейскую молодежь, которая тянется к живой общинной жизни и воспринимает критику в адрес "оскверненного" союзом с безбожным государством традиционного иудаизма.
Именно на хасидов, как на перспективное и набирающее влияние течение современного иудаизма, решил сделать ставку второй кандидат в лидеры и покровители российского еврейства - Борис Березовский. В ноябре минувшего года он провел в Москве учредительный-съезд Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в которую вошли 105 общин. ФЕОР изначально создавалась в пику Российскому еврейскому конгрессу Владимира Гусинского, так что раскол российского еврейства был предопределен. Впрочем, организаторы ФЕОР надеялись со временем "объединить" под своим крылом и те общины, которые входят в Конгресс Гусинского, однако эти надежды были весьма эфемерны.
Добровольно поневоле
31 мая тогда еще единственного главного раввина России Адольфа Шаевича пригласили для беседы лидеры российского хасидского объединения "Хабад". Как рассказывает сам Шаевич, ему предложили выступить с официальным заявлением, в котором он должен добровольно сложить с себя полномочия главного раввина и предложить избрать на этот пост хасидского раввина Берла Лазара, одного из активистов ФЕОР. Как писал Шаевич президенту Владимиру Путину, на него оказывал давление и некий высокопоставленный чиновник администрации президента, лоббирующий интересы Федерации, основанной Борисом Березовским. Предполагается, что этим чиновником был заместитель главы администрации Владислав Сурков. Письмо Шаевича президенту с разоблачением "происков ФЕОР" было опубликовано в "Washington Post" 7 июня, когда Шаевич находился с визитом в США. Позже, видимо, под давлением "заинтересованных лиц" Шаевич отказался от своих слов о том, что на него давили из Администрации президента, ограничившись лишь обвинениями в адрес своих братьев из ФЕОР.
Письмо Адольфа Шаевича Владимиру Путину, судя по всему, стало жестом отчаяния главного раввина. За несколько месяцев, прошедших с момента образования ФЕОР, Шаевич испытал немало притеснений и унижений со стороны этой организации. ФЕОР, как считает Шаевич, добилась того, что главного раввина не пригласили на церемонию инаугурации президента 7 мая, хотя лидеры всех остальных "традиционных конфессий" России на ней присутствовали. На кремлевский прием по случаю Дня России главного раввина пустили, но, помимо него, в Кремлевском дворце находились четыре представителя хасидской общины. Между тем именно Адольф Шаевич последнее десятилетие на разных уровнях официально представлял российский иудаизм, был членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте и соответствующей комиссии при правительстве. События последних месяцев убедили Шаевича в том, что его братья-хасиды, имеющие могущественных покровителей, задумали устроить капитальный переворот в российской еврейской общине. В своем интервью "Интерфаксу" Адольф Шаевич, комментируя арест Владимира Гусинского, напомнил, что именно он был "самым крупным спонсором всевозможных культурных, религиозных и образовательных еврейских проектов". "Только благодаря ему мы сумели выжить в эти трудные времена", - добавил главный раввин. Основной причиной решения Генпрокуратуры об аресте олигарха Шаевич считает "борьбу различных финансовых группировок внутри страны". "Арест Гусинского и перевыборы главного раввина России, несомненно, звенья одной очень толстой цепи", - утверждает Шаевич.
Раскол
Выборы "параллельного" главного раввина России состоялись 13 июня на съезде ФЕОР, который, впрочем, официально именовался Объединительным съездом еврейских религиозных общин России. Съезд, в котором, помимо прочих, участвовали 26 хасидских раввинов (они, собственно, и избрали нового главного раввина), проходил в роскошном московском отеле "Олимпик Пента Ренессанс". Примечательно, что избранный главным раввином Берл Лазар всего шестью днями ранее на пресс-конференции в РИА "Новости" заявлял, что не видит смысла в избрании нового главного раввина, даже не знает, как и зачем главный раввин избирается. Теперь, после своего "внезапного" избрания, Берл Лазар говорит, что необходимость выборов была обусловлена враждебной позицией Адольфа Шаевича по отношению к ФЕОР, "атакой" на Федерацию в западной прессе, из-за чего Шаевича отныне нельзя считать единым лидером всего российского еврейства.
Движение "Хабад", лидером которого является Берл Лазар, производит впечатление типично миссионерской структуры. Сам Берл Лазар - гражданин США, который лишь месяц назад принял второе гражданство, российское. Подавляющее большинство остальных раввинов "Хабада", входящих в ФЕОР, "чистые" иностранцы, многие из них даже не говорят по-русски. Это вызывает закономерное отторжение у "традиционных" российских евреев. Адольф Шаевич по этому поводу заметил: "Если кто-то должен сменить меня на посту главного раввина, то я убежден, что это должен быть наш, русский еврей". Шаевич не отрицает права хасидов избирать своего главного раввина, он не согласен только с их претензией на лидерство во всей еврейской общине России.
Многие "светские" евреи России весьма недовольны совершившимся расколом. Вице-президент Российского еврейского конгресса Александр Осовцов считает Берла Лазара "нелегитимным" главным раввином, потому что большинство еврейских общин и организаций не имеет отношения к его избранию. Член президиума того же конгресса Яков Уринсон, бывший министр внешнеэкономических связей России, а ныне заместитель Чубайса в РАО "ЕЭС России", встревожен попытками "сместить" Адольфа Шаевича. Яков Уринсон считает Шаевича "не только всесторонне образованным и высоконравственным человеком", но и "достойным духовным главой еврейской общины России".
Движение "Хабад" отрицает, что оно оказывало давление на Шаевича, отрицает и наличие какого-либо "антишаевичского" заговора в кремлевской администрации. Главный раввин "по версии ФЕОР" Берл Лазар утверждает, что его организация никем не финансируется и ни перед кем никаких обязательств не имеет.
|