История 23.08.18 10:52

Громыко возымел силу у Брежнева, которой пользуется бесцеремонно и грубо

FLB: «Оказывается для Хельсинки были подготовлены две речи. Но Громыко устроил истерику и Брежнев сказал: «Ладно, не ссорьтесь, прочту мидовский, какая разница!» Что было в Кремле 23 августа 1975 года

Громыко возымел силу у Брежнева, которой пользуется бесцеремонно и грубо

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь

23 августа 1975 г. Ещё одна неделя в Ново-Огарево. К удивлению нас с Брутенцем отношения с «Воробьём» (Александров-Агентов) вполне нормальны. Бытовое общение (за столом, купанье, анекдоты, разговоры на «посторонние темы», о литературе и т.п., а он любит похвалиться своей образованностью и знанием всяких стихов от Д. Бедного до Гёте и Киплинга) проходит во вполне «товарищеской обстановке». А деловое общение – ещё того лучше.

В среду обсуждались вторые варианты разделов и, неожиданно для меня, и он, и Блатов начали расхваливать мой раздел. Брутенц из этого умозаключил, что по каким-то мотивам Александров-Агентов хочет сделать из меня альтернативу Загладину(возможно, ревнует – после публичного заявления Брежнева, что, мол, пока материал не пройдёт через Загладина, он не чувствует себя уверенным).

Во всяком случае, на этот раз работать с Александровым не только сравнительно покойно, но в этом человекосочетании – интересно. Я по крайней мере пока с увлечением работаю над своими кусками.

Только вчера получили раздел о внешней политике, написанный в МИД’е Адамишиным и правленый Громыко. Получен он от Брежнева с Юга, который, видно, его смотрел и очень не хотел отдавать, боясь обидеть Громыку. Вообще у Александрова ощущение (он делился с Брутенцем), что Громыко сильно изменился и возымел силу (у Брежнева), которой пользуется бесцеремонно и грубо.

Оказывается для Хельсинки были подготовлены две речи – Громыкой и группой Александрова. Андрей Михайлович, естественно, считает, что его вариант был лучше (и, наверно, так оно и было). Но Громыко устроил истерику и Брежнев сказал: «Ладно, не ссорьтесь, прочту мидовский, какая разница!»

Мы с Карэном (Брутенцем) напросились навестить Пономарёва в больнице, где он проводил предотпускное обследование. Рассказали о ходе дел и об отношениях с Александровым. Встретил он нас «испугом» – не напросились ли мы к нему, потому что оказались в конфликте с Александровым. Успокоился, но насторожился в обратном плане: не слишком ли мы поддались влиянию Александрова и не готовы ли уже мы во всём уступить... и по принципиальным вопросам. Потом давал советы = «мысли» для Отчётного доклада. При всём его политическом здравом смысле и информированности, он ретроград. О комдвижении он мыслит полицейскими категориями, а о борьбе за мир категориями Гречко – с позиции силы. И если Брежнев, отдавая дань этой нашей «исторической традиции», фактически давно уже отошёл от концепции – «как бы похитрее объегорить империалистов», то Пономарёв железно стоит именно на этой позиции. И недаром антикоммунистическая пропаганда расставила их в разные «лагери» в Кремлёвском соотношении сил.

Б.Н. неожиданно сходил в спальню и принёс Твардовского «За далью даль» и начал вслух читать нам главу о Сталине. Читал долго с выражением и комментариями. Одобряя одно и негодуя по поводу того, что Твардовский допускает виновность народа в том, что он имел такого вождя. Это была «сцена, достойная кисти Айвазовского». Мы вновь увидели перед собой человека, целиком сотканного из кусочков истории партии и пропитанного духом её почти неправдоподобной по контрастам и несовместимости судьбы и деятельности.

В Португалии плохо. Б.Н. считает, что дело кончится Соарешом, что нет сил для фашистского режима. Не знаю, не знаю! Дай Бог! Но коммунисты переиграли, хотя может быть и не они главная причина. Однако, эволюция чудовищная от встречи Куньяла по образцу «возвращение Ленина в Петроград» до нынешних осад помещений, где он выступает с речами, погромов и поджогов штаб-квартиры ПКП. Какая-то, видимо, общая антикоммунистическая тенденция пробивается везде – на почве сепарирования КПСС как фактора мира и неприемлемости её как образца.

См. предыдущую публикацию:«На Секретариате: «о контрпропаганде» на Украине.Какая бездна неуправляемой и массовой стихии, в общем враждебной и строю, и власти, и образу жизни. Только легальных религиозных организаций на Украине – 5000». Что было в Кремле 22 августа 1984 года.


Ещё на эту тему

Накануне немцам был сделан «втык», затеянный Громыко

FLB: «ГДР разработала план сотрудничества с ФРГ – «11 пунктов», в том числе постройка автобана на Гамбург за счёт кредита ФРГ. Всё это, естественно, было согласовано с нами». Что было 9 февраля: в 1973, 1975, 1980, 1981 и 1991 годах

Второй день обмена денег: 50-и 100-рублевые купюры. Павловская «реформа»

FLB: «Стоило бы мне подписать одно из их обращений и манифестов с осуждением Горбачёва, и я сразу бы превратился в большего интеллектуала». Что было в Кремле 24 января 1991 года

Что спасало страну при Брежневе?

FLB: «Спросил Горбачёв и ответил - «нефть + водка + терпение народа». Бюрократизация аппарата, партийного, особенно с 1975 года. Все захламлено, загнило, завал полный». Что было в Кремле 7 июня 1986 года

Революции в современном мире – это не «рука Москвы»

FLB: «Много раз разговор соскакивал на католиков, на Папу в Польше и вообще. А его визит в Польшу – большое достижение с точки зрения сотрудничества церкви и социалистического государства». Что было в Кремле 27 июля 1979 года

Мы в соцсетях

Новости партнеров