Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
(За 19 лет ведения дневников Анатолий Черняев 29 и 30 мая сделал только эти короткие записи. Поэтому мы их объединили – прим. FLB).
ИНФОРМАЦИЮ ПО ШИФРОВКАМ МОЯ ГРУППА ИМЕЕТ ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ОТ МЕНЯ
29 мая 1991 г. Среда. Столько не дочитано, столько надо ещё освоить, чтоб быть «в курсе». О стольком надо договориться с МИДом, приготовить для М.С.... на решение и согласие. А тут ещё Тэтчер попросила сделать ей запись встречи с М.С. Переводчик (Бережков) записал ужасно. Пришлось заниматься самому, чтоб отправить успеть ей сегодня в Ленинград.
С Вебером говорил о распределении ролей в моей группке... Он и другие её «члены» сидят все ещё по своим комнатам в международном отделе ЦК. Информацию (по шифровкам, ТАСС’у и проч.) имеют теперь только от меня (а казалось бы нормально было бы наоборот). И вообще - в роли первачей - speech-writer'ов - создателей полуфабрикатов для меня... Словом, бардак, как везде... - ХVIII век на президентском уровне... Безграмотные тёмные машинистки-стенографистки и т.п.
ЧИТАЛ СТЕНОГРАММУ ВСТРЕЧИ ГОРБАЧЁВА С БРАНДТОМ. НАШ ВЫГЛЯДИТ ГОРАЗДО СИЛЬНЕЕ
30 мая 1985 г. Вчера с утра отвратительный разговор с Пономарёвым. То ли возраст сказывается, то ли зашоренность догматика слишком велика, но он уже не сечёт, что ему придётся подлаживаться под новый стиль, причём так, как ещё ни разу в прошлом, потому что впервые за всю его почти шестидесятилетнюю карьеру речь идёт о ликвидации сталинизма во всем, в том числе в образе мыслей, в манере поведения, а не только в делах.
Читал стенограмму встречи Горбачёва с Брандтом. Наш выглядит гораздо сильнее. В том, в частности, что для нас нет проблемы немецкого народа, как нации. Поразительно умело, ловко Горбачёв владеет материалом. Как он, в частности, преподнёс проблему установки ракет. Возгордился я, как наш новый лидер представляет страну и как он выглядит перед таким прожжённым политиком мирового класса, как Брандт.
См. предыдущую публикацию: «Что показали три дня Съезда? Прежде всего – изоляцию Политбюро от государственных дел. Готов ли к этому сам М.С.? Лигачёв и Ко выглядят наблюдателями». Что было в Кремле 28 мая: в 1976, 1977, 1985, 1989 и 1991 годах.