Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
ПОКА МЫ СТОИМ НА ТОМ, ЧТО РЕВОЛЮЦИЯ БУДЕТ, МЫ НЕ МОЖЕМ СОГЛАСИТЬСЯ С СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗАЦИЕЙ КОМПАРТИЙ
15 апреля 1979 г. Ещё раз о статье Дилигенского, написанной по поручению Б.Н. (Пономарёва)против Каррильо. Дал почитать Лёше Козлову (консультант Отдела), он взбеленился и, краснея за свой «ревизионизм», стал уверять: «Это, значит, мы осуждаем всякий теоретический поиск у компартии, что бы они ни придумали, мы объявляем ревизионизмом, по крайней мере, не видим там ничего нового». Я ему пытался втолковывать, что в еврокоммунизме нет ничего теоретически нового. Всё это в лучшем исполнении имеется у социал-демократов от Бернштейна до Крайского и т.п. Новое в нём – готовность коммунистов отказаться от своего первородства (ленинизма) и попробовать тот же опыт, который социал-демократы накопили после 1917 года, попытаться интегрироваться в сильно изменённую за эти 60 лет капиталистическую систему. Тем самым, оправдать своё существование, которое для большинства компартий давно превратилось в прозябание.
Другой вопрос – может ли произойти когда-нибудь революция в условиях современного государственного монополистического капитализма. Если нет, то не нужны и ортодоксальные компартии. Но пока мы (КПСС) стоим на том, что революция будет, мы, естественно, не можем согласиться с социал-демократизацией компартий.
Встречался опять с ямайкцами. Мэнли попросил Косыгина, чтобы его товарищей – Бертрама, Хевэна, Клэра и жену Беверли, которая, видно, верховодит в партии, приняли в Международном отделе ЦК. Косыгин позвонил Суслову, Суслов Загладину и встреча у нас произошла. (Кстати, эта Беверли очень изящная полунегретянка, весьма сексапильна и умна). При всём их оксфордском образовании (они далеко не такие, как африканские революционные демократы) очень простодушны. Действительно, видимо, хотят делать свой социализми их интересует всё, хотят оттолкнуться от нашего опыта, не используя его буквально: как принимать в правящую партию, как действует аппарат, как организуются выборы, как вести пропаганду и проч. Косыгин потом на ПБ докладывал и о переговорах, и об этой нашей встрече, хвалил нас с Загладиным.
Продолжал «совершенствовать» по указаниям Б.Н.’а с Юга статью о том, что МКД (Международное коммунистическое движение) – хорошее. Он собирается договориться с Сусловым, чтоб её опубликовать к 1-ому мая.
БУРЛАЦКИЙ, АФАНАСЬЕВ, НИШАНОВ, АРБАТОВ ЛИЗАЛИ ВСЕ МЕСТА У АМЕРИКАНЦЕВ...
15 апреля 1990 г. Брутенц рассказывал: он был в посольстве у Мэтлока на приёме в честь сенаторов (Митчелл и Ко). Там уж как распахивались, как откровенничали, как распечатались! Это сейчас – хороший тон. И впрямь – по Брутенцу – хочется бежать в «Память» от этого паскудства.
Идёт травля Г. Попова в «Советской России» и др. («Московская правда» – аккуратнее), - чтоб замазать ему дорогу в председатели Моссовета. Реализуется пусть не прямое «указание», а разговор на ПБ: «бить по голове» МГД, «Демплатформу». Да и «Письмо ЦК» туда же зовёт... (Кстати, даже в очищенной информации оргпартотдела об обсуждении «Письма» – проскальзывает: нередко воспринимают его, как начало зажима инакомыслия, а главное – не знают, «кого исключать»).
Гаврила Попов, конечно, гусь тот ещё, пройдоха профессиональный.Но всё же... А потом – почему бы эту публику не попробовать в деле? А по Москве ходят слухи: если Гаврила пройдёт в Моссовете к власти, у аппаратчиков будут отбирать квартиры, так как давало им их Управление делами ЦК, а это незаконно. Считается, что «коммунисты» уже запуганы и не знают, к кому апеллировать, если их начнут гнать.
Станислав Кондрашов в «Известиях» – «Пражская весна 1990 года». Наотмашь обо всём.
В общественном сознании и в средствах массовой информации общим мнением стало, что никакого социализма у нас не было и нет. Я эту мысль вписал Горбачёву в «Слово о Ленине» (ему предстоит выступить с докладом к дню рождения Ленина). Думаю, аккуратно вычеркнет.
Вечером включил телевизор. По трём программам – церковная служба крупным планом. Иерархи, прихожане, публика. Первые – разные. У одних – просто «служба», как всякая другая, у других (молодых священников) есть истовость и «вызов», у третьих –тупость (скорей бы разговляться). В публике: бабы-кликуши, любопытствующие, девчата с выражением: смотри-смотри или «куда я попала», реагируют на телекамеры. Очень много молодых. Причём в московских церквях одни молодые мужики, в отличие от ленинградских, где больше женщин. В провинции – и те и другие, всякие. И всё это вместе – непонятно! Не могу я поверить, что они верят, если, конечно, без вывиха в мозгах, в психике. Конечно, возможно есть Бог. Ведь так считали и самые великие, в том числе великая плеяда философов «серебряного века». Но – не боженька же. А действительно – Создатель. Что-то такое Там есть (!), чего никакая наука объяснить не может.
Лигачёв заявил протест по поводу рекомендации (бумага от Лукьянова) академика Гольданскогов качестве руководителя Комитета по международным Ленинским премиям, потому что он выступил в «Вашингтон пост» со статьёй об антисемитизме в СССР («Советская Россия» за это его приложила). Разослано по ПБ. Не знаю, чем кончится. Лукьянов настаивает, ему теперь - Лигачёв не указ!
В прошлое воскресенье был в Иностранной библиотеке на выставке фотографий последних аристократических семей: Трубецкие, Оболенские, Сиверсы, Абрикосовы. Производит ошеломляюще впечатление. Какой генофонд нации, какая глубокая, естественно растущая культура, какая традиция благородства, чести, и великие таланты в разных областях. Всё пустили по ветру. Потеряли... Поубивали (шлёпали в Соловках и в 1920 и в 1929!) или повыгоняли. Три дочери Трубецкого, красавицы, доживали свой век там. Десятки других – отдали то, что возможно выдать чужой стране, не нам, не своему народу. А они ведь были высшим светом народа!
В первомайские призывы ЦК (мы этим ещё занимаемся) – проект разослан по ПБ. Лигачёв потребовал вернуть лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»Когда зашёл ко мне Брутенц, я ему об этом рассказал. Мы долго хохотали... И знаменательно уже не то, что Е.К. «в своём репертуаре», а что это вызывает такую реакцию у нормальных людей.
Сейчас прочитал в «Юности» № 3 эссе князя Евгения Трубецкого «Максимализм», который в 1920 году предсказал – просто гениально – всё, что с нами произошло сейчас и почему! Ещё раз убеждаешься: гений – это загадка. Провидцы. Надо будет сказать М.С., чтоб прочёл. Там также и о том, почему народ отворачивается от перестройки. Подумал: ведь М.С.’у, чтоб делать политику, надо больше читать именно такое, а не жвачку документов и проектов в красных папках. Пусть помощники и члены Совета это читают и корректируют его, если что-то у него будет расходиться с текущей фактурой.
См. предыдущую публикацию: «Любимов ловко использует принцип «голого короля».Был на премьере «Пушкина» на Таганке. Большой кукиш в кармане, причём, то и дело вытаскиваемый оттуда наружу! И все бурно хлопают: от представителей райкома до члена Политбюро». Что было 14 апреля в 1973 и 1984 годах.