История 12.04.18 10:06

А теперь вот Горбачёв и с Муном повидался

FLB: «На вчерашней встрече с издателями. Хотя кривился и ворчал по телефону… По поводу отношений с Южной Кореей мы с Брутенцем хорошо обошли Шеварднадзе». Что было в Кремле 12 апреля: в 1975, 1985 и 1990 годах

А теперь вот Горбачёв и с Муном повидался

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.

«КАЗУС МИТТЕРАНА». ВИЗИТ ОТКЛАДЫВАЛСЯ РАЗ ПЯТЬ

12 апреля 1975 г. 4-го был в театре Маяковского. «Беседы с Сократом». Странное ощущение, когда долгие минуты ничего не понимаешь, не связываешь одно с другим, - то ли огрубел и не доходят простые и ясные идеи, то ли эти идеи настолько банальны и плоски (при твоём-то объёме информационности и внутренней свободы мысли), что удивляешься, как это всё всерьёз могут показывать взрослым интеллигентным людям. То ли претензия на актуальную ассоциативность (намёки) вызывает отупляющее раздражение, потому что это кукиш в кармане, глупо и в общем-то антихудожественно. Радзинский переписал Платона.

Вчера – 3, 5, 8 Бранденбургские концерты Баха в Консерватории. Какая прелесть. Особенно 5-ый с фаготом. Оркестр Баршая.

Мемуары Надежды Мандельштам. Многое ещё и ещё раз заставляет задуматься и переживать.

Шпенглер «Закат Европы». Опять взял эту книгу. В первый раз (лет 10 назад) я отнёсся к ней несерьёзно и не прочитал внимательно. Она производит огромное впечатление. Он фактически довольно точно предсказал главное в развитии мира после 1917 года. И, кстати, его философия отнюдь не пессимистична. Она – реалистична. Она зовёт смотреть на вещи, на историю, на будущее трезво, прямо и квалифицированно (со знанием дела).

С 8-го по 10-ое в Берлине проходила Рабочая группа (документы к конференции компартий Европы). Загладин говорил кое-что по телефону, но отчёта пока не прислал. Он все дальше оттирает меня от этого дела. Взял с собой в Берлин ораву бездельников...

«Казус Миттерана». 14 апреля должна была приехать делегация французской соцпартии, фактически вся её верхушка. Кстати, визит откладывался раз пять, в том числе однажды по причине «антисоветского» интервью Миттерана. А на этот раз Зуеву (зав. сектором) во вторник 8-го позвонил Блатов и сказал, что визит надо отложить, придумайте аргументы и подготовьте письмо Миттерану и Марше. (Анатолий Иванович Блатов – помощник генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с 1972 по 1982 годы – прим. FLB). Придумали: занятость в связи с подготовкой пятилетнего плана и юбилейных торжеств по случаю 30-летия Победы. В Париже это вызвало потрясение. Причём больше, чем сами социалисты (Миттеран был на Таити), взвились коммунисты. Ночью в посольство примчались Леруа и Плиссонье и заявили: «Что вы делаете? Мало вам скандала с Шираком? Теперь в пятый раз откладывая Миттерана, вы фактически заявляете, что не хотите иметь дело с левыми силами Франции! Как это все понимать? Мы сделаем заявление Политбюро...» и т.д.

И если социалисты опубликовали сообщение без всяких квалификаций: откладывается по просьбе советской стороны, то Марше «выразил сожаление». Между тем, сегодня программа «Время» по телевидению открылась показом того, как Брежнев в течение 5-7 минут держал в обеих руках руку министра торговли США Саймона, приехавшего в Москву на очередную сессию советско-американской комиссии, потом долго «принимал» его...

16-го, как мне сказал Б.Н. (Пономарёв), велев готовить проект резолюции (!), откроется Пленум ЦК. Впрочем, он будет не о пятилетке, а как раз о внешней политике с докладом Громыко.

Бунт в Париже возымел действие. Может быть, сыграло роль и то, что в Москву вернулся Б.Н. и на Политбюро «чего-то такое говорил». Удалось добиться, чтобы Миттеран всё-таки приехал 23 апреля!

Однако, как же делается политика?! Ведь то, что произошло, Зуев почти точно предсказал Блатову за два дня до того, как это случилось на самом деле. Но Блатов не осмелился (!) «довести до сведения», а послушно делал то, что велели, хотя велели явно неквалифицированно, во вред делу. Это ужасно и опасно, когда помощники бессловесны, бесхарактерны. И это плохо, что делают важные политические шаги, даже не спросив у тех, кто может и должен рассчитать неизбежные последствия.

В проекте «Обращения к народам, парламентам и правительствам» досталось мне согласовывать его между Громыко, Пономарёвым, Катушевым и Отделом пропаганды ЦК. Мне удалось до самого последнего момента избегать слова «Германия». Громыко (а его подпись последняя) таки его вставил. Однако я настроил Б.Н. попытаться вычеркнуть его.

Сижу дома, правлю доклад Суслова к ленинским дням. Скучный. Если бы его делал обычный пропагандист, аудитория разбежалась бы. А тут банальности выглядят серьёзной идеологией и политикой. Некоторые места (по комдвижению и Вьетнаму) ему вписали неквалифицированно. Сейчас поеду отдавать замечания Б.Н.’у.

СОРОК ЕВРЕЕВ ИЗ США И РАВВИН ПРОСЯТСЯ В МОСКВУ НА 40-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ

12 апреля 1985 г. Прочёл стенограмму беседы Горбачёва с конгрессменом О’Нилом и его делегацией. Блеск. Яркий, сильный, весёлый и уверенный разговор, компетентность и убеждённость и, как в старину говорили и до сих пор итальянцы говорят, диалектичный ум. И спокойное, весёлое (по Ницшевски) умение держать марку великого народа. Американцев он ошеломил. Они отбрехивались детским лепетом. А потом в беседе со своими журналистами О’Нил сказал, что этот человек большого таланта и искренности, государственный деятель мирового масштаба.

Статья Ж. Думэнга, французского мультимиллионера аграрника, коммуниста – «о своём друге Михаиле!» Загладин перевёл и, видно, послал «объекту» восторгов.

Сорок евреев из США и нью-йоркский раввин, которого в своё время спасли наши из гитлеровского концлагеря, просятся в Москву на 40-летие Победы. Интересно, как отнесётся ССОД? Два еврея – эмиссара Бронфмана (президент ВЕК, миллиардер) едут в Москву и будут общаться с разными нашими комитетами. Звонил Бобкову (зампред КГБ), он воспринимает спокойно, а Арбатов, чтоб с ними поговорить, требует указания ЦК... Боится он быть замаранным «еврейским» предпочтением.

Много перечёл сегодня в связи с появлением в мировой политике Горбачёва, в частности, стенограмму дискуссии между комиссией Сорса (социал- демократы) и нашей делегацией (Арбатов, Червов, Примаков и др.). Сколько ума и хитроумия в это вкладывается. Но за кадром (а со стороны социал-демократов и явно) постоянно звучит голос недоумения: происходит безумие – политики великих держав и их союзники всё делают для того, чтобы человечество, в конце концов и в недалёком будущем скончалось, а «мы с вами» и они сами – большие политики, все говорим, говорим, говорим, убеждая друг друга и веря друг другу (!), что и вы и мы – за мир, за спасение от ядерной войны.

ШЕВАРДНАДЗЕ ВСЮ СВОЮ ДОВОЛЬНО СИЛЬНУЮ КОМАНДУ ЗАМОВ ОТПРАВИЛ ПОСЛАМИ

12 апреля 1990 г. Горбачёв продолжает игру с Литвой. Доказывает иностранцам (был тут Эдвард Кеннеди, потом скучный Хёрд – министр иностранных дел Великобритании), убеждал их - как он, Горбачёв, прав и какой он такой же, как они, законник. Да, юридически он прав, но исторически и политически он проигрывает. И проиграет, дай Бог, только личный престиж.

Откровенен в ответах на тысячу вопросов на встрече с комсомольцами перед их Съездом. В том числе и по клеветам Гдляна-Иванова: «Не буду же я, президент, выходить и доказывать, что я не вор и взяток не беру!» Похлопали, когда он заявил, что с Гдляном и Ивановым в ВС будут разбираться всесветно (неизвестно – в чью сторону хлопали).

«Москва» поздравляет меня с «помощником президента», а никакой бумаги нет. Шах возмущается, я иронизирую, потому что всё равно все останется так, как есть: мы ему нужны «в этом качестве» – спичрайтеров, писарей, а не советчиков..., тут он предпочитает других, хотя иногда и считается, если мы навязываем своё мнение, пользуясь доступностью его для нас. Вот на той неделе я написал ему резкий протест перед вторичным обсуждением на ПБ «письма ЦК» коммунистам о размежевании с Ю. Афанасьевым и т.п. Он зачитал его при начале обсуждения на ПБ, не назвав автора. И вёл Политбюро «с учётом» моей тревоги и моих аргументов. Впрочем, не один я протестовал. В результате письмо ЦК к партии вышло значительно мягче, чем первый и второй варианты. Но суть осталась («100 цветов») – и сейчас в парторганизациях уже развёртываются бурные «возмущения». Съезд ВЛКСМ тоже его будет обсуждать! Уверен – в антидухе.

Я предложил Горбачёву направить Добрынина послом в Индию взамен заваливающегося Исакова. А он хочет его на пенсию. Мне не понятен и не нравится маневр Шеварднадзе, который всю свою довольно сильную команду замов отправил послами: Бессмертных, Воронцова, Адамишина, Абоимова... Оставшись с «нежным Толей» (Ковалёвым) и Никифоровым (партноменклатурщик).

По поводу отношений с Южной Кореей мы с Брутенцем хорошо обошли Шеварднадзе, который либо боится, либо заангажировался перед Ким Ир Сэном. М.С. во-первых, «увиделся» (рояль в кустах), во-вторых, дал согласие на делегацию в Сеул и вообще на «конкретные действия». А теперь вот и с Муном повидался (на вчерашней встрече с издателями). Хотя кривился и ворчал по телефону. (Мун Сон Мён – основатель религиозной тоталитарной секты – прим. FLB).


Горбачёв активен и кажется бодрым, уверенным. Это производит впечатление, но главным образом на иностранцев. Обманчиво это. Результат его физического и нравственного здоровья, а не политической уверенности. Дела всё хуже. Хотя я не верю в гражданскую войну, если «мы сами» её не захотим. Пока её хотят лишь генералы, которые брызжут ненавистью ко всему горбачёвскому. И остервенелый аппарат. Будет бой на съезде КП РСФСР, а потом на ХХVIII съезде КПСС.

Для меня, Яковлева, Арбатова и т.п. – проблема: в какой партии быть... М.С., по моему, готов оставаться в лигачёвской партии, хотя он сумел его сильно «оттеснить», перевести в прямую оппозицию, уже не скрывает (на ПБ) своё отторжение от Е.К. На последнем ПБ Яковлев прямо выступил против Лигачёва (и Рыжкова), которые потребовали Пленума (по «Письму ЦК» – явно, чтоб там предложили М.С. отставку). Потом Фролов понёс ЦК, который «не пользуется никаким авторитетом, дискредитирован». И Егор Кузьмич «в заключение», т.е. после заключительного слова М.С., дал отпор этой клевете на ЦК, который «выдержал (!) такое, какого не приходилось ни одному ЦК» (т.е. стерпел М.С. и перестройку). Большинство отвергло созыв Пленума. Некоторые прямо заявляли – это начало раскола собственными руками!

См. предыдущую публикацию: «Горбачёв пообещал министрам лишить их «кормушки» - спецстоловой на ул. Грановского. Которая мешает им видеть действительное положение дел со снабжением. Отнял у своих помощников «Чайки», вернул их на «Волги». Такая же судьба постигнет первых зам. завов отделов ЦК». Что было в Кремле 11 апреля 1985 года.

Ещё на эту тему

Сталин против Сталина

FLB: «Они должны видеть, что во время празднования 30-летия Победы он ни разу нигде не был упомянут»... и провёл по усам. Вот это важно», - сказал секретарь ЦК КПСС Борис Пономарёв. Что было в Кремле 8 июня 1975 года

Похороны Черненко. «Случайная фигура была на этом посту». Сдержанные воздаяния покойному

FLB: «Всенародная скорбь» никак не коснулась состава ЦК. За полчаса до выноса гроба атмосфера была как на толкучке: громко хохотали, обсуждали разные дела». Что было в Кремле 13 марта: в 1972, 1976, 1977, 1980, 1982 1983, 1984 и 1985 годах

Наше общество не беременно чем-то новым, даже и зачатия не произошло

FLB: «Мы едва-едва решаем текущие проблемы. А жизнь развивается в глубину, а не вдаль. Всего лишь приспособление, медленное и с натугой к меняющейся действительности». Что было в Кремле 3 сентября в 1978 и 1987 годах

Афанасьев, Старовойтова, Черниченко, Станкевич возглавляют митинг на Красной площади

FLB: «Да, Горбачёв кончился… «Спонтанные» действия десантников и танков в Литве и кончилось кровью. …А тем временем Буш уже испросил Конгресс насчёт вторжения в Ирак». Что было в этот день, 13 января: в 1985, 1986 и 1991 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров