История 16.03.18 11:38

«Такого в шифровке оттуда не напишешь»

FLB: «Невозможно, чтобы такой страной, как ваша, великой, мощной, с таким прошлым, - чтобы такой страной управляли хилые старики, ни на что уже не способные». Что было 16 марта в 1978 и 1985 годах

«Такого в шифровке оттуда не напишешь»

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.

БЫЛ У ВАС КАТУШЕВ НА ПОДХОДЕ, ДА И ТОГО ВЫКИНУЛИ!

16 марта 1978 г. У меня состоялся разговор с Перцовым. Володя Перцов - референт в нашем Отделе. Много лет занимается Испанией, знает её, что называется, вдоль и поперёк. Увлекательно рассказывает о нравах и привычках в разных её провинциях, о художниках и писателях, о городах и соборах, о франкистах и коммунистах... Он любит эту страну и его там любят. Его лично знают сотни, если не тысячи испанцев самых разных взглядов и состояний. Он широко пользуется особым отношением в Испании к нам, советским, какое родилось благодаря нашей романтической, пламенной, искренней солидарности с республиканцами во время гражданской войны 1936-39 годов. С Каррильо, Генеральным секретарём компартии Испании, дружен (как и с Долорес Ибаррури, председателем партии, национальной героиней).

И вот, вернувшись в очередной раз из поездки в Испанию, Владимир мне передал свой разговор с Сантяго, предварив замечанием: «Такого в шифровке оттуда не напишешь - не поймут, а то ещё и по шее схлопочешь».

«Вы, в Советском Союзе, - говорил Каррильо, - напрасно считаете меня антисоветчиком. Если б я был антисоветчиком, я бы не такое про вас наговорил и написал: ведь у меня в СССР тысячи глаз и ушей, и я знаю про вас всё, и не только то, что делается в Москве... Дела у вас идут плохо, всё хуже и хуже. А вы их не хотите обсуждать даже внутри, между собой... Вот я написал книгу («Еврокоммунизм и государство»). Писал, можно сказать, дилетантски, некогда было, да и нет школы настоящей в теории. Но книга продиктована назревшими нашими здесь потребностями и задачами. А что вы? Вы глупо обругали книгу, заодно обозвали меня ещё раз антисоветчиком! У вас огромное множество учёных, квалифицированных людей, целые институты. Почему бы вам не поспорить со мной, не показать всерьёз моих слабостей, не доказать моей неправоты, не дать своих ответов на поставленные там проблемы? Вы этого не делаете. И не делаете потому, что вы боитесь настоящей дискуссии, не хотите её. Так же, как вы не хотите и не можете всерьёз обсуждать свои внутренние проблемы...

И вообще, Володя, - продолжал Каррильо, - невозможно, чтобы такой страной, как ваша, великой, мощной, с таким прошлым, с таким значением для всего человечества, - чтобы такой страной управляли хилые старики, ни на что уже не способные. Был у вас Катушев на подходе, да и того выкинули! (В марте 1977 года Константина Катушева неожиданно освободили от должности секретаря ЦК и назначили замом Председателя Совета министров СССР. См. запись Анатолия Черняева от 19 марта 1977 года «Самым крупным событием было «освобождение» секретаря ЦК КПСС Катушева. И дело не в Катушеве. Генеральный очень любит Русакова и хочет его вознаградить – сделать секретарём ЦК. Вот и всё. Так сказать, по-семейному» - прим. FLB).

Доведёте вы свою страну до того, что у вас начнутся «польские», «венгерские» или «чешские» события. Это будет катастрофа. И не только для вас... Для всех нас - тоже! Вот почему мы не можем и не будем молчать. И если вы сами не хотите - с полным и правильным знанием дела - разобраться по-ленински в своих проблемах и заглянуть правде в глаза, то мы обязаны, пусть неумело и неквалифицированно, тыкать вас носом... Предупреждать об опасности, попытаться вызывать в вас тревогу.

Берлингуэр думает так же. Но он итальянец, мягок и дипломатничает с вами. А мы, испанцы, проще, прямее, поэтому и попали у вас в антисоветчики. Признаюсь тебе, что на встрече тройки в Мадриде (я - Марше - Берлингуэр) мы обсуждали то, о чём я тебе сейчас говорю. И все трое были одинакового мнения».

КРИТИКУЕТЕ НА ОСНОВЕ СПЛЕТЕН ДИССИДЕНТОВ И ТРУДОВ СОВЕТОЛОГОВ

16 марта 1985 г. Вчера с раннего утра продолжал «воспитывать» Макленнана, добиваясь от него ясности, что же он понимает под братскими отношениями - и признает ли он вообще, в отличие от ИКП, специфику отношений между компартиями? Он путался, говорил, что сам всё время об этом думает, а я вот теперь все эти проблемы привёл в систему. А я продолжал давить: как совместить братские отношения с идеологической борьбой, которую вы фактически против нас (КПСС) ведёте? Уверен, что всё это впустую: он слишком слаб в руководстве, чтоб возобладали в КПБ интернационалистские эмоции, хотя в пользу их говорит простое чувство справедливости: КПСС фактически признала значительную часть крупных ошибок и упущений, взялась за их исправление, за «улучшение облика социализма», при новом лидере, который прямо заявил, что он происхождением от Андропова, и продолжит начатые им с большей энергией, а, может быть, и с помощью действительно радикальных перемен и реформ. А, вы, еврокоммунисты и им подобные продолжаете твердить: «таскать вам не перетаскать», если, мол, не введёте вторую партию и вообще не примете у себя британскую систему парламентской демократии, т.е. «конструктивно критикуете» без знания реальностей, на основе сплетен диссидентов и трудов советологов.

В этой связи я противопоставил писаниям в Marxizm to day книгу итальянца Джузеппе Боффы по истории СССР. Во многом мы не согласны с его оценками и концепциями, с его объяснениями нашей истории и тем не менее – мы внимательно изучили книгу, не только потому, что она написана с благожелательных позиций (в выборе слов и формул), но и потому, что она сделана серьёзно: человек десять лет работал в Москве, знает русский язык, знает советских людей, изучал нашу историю по нашим источникам и т.д. Поэтому в ней много поучительного и действительно конструктивного. С этим я и проводил генсека КП Великобритании домой, у него в середине мая чрезвычайный съезд, где добьют меньшинство так называемых «просоветчиков».

В середине дня виделся с ирландцем О’Риорданом. Здесь всё проще. Хотя надоели сектантские капризы (в отношении Рабочей партии). Читаю в «Коммунисте» «Нравственное значение Октябрьской революции» знаменитого Михаила Лифшица (покойного уже). Блестящее эссе. Но осмелились опубликовать его только сейчас (из личного архива). Там настоящий «реализм»... и пусть так пойдёт у нас во всём. Но, но, но... Готовы ли «кадры» к восприятию ленинско-щедринской самокритики как орудия реального обновления и мозгов, и общественных отношений.

См. предыдущую публикацию: «Ежов, который попался на проститутках, связанных с американцами. И чего-то им говорил о служебных делах. Пономарёв откомментировал так: «В связи со съездом ужесточили наблюдения, вот и попался... Теперь надо от него избавляться». Что было в Кремле 15 марта: в 1976 и 1981 годах.

Ещё на эту тему

«Собрание сочинений» Брежнева интересней было сочинять. Он не вмешивался в написание текстов

FLB: «А Пономарёв вмешивается и опошляет, примитивизирует то, что, пользуясь его должностью, искренне хотелось бы вложить в выходящее под его именем». Что было в Кремле 31 января: в 1981 и 1983 годах

«Арбатов матерно ругает Тихонова, впрочем, Бовин тоже: слизняк, жополиз, ничтожество»

FLB: «Думает лишь о том, чтобы «дожить» на этом месте, полная бездарь, а уж о какой-то там партийности, каких-то идеях или заботе о 260 миллионов и... рядом этого никогда не ночевало». Что было в Кремле 21 октября: в 1973, 1979, 1980, 1984,  1985 и 1987 годах

Садам Хусейн: «Дайте нам новейшие танки Т-72, 500 штук!»

FLB: «Старые» нам не нужны. Дайте нам ракету типа американской «Першинг», земля-земля, на 800 км. Дайте нам новейшую 8-ми дюймовую гаубицу». Что было в Кремле 16 декабря в 1972, 1974 и 1978 годах

Развивающиеся страны нам должны 26 млрд. долларов

FLB: «Пришла бумага, подписанная в Госплане о задолженности третьего мира империализму. Выход Запад найдёт вместе с должниками». Что было в Кремле 9 июня: в 1973, 1979, 1980, 1984 и 1985 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров