История 01.03.18 10:26

По Москве ходят политические анекдоты

FLB: «Суслов ушёл в отпуск, Громыко ушёл в отпуск, Андропов давно в отпуску. Брежнев сейчас тоже отдыхает после избирательной речи и встречи с Хаммером. Вот и вся политика». Что было 1 марта в 1972 и 1980 годах

По Москве ходят политические анекдоты

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.

УСМИРИМ ИЗРАИЛЬ И БУДЕМ ИМЕТЬ 100 МЛН. НЕНАВИДЯЩИХ НАС АРАБОВ!

1 марта 1972 г. Вчера узнал, что налёты «израильской военщины» на партизанские базы на юге Ливана, по поводу которых поднимается каждый раз большой шум и Совет безопасности ООН выносит грозные резолюции, происходят следующим образом: израильское правительство заблаговременно уведомляет об этом ливанское правительство, которое в свою очередь отдаёт своим войскам приказ не вмешиваться, но партизан о предстоящем налёте не предупреждают.

Вчера вновь весь вечер просидел у Помелова (помощник Кириленко): доводили статью последнего для «ПМС»/журнал «Проблемы мира и социализма».

Красин и Галкин обратили моё внимание на опубликованную в №3 «Коммуниста» статью НМЛ’а (коллективная, но это выдержка из книги, подготовленной под редакцией Федосеева!) Предложили возмутиться. Статья по-существу объявляет ревизионизмом всё то, что сделано за 10 лет по исследованию современного рабочего класса (приписывая основную мысль и вывод этих десятилетних исследований Гароди и Фишеру, - об «интеллектуализации труда», о расширении границ рабочего класса...). Основывается статья на фальсификации известной цитаты из Маркса о «совокупном рабочем». ...Значит, уже и Федосеев включился в очередную (начатую историками партии под руководством подонка Трапезникова) охоту за ревизионистскими ведьмами. Это плохо. Федосеев ходит у Брежнева в непогрешимых цензорах марксизма-ленинизма (я сам это наблюдал в Завидово при подготовке материалов к XXIV съезду). Поручил подготовить опровержение статьи, в частности, с помощью мнения братских партий. Попробую что-либо предпринять, но уверен, что – безнадёжное это дело.

В Москву приехал Рахман - президент Бангладеш. 75 млн.! Зачем он нам нужен. Когда мы перестанем оперировать геополитическими категориями 50-летней давности? Чего мы добьёмся, если будем считать, что Китай окружён = обложен со всех сторон десятками миллионов оборванцев, якобы верных нам? Это политика великой державы?! Или: усмирим Израиль (если это вообще возможно) и будем иметь 100 млн. ненавидящих нас арабов!!

Два тома History of the Communist Party of Great Britan Клугмана (1919-26 гг.) я получил. А 22 года назад я по крупицам собирал для диссертации хоть что-то об основании КП Великобритании...

Кулаков (член Политбюро) потребовал, чтоб я был включён в группу по подготовке его доклада к ленинской годовщине 22 апреля. Б.Н. склонен поддержать. Брыкаюсь всеми силами.

«ЖРАТЬ НЕЧЕГО»... «ДЕСАНТНИКИ» НА ЭКСКУРСИОННЫХ АВТОБУСАХ ПРОДОЛЖАЮТ ОСАЖДАТЬ МОСКВУ

1 марта 1980 г. Загладин, который тоже провёл в Барвихе недели две и пообщался там с разными чиновными людьми, говорит: «Мне один «подсчитал», знающий, из этой сферы... Американцы, мол, лишили нас 10 млн. тонн зерна. Но именно столько пропало у нас во время перевозок урожая с места на место. И ещё 10 млн. тонн «запланировано» на гниение и расхищение».

26-го провели «шестёрку», Секретари ЦК из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии. Тайную и без румын, чтоб «сверить часы» в сложившейся обстановке. Б.Н.’у (Пономарёву) подготовили мы текст примерно на час и десять минут. Там всё – и анализ причин, и линия Картера, и квази-доверительная информация об Афганистане (с тщательным сокрытием, что наши войска участвуют в подавлении мятежей и в борьбе с «партизанами»), и что делать со Шмидтом, и как с американцами быть, и какую политику вести в отношении «неприсоединившихся», и, конечно, насчёт идеи Марше провести конференцию европейских компартий. Все, конечно, согласны во имя пролетарского интернационализма и единства. Но деликатно намекали, что свернуть отношения с Западом не могут.

Интеграция, к которой Б.Н. призывал под давлением Русакова, - пожалуйста. Только давайте замените технологически Запад, замените, как поставщика жизненных товаров и рынок того, что некуда девать, - мы, мол, готовы. А пока «извините». Сказано это было, конечно, очень туманно и больше между строк. Но...

А Верблян (новый член ПБ ПОРП) потом, с глазу на глаз с Пономарёвым, говорил всё это открытым текстом. И поэтому-де «свернём» мелочи в отношениях с Западом, а главное, будем проводить запланированное ранее (визиты на правительственном уровне с ФРГ, Францией, США, выставки, торговый и проч. обмен, кредиты, закупки зерна).

Афганистан им, конечно, совсем ни к чему. Как, впрочем, и советским людям. В народе поносят эту никому не понятную интернационалистическую акцию на фоне, фигурально выражаясь, того, что «жрать нечего»... Даже из таких городов, как Горький: «десантники» на экскурсионных автобусах продолжают осаждать Москву. В субботу к продовольственным магазинам не подступится. Тащат огромными сумками всё, что попало – от масла до апельсинов. И грех даже плохо подумать об этом. Чем они хуже нас, эти люди из Торжка или Калуги. Скорее даже лучше, так как они, наверно, всё-таки что-то создают, а не бумагу переводят.

По Москве ходят политические анекдоты. Один их них: выходят двое с лекции о международном положении. Один другого спрашивает: ну, как ты понял нашу политику сейчас. – Я так понял: нам надо обменять Сахарова на персидского шаха, шаха на заложников, а заложников на американскую пшеницу.

И ещё: ситуация, я думаю, такова – какому-то шаху ампутировали ногу (намёк на Тито), отправили, кажется, в Горький, но он вроде бы, все равно в Олимпиаде будет участвовать. Так народ, во всяком случае, московская интеллигенция относится к нашей большой политике... во что он всю её ставит...

Впрочем, в этой самой ситуации, Суслов ушёл в отпуск, Громыко ушёл в отпуск, Андропов давно в отпуску. Брежнев сейчас тоже отдыхает после избирательной речи и встречи с Хаммером. Вот и вся политика.

А бывая на Секретариате, умиляешься всё больше: 80 % времени и 90 % вопросов, которые там «обсуждаются» – это приветствия Брежнева разным коллективам за перевыполнение и награждается орденами и званиями. Если бы какой-нибудь американский шпион проник бы туда, он бы, наверно, оказался в большом затруднении – что докладывать в Центр: ни кремленологи и его шефы не поверили бы ему, решили бы, что он их разыгрывает или сошёл с ума.

Кстати, я теперь в мыслях то и дело проецируюсь на «Светлое будущее» Зиновьева. В конце у него есть глава «Гимн Москве» – великому городу, центру современного мироздания, где всё есть, где процветает коррупция и крупное воровство, где можно посмотреть любой фильм, прочитать любую книгу, где есть высоколобые салоны и грязные бардаки, где есть еда, о которой в обычных домах («у тех, кто не умеет») даже название забыли, где есть роскошные женщины на любой вкус... Город, которому всё нипочём, всё выдержит, всё сумеет. И пройдёт ледоколом через всё, и который поразительно смеётся на вождями. Умилительно, что автор под конец разнюнился насчёт того, что он за коммунизм.

Прим. FLB: Как вы помните, бывают ещё и високосные годы, поэтому, чтобы дневниковая запись Анатолия Черняева за 29 февраля не пропала, приведём и её:

АРБАТОВ ПЕРЕБРАЛ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ КАНДИДАТОВ НА ПЕРВОЕ МЕСТО

«Косыгин перенёс инфаркт. Тихонов – дерьмо и как человек и как профессионал. Романов подгадил себе свадьбой дочери в Таврическом. Что было 29 февраля 1980 года

29 февраля 1980 г. Две недели опять не писал. Возвращаюсь домой поздно, уставший до предела и ничего не хочется. В одну из суббот заехал всё-таки к Арбатову в Барвиху. Он, наконец, оправился от инфаркта. Редкий он человек. В нём так переплелось русское и еврейское, что слабости его кажутся недостатками, а достоинства делают его действительно крупной личностью... Его повествование о мудром примирении с возможностью смерти.

Походили часа полтора по парку в темноте, то и дело останавливаясь и удивляясь содеянному нашим высшим начальством. Опять же - кардинально и тут вопрос: Кто затеял? Он склонен считать, что Громыко с примесью военных типа «наполеончика», Огаркова, но не Устинова, который, мол, по менталитé совсем не военный и уж не милитарист во всяком случае. Всячески выгораживает Ю.В. (Андропова). Говорит даже, будто тот был «решительно против» и даже заявил, что лучше пойти на то, чтобы «потерять Афганистан». Сомнительно. Если бы так, Генеральный не решился бы, несмотря на все свои эмоции к Амину. (О том, кто был инициатором ввода войск в Афганистан смотрите воспоминания бывшего первого заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС Карена Брутенца: «Решение фактически готовилось «тройкой» – Андропов, Громыко, Устинов, тогда уже работавшей на принципах «взаимопонимания». Заручившись благословением Суслова, они сумели получить согласие Брежнева, к этому времени всё больше терявшего дееспособность» - прим. FLB).

К тому же, нам-то известно, чьи люди привезли Кармаля из Чехословакии, кто его туда доставил и кто «сделал» переворот. Не говоря уже о том, что они же «организовали» соответственную информацию в Москву, систематически обкладывая аргументами: мол, иного выхода нет. В то время, как военные держались Амина, который-де поправил дела в армии и вообще «сильный человек», способный справиться с ситуацией. (См. «Свидетели военных переворотов», Михаил Болтунов, «Совершенно секретно»). Не используют ли Юрку, как и Бовина, в качестве распространителей угодных на будущее слухов?

Перебрал Юрка и возможных кандидатов на первое место. Косыгин перенёс тяжелейший инфаркт и вообще не уходит только потому, чтоб не выглядеть дезертиром («прецедент»). Тихонов – дерьмо и как человек и как профессионал и заваливает дело ещё больше, чем Косыгин. Устинов был бы на время неплохим премьером, однако его пустили по другой части. Романова не подпустят, да и подгадил он себе сильно свадьбой дочери в Таврическом с битьём посуды из собраний Эрмитажа... После чего Суслов ему «делал внушение». С Черненко будет кончено на другой день после ухода «Самого»: так всегда и всюду бывает с любимчиками... Хотя он и не плохой мужик сам по себе. Суслов не хочет и не может, хотя в сложившейся ситуации играет «позитивную роль», не давая распасться верху вовсе... Кириленко отпал – и потому, что предложил однажды «помочь Самому» отдохнуть от дел, и потому, что они с М.А. терпеть друг друга не могут. И вообще средний возраст ПБ – далеко за 70, а меньше 60-ти только одному Романову. Остаётся Ю.В. Но а) – больной, б) – из «этого учреждения». Опасен Щёлоков, не сам по себе, а потому, что в Москве именно у него в руках главная вооружённая сила: две дивизии НКВД и милиция. Гарнизона же в Москве нет – только академии и училища, которые не вооружены. Я выразил сомнение: неужели мы ещё не выросли из того возраста, когда судьба страны может зависеть от двух дивизий?.. Юрка смеялся своим матерно-саркастическим смехом.

Генеральный никогда-то не блистал интеллектом, хотя и был хорошим доброжелательным человеком. Теперь же это полный маразматик. Я, - говорит, - всё время сопоставляю его с моей тёткой. У неё – все те же признаки, внешние и внутренние (появление недоброжелательности, отчуждения, вражды даже к тем, к кому была раньше привязана, замкнутость взамен природной общительности, неприязнь к бывшим друзьям)... В «Медицинской энциклопедии» точно описаны все очевидные симптомы и называется это «старческий психоз». (По телевидению он действительно ужасен, а его все показывают и показывают и сводят с иностранцами, которым он по складам зачитывает Андрюхину политическую словесность (т.е. подготовленное помощником Андреем Михайловичем Александровым-Агентовым). Какая трагедия для страны, для всех нас?! До чего мы дойдём! Чёрт знает что!

Прим. FLB: Кстати, о свадьбе младшей дочери Григория Романова Натальи, состоявшейся в 1974 году. В глубинах интернета мы нашли такую вот заметку журналистки Натальи Вишняковой:


«Сам Романов вспоминал: «Андропов мне так сказал: не обращай внимания. Мы знаем, что ничего подобного не было». Я говорю: «Юрий Владимирович, но вы можете дать информацию о том, что не было»! - Хорошо, мы разберёмся». Вторая волна возмущения пошла в перестройку. Тогда в «Правде» от 15 сентября 1989 года в нижнем правом углу третьей страницы напечатали небольшое опровержение, подписанное Григорием Романовым: «...В некоторых органах печати появились сообщения о том, что я, будучи первым секретарём обкома КПСС, якобы проводил свадьбу в Таврическом дворце с использованием уникального царского сервиза, взятого из Эрмитажа. Да, 15 лет назад эта свадьба состоялась. И была она на даче в посёлке Левашово, которая мне тогда давалась. На свадебном обеде было всего 12 человек. Никаких царских сервизов из Эрмитажа не было». Справедливости ради: ни одна комиссия факт уничтожения сервиза не подтвердила».

См. предыдущую публикацию: «Разрешили лидеру Компартии Канады выступить против австралийских коммунистов. Против - их ревизионизма, антисоветизма, троцкизма… Загладин поедет в Берлин выяснять, что на самом деле думает о нас французская КП». Что было в Кремле 28 февраля в 1972 году.

Ещё на эту тему

Разбор вопроса о завышении цен на детский ширпотреб и на медикаменты

FLB: «Бирюкова вывалила на стол «продукцию» и понесла министров. Они пробовали сопротивляться, но Горбачёв сделал им такой разнос, что уселись они на свои места побитыми дворняжками». Что было 24 февраля в 1973 и 1984 годах

Горбачёв еле-еле удержался, чтоб не «выдать» своё презрение к Ельцину

FLB: «Начал рассуждать: мол, 25 млн не пришли голосовать, Ельцин выбран лишь 40 млн из 103-х!! Но М.С. вырулил на то, что выборы подтвердили - нужно согласие». Что было 16 июня в 1973, 1985 и 1991 годах

Горбачёв вспомнил как пьянствовал до 3-х утра с Ельциным и Назарбаевым договаривался о Союзном договоре

FLB: «Ох, до чего же мелкая, пошлая, провинциальная публика. Что тот, что другой! Бросить бы всё. Но на них ведь бросить-то придётся. Что было в Кремле 3 августа в 1974 и 1991 годах

На Политбюро выбор нового Генсека проходил «не без борьбы»

FLB: «Будто «было мнение», что Генсеком надо сделать Тихонова, а на его место поставить Щербицкого, это мнение поддерживали Гришин, Кунаев. Если бы Щербицкий успел вернуться из США…» Что было 30 марта 1985 года

Мы в соцсетях

Новости партнеров