Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
От ред. FLB: Кстати, у нас в публикации записок Анатолия Черняева образовался небольшой перерыв в два дня – 16 и 17 февраля. А всё потому, что за 19 лет ведения своих дневников (с 1972 по 1991 год) Анатолий Сергеевич так ничего и не написал 16 февраля. А за 17 февраля у него всего лишь одна короткая запись:
17 февраля 1979 г. Б.Н. (Пономарёв) всю неделю отсутствовал – ездил к избирателям: Калинин, Новгород, Псков. Подготовка речей не обошлась без меня, хотя он явно хотел меня не трогать на этот раз. По поводу одного места я начал было возражать: он мне в ответ, - у них там в Твери, небось, ни мяса, ни масла, ни теперь молока нет... Надо же им сказать что-то в успокоение: что там (при капитализме) кризис, безработица, инфляция (?!)... Сам невесело смеётся.
ДЛЯ АМЕРИКАНЦЕВ И, ОСОБЕННО, МАДАМ, ЧЕРНЕНКО НАШЁЛ ТЁПЛЫЕ СЛОВА
18 февраля 1984 г. Вчера почти полный день был на работе. Почитал записи встреч Черненко с лидерами, в том числе с Бушем, Колем и Тэтчер. Очень спокойная, не задиристая тональность, без особой прагматики насчёт наших «позиций», а для американцев и особенно мадам, он нашёл в конце (это, значит, уже за пределами заготовленной памятки) тёплые слова: о дружбе между народами и правительствами, о том, что пора перестать заниматься конфронтацией, о том, что если дела пойдут на лад (с Англией), то эта встреча может стать важным событием в истории наших отношений и т.д.
Тэтчер вся из себя была, чтоб понравиться и, кажется, достигла цели. Посол Попов, который присутствовал, говорил по телефону, что если бы не стол, разделяющий их, она того гляди бросилась бы в объятия к Константину Устиновичу. Это хорошо. Он в общем-то мягкий человек. И эти моменты, действительно, могут оказаться существенными.
В этом смысле я всячески старался «смягчить» классовость» текста Б.Н.’а (Пономарёва) перед избирателями. Не знаю, пройдёт ли... Написал ему в больницу письмо, посоветовал не лезть на рожон против Громыко и Устинова, которые явно не хотят нашего вмешательства в Стокгольмские дела, поэтому так резко, грубо отреагировали на наш первый вариант письма для социал-демократов. Вадим (Загладин) со мной не согласился, что не надо вносить второго варианта, сделать вид, что ничего, мол, не было. Сослался на Горбачёва, который считает, что письмо нужно. Не знаю, чем всё это кончится.
Иностранцы почти все разъехались. Только вот Гэс Холл ещё здесь... и Вассало (КП Мальты), к которому через час поеду чествовать в гостиницу его 60-летие.
В ЕВРОПЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ КАМПАНИЯ РАЗОБЛАЧЕНИЯ ГОРБАЧЁВА
18 февраля 1991 года. Запутался я в тенетах службы. В субботу в Москве появилась тройка из Европейского Сообщества - министры Микелис, Поос, Ван-ден Брук. Приехали читать нотации Горбачёву о демократии и о Парижской Хартии. Но получили контратаку: как, мол, вам не стыдно было поверить, что Горбачёв изменил перестройке?! Министры смешались, мямлили банальности. Однако в Европе продолжается кампания разоблачения Горбачёва. Слышать не хотят ни о каких его аргументах. Для них бесспорно, что была попытка «привести в порядок» литовцев и латышей силой.
Сегодня был Азиз (мининдел Ирака). Горбачёв провёл операцию мастерски. Изложил свой план ухода Ирака из Кувейта. Азиз на этот раз уже не пищал. Горбачёв давал понять, что Бушу очень не хочется умиротворять Хусейна. Он хочет его шмякнуть намертво (тут и мораль, и интерес).
Горбачёв пытается обыграть Буша на гуманизме, который ему, по американским меркам, ничего не стоит. Посмотрим, согласится ли Хусейн на его план. Но как бы американцы не ударили именно в эти дни, чтобы сорвать этот план. Примаков своё дело вроде сделал. Но и Шеварднадзе в своё время сделал дело правильно, присоединившись к резолюции СБ ООН и подтвердив фактически наше согласие на военную акцию, если другие меры не сработают.
Послал сегодня информацию Бушу, Колю, Миттерану, Андреотти и др. по итогам встречи с Азизом. Писать её М.С. поручил Бессмертных и Примакову, а пришлось мне.
А между тем, интеллигентская пресса продолжает твердить, что после ухода Яковлева, Шеварднадзе, Бакатина, Петракова, Шаталина вокруг Горбачёва «никого не осталось». Будто это они написали «Перестройку» (книгу), десятки речей и документов, выступления в ООН, на съездах и на XIX партконференции... где было сформулировано новое мышление и новый стиль международных отношений. Всё, увы, построено на мифологии, на пошлой журналистской символике. А я хочу и уйду как «серая тень». Впрочем, душа уже так постарела, что всё это уже не волнует, всё - тщета, кроме женской красоты и великих книг. У Розанова прочитал на днях: «Красота телесная есть страшная и могущественная и не только физическая, но и духовная вещь».
В субботу получил сразу целую стопку книг по философии: Франк, Лосев, Флоренский, Юркович, Ткачёв, Розанов. Глотаю из каждой по несколько страниц без всякой системы. И поражаюсь: с одной стороны, вроде никогда не был чужд этих мыслей (со школы ещё, с рощинского дома), а с другой - какого богатства была лишена наша интеллигенция, наша духовная жизнь! А сейчас она, не вникнув в суть этого наследия, цитатки выбирает из этих великих книг для дешёвой публицистики. Всерьёз-то их изучают едва ли единицы. Вот пример: несколько лет общественность вопила и требовала издать полностью Ключевского, Соловьёва, Карамзина, других наших знаменитых историков. Издали, некоторых даже неоднократно. Но покажите мне хоть одного человека (разумеется, не специалиста-историка) который прочёл бы хоть пару томов из этих собраний сочинений?!
См. предыдущую публикацию: «В среду выдворили в ФРГ Солженицына. Операция была проведена ловко, корректно и элегантно. Подробности (согласие Брандта) мне пока неизвестны». Что было в Кремле 15 февраля: в 1974, 1984, 1985 и 1991 годах.