История 05.01.18 10:23

В 1979 году пришёл небывалый мороз – до 45 градусов

FLB: «В Москве целые районы оказались без электричества. Во многих домах температура не поднималась выше 12 градусов. Два дня в булочных не было хлеба и молока. Что было в этот день, 5 января: в 1974, 1977 и 1979 годах

В 1979 году пришёл небывалый мороз – до 45 градусов

Из дневников заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС, помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.) Анатолия Черняева. См. предисловие здесь

НА ЗАПАДЕ ВЫПУСТИЛИ «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ» СОЛЖЕНИЦЫНА

5 января 1974 г. Юрка Карякин (друг, вместе работали в Праге, в журнале «Проблемы мира и социализма») со свойственной ему интеллектуальной честностью продолжает (по инерции от моего задания) углубляться в Чили. Он уже имел три встречи с Тейтельбоймом (один из руководителей компартии Чили). Выяснил следующее: Киссинджер через 10 дней после победы Альенде заявил в комитете по национальной безопасности США: главная опасность от Чили - в Западной Европе. Если будет доказана возможность мирного пути к социализму, наше (т.е. США) дело в перспективе проиграно! Поэтому задача - сорвать чилийский эксперимент. Этим мы покажем, что мирный путь исключён, а вооружённой революции западный обыватель (в том числе и так называемый рабочий класс) сам никогда не захочет! И дело - в шляпе. В США тогда же был создан оперативный центр по ликвидации «чилийского дела».

Юрка сделал такие выводы и уже выдал их Тейтельбойму:
1.) Всюду и везде доказывать правильность стратегии мирного пути. Срыв его - результат стечения случайностей, а не порочности в основе. Шуметь об этом возможно больше.
2.) Не раскисать, не бить себя в грудь, не искать прорех в курсе КПЧ, а доказывать, что её стратегическая линия была правильной. Не заниматься интеллигентским слюнтяйством в диалоге с союзниками по Народному единству (социалистами и особенно «миристами»): мол, хотя «ваша» общая концепция была неприемлемой, но во многом тактически вы были правы. Помнить, что это - безответственная публика и она будет болтать что угодно, забывая, что тот, кто хочет оставаться на почве реальной политики, не может себе позволить разверзать грудь и публично ковыряться в своих ранах. Помнить, что Маркс и Ленин после поражений, даже если оставались в крайнем меньшинстве, всегда яростно доказывали правильность пути, который именно и только они указывали и в канун событий, и в ходе их, и после провала! В этой революционной убеждённости - секрет политического успеха. Пусть на публику это выглядит немного твердолобо, но иначе политику не сделаешь, она сама очень грубая штука. А для себя надо все очень тщательно - без всякой скидки, без всякой пощады собственному самолюбию - разобрать и учесть все неправильные ходы, все ошибки, все недосмотры, все сделанные глупости. И намотать на ус!

На Западе выпустили «Архипелаг Гулаг» Солженицына. Развёртывается большой шум. На примере Солженицына реально чувствуешь, что такое классовая ненависть и что опять (как в 1919-21 и 1929-31 годах) может произойти, если дать ей возродиться в массе. Ведь он дошёл до того, что объявил власовцев - действительно самое отвратительное и мерзкое явление войны, и не только войны - идейными героями, превозносит их службу нацизму, преклоняется перед их «подвигами» и проч. «Идею» лагерей он открыл уже у Маркса-Энгельса, а Ленин будто воплотил это в политике, Сталин, мол, лишь эпигон, который довёл дело до совершенства. «Гулаг» представлен, как закономерность советского общества, как источник всех материальных достижений социализма за полвека.

Многие «там» пошло клюнули на это. Боятся нас, боятся себя (нет альтернативы), боятся своих, особенно сейчас, когда в обстановке и энергетического, и экономического, и валютного кризиса мы предстаём, как организованное общество, т.е. такое, которое в современный век в принципе только и может справляться с проблемами, не преодолимыми в условиях даже «государственно-монополистической демократии».

И ещё одна идея. На Чили пока не нашлось своего Маркса и Ленина... Парижская Коммуна (всего три месяца) была первым поражением вооружённого пути пролетарской революции. Но какой колоссальный опыт и урок был извлечён марксистами (прежде всего Лениным) из этого поражения! Как основательно послужило это поражение делу революции в последующем! Чили (34 месяца) было первым поражением мирного пути социалистической революции. И если извлечь из этого поражения такой же опыт и урок, какой сумели извлечь марксисты из Парижской Коммуны, - Чили встанет (в наш век) в ряд великих событий, наподобие Коммуны. Мы недооцениваем ещё значения этого опыта и этого поражения. Маркс говорил (правда, в несколько другом смысле): революции побеждают, даже когда они терпят поражения. И вот почему опасно ставить под сомнение стратегию мирного пути на основе опыта Чили. История с Парижской Коммуной вопиет против такого подхода. (Вот так думал будущий советник президента СССР Анатолий Черняев в 1974 году – прим. FLB).

«СУСЛОВ БОЛЕН. НЕ ТОЛЬКО С ГЛАЗАМИ. ЧТО-ТО, ВИДИМО, С СЕРДЦЕМ. ПОТОМУ, ЧТО РУКА НЕ ДЕЙСТВУЕТ»

5 января 1977 г. На днях был разговор с Б.Н. По какому-то случаю он вдруг спохватился, что Суслов болен. И произнёс примерно следующее: «Болен вот опять... Не только с глазами. Что-то, видимо, с сердцем. Потому, что рука не действует. Вообще он после поездки во Вьетнам резко сдал. Говорили ему – отлежись, не ходи хотя бы на заседания. Но он явился на последний перед Новым годом Секретариат, говорит, неудобно, важные вопросы, итоги надо подбить... Теперь вот опять свалился. Брежнев вне себя. Он, скажу вам доверительно, вызывал вчера Чазова (начальник 4-го Управления Минздрава) и заявил ему: «Смотри, если ты мне не убережёшь Михаила Андреевича, я не знаю, что сделаю... В отставку уйду!»

И в самом деле, Анатолий Сергеевич, ведь – один! Один! (И показал пальцем вверх, подчёркивая, что другого нет). В Политбюро больше нет человека, который мог бы подпирать Брежнева. При всех его (Суслова)... (не сказал недостатках) ну, знаете, надо отдать должное. Он без всяких этих (показывает рукой знак подковырки, подсиживания)... Ни на что не претендует, не зарится на первое место. Бескорыстно, что там говорить. И он один! – вы понимаете, один, кто действительно мыслит политически, по партийному.

Это вообще большая проблема! (Слова «возраст» не произнёс). Посмотрите, Мазуров давно уже вышел из строя. Да, ещё какие-то лекарства ему, должно быть, дают. Он выглядит совсем ненормальным, когда появляется. А работать он не может уже полгода. Подгорный тоже совсем больной, почки или печень, точно не знаю. Косыгин давно сдал, а тут ещё летом чуть не утонул, после этого два месяца отлёживался. Да и все другие... Это большой вопрос, Анатолий Сергеевич!» (Подробнее, о том как чуть не утонул Косыгин вы можете прочитать в газете «Совершенно секретно», в статье «Тюремный чемоданчик» Косыгина» - прим. FLB)

Вчера в зале «Россия» был митинг, посвящённый Корвалану. Его речь.. «просоветская» по форме, но «еврокоммунистическая» по существу: отказ компартии от руководящей роли КП, все партии (включая ХДП) равны, самостоятельны и имеют право на своеобразие, все политические течения (кроме фашистов) закономерны и правомочны участвовать в строительстве демократии Чили. Даже слово «плюрализм» произнесено, которое впервые в политическом смысле было воспроизведено в «Правде». Правда, «диктатура пролетариата» тоже была названа (видно, чтоб не уподобляться Марше), но лишь как орудие защиты демократии от посягательств.

Вчера у меня была беседа с Марселем Тригоном и Патриком Лемаэком (зам. зав. международным отделом и зав. сектором ЦК ФКП). Обсуждали проект партобмена ФКП- КПСС на 1977 год – год 60-летия Октября. Тригон для начала произнёс речь явно запрограммированную в Париже, - будто ничего не произошло за эти два года, будто не было в последние дни Буковского, фильма «Признание», митинга в «Мютюалите» с участием Плюща, статьи Канапы в «Political Affaris» и т.д. и т.п. Полный «бхай-бхай!» – и ни малейшего повода, чтоб я мог затеять разговор: что ж, мол, вы делаете, ставя Корвалана на одну доску с Буковским... Сам же я его начать не мог: не мог же я в здании ЦК КПСС работникам аппарата ФКП крыть генсека и членов ПБ ФКП! Они просто могли бы встать и хлопнуть дверью.

Паволини, редактор «Униты», с благословения Берлингуэра, попросил у Брежнева интервью. Один вопрос – о разрядке, остальные пять – о демократии в СССР. Я предложил Б.Н.’у ответить отказом и объяснить это позицией «Униты» в вопросе Корвалан-Буковский. Не знаю, решится ли он? Горазд бурчать в кругу замов. А сам смертельно боится сделать малейший шаг: не хочет (подобно Черчиллю) присутствовать при распаде своей империи.

В ИРАНЕ ИДЁТ «РЕВОЛЮЦИЯ 1905 ГОДА», МОЩНЫЙ РАЗВОРОТ МАССОВОЙ ВСЕНАРОДНОЙ БОРЬБЫ... У НАС ПОД БОКОМ

5 января 1979 г. С 27 декабря по 3 января был опять в «Соснах» (в 35 км. от Москвы). Однако, на лыжах пришлось сходить только три раза. К концу года пришёл небывалый мороз – до 45 градусов. Сообщили, что последний раз такое было в 1842 году. В Москве целые районы оказались без электричества и в холоде. Кто говорит, что ТЭЦ вышли из строя. Кто – будто к ТЭЦ (что у Киевского вокзала) подали эшелон с углём, в котором 50% породы, и дирекция его отправила обратно. Кто – будто 75% газа не дошло до Москвы: разобрали города «по пути», так как там тоже страшный мороз. Во многих домах температура не поднималась выше 12 градусов. Два дня в булочных не было хлеба. Не было молока.

А товарищ Промыслов (мэр города) в это время спокойно отдыхал и встречал в своё удовольствие Новый год в «Соснах». Я его там наблюдал...

Бурлацкий был со своей Ирочкой. Не представляю себе, как интеллектуал может жить с такой совершенно пустой, манерной, насквозь искусственной и очень примитивной, но претенциозной женщиной... Впрочем, и сам он провинциал parvenu, несмотря на то, что автор многих книг по социологии и даже одного беллетризированного исторического «диалога» о Микеланджело. Всё время навязывал мне своё общество, звал в гости. Главная тема – чтоб порекомендовал его, Бурлацкого, советником или корреспондентом в Париж.

Спрашиваю: А как с языком?
- Выучу за полгода!

Ну что тут говорить?! И долго, долго говорил о своих способностях и достоинствах. Кажется, его Ирочка требует заграничной жизни и тряпок.

И вот опять служба. Письмо Гэс Холла китайцам. Перепечатка в «Правде», а до этого он присылал его к нам на консультацию. Теперь задача – распространить по всему миру. Письмо итальянцам. Наше «фэ» по поводу их программных тезисов к съезду, которые действительно очень содержательный и творческий документ, пожалуй, единственно реалистическая программа, какую могут иметь коммунисты в стране ГМК... (государственно-монополистический капитализм – прим. FLB). Но зачем при этом охаивать нас? Правда или неправда, что они там пишут о нашем «пути» и о нашем социализме, но можно было бы обойтись и без этого... Дань моде (ужасной для нас моде – демонстрировать разочарование в советском обществе)

Б.Н. затеял (на голову бедного Вебера и мою) ещё одну статью о «демократическом социализме». (Б.Н. - Борис Пономарёв – прим. FLB). По тому же принципу: кошку бьют, невестке повету дают. Имеет ввиду еврокоммунистов, но критиковать же надо социал-демократов. (Я, мол, все это писал в своих статьях 10 и 30 лет назад. Можно и оттуда-де взять... Умора!). Я в неистребимой своей интеллигентской манере пытался сопротивляться: мол, «демократический социализм» - что это теперь такое? Никто сказать не может. Социал-демократы сами отрицают, что у них есть какая-либо теория, хвастают, что они прагматики. Мы их будем критиковать, а они будут посмеиваться... В Ванкувере на конгрессе Социнтерна они ведь даже и не вспомнили, что у них есть «общая теория» Ну, и т.д.

Скучно всё это... Охранительная позиция – вот и вся наша теория. Но ведь и еврокоммунисты, заимствуя у социал-демократов, толком не знают, что такое «демократический социализм», так же, как мы не знаем уже, что такое «марксизм- ленинизм», и давно уже перелистываем Маркса и Энгельса только для поиска подходящих у случаю цитат... Кстати, по-настоящему изучают Маркса-Энгельса-Ленина некоторые диссиденты. Вот, например, читаю сейчас книжку Рудольфа Баро «Альтернатива». Немец, ГДР’овец, которого в прошлом году посадили, в частности за эту книжку. Между тем, это действительно теоретически мощный ум и эрудит, каких, наверно, не знавали со времён наших классиков. По сравнению с этой книгой все выдающиеся советологи, не говоря уже об авторах «СССР и мы», Каррильо и иже с ним – просто мальчишки, детский сад.

Б.Н. собирается на днях в ГДР, по приглашению Хоннекера, и поручил Козлову сделать ему аннотацию этой книги Баро. Лёшка в смятении. Мы поговорили... Я посоветовал быть предельно объективным, толкать Б.Н.’а на то, чтоб тот толкал Хоннекера к освобождению Баро... Ведь мы, мол, своего Роя Медведева не посадили, хотя его книги тоже издаются за границей и широко используются антисоветчиками.

В Иране идёт «революция 1905 года», мощный разворот массовой всенародной борьбы... У нас под боком. А что мы, марксисты-ленинцы, знали об этом? Догадывался ли хоть бы один человек в Советском Союзе, что может там произойти, учёный или политик?! Чего стоит вся наша наука и теория «на службе политики»! В результате мы имеем «авторитетное» мнение руководителя Отдела международной информации ЦК, объявленное через телеэкран на весь Союз: все эти события – результат происков ЦРУ, американцы-де хотели чуть-чуть попугать шаха, ставшего не очень послушным... Замятин даже записку в ЦК написал, предлагая «проводить линию поддержки стабильности в
Иране» (т.е. шаха!). Суслов и Кириленко уже начертали на записке «согласен». К
счастью, события развёртывались быстрее, чем делопроизводство в аппарате ЦК... они перехлестнули эту "линию Замятина".

См. предыдущую публикацию: «Лигачёв, хранитель партийной морали, не позволит»

Ещё на эту тему

По Москве идут разговоры «о цыгане». Это любовник дочери Брежнева

FLB: «Муж – Чурбанов в курсе и, конечно, терпит. Но этот цыган попался на валютных операциях. ... Дело закрыли, а цыгана устроили артистом в Большой театр». Что было в Кремле 5 декабря: в 1973,1974,1981 и 1990 годах

Умер Косыгин. Объявили об этом спустя три дня

FLB: «Чтоб не портить день рожденья Брежневу (отомстил таки старик). И поползли слухи: как будут хоронить? Неужели «замотают», как с Машеровым». Что было в Кремле 26 декабря в 1980 и 1982 годах

Текст написан по-брежневски, а не по-горбачёвски

FLB: «Отсутствие новизны, боязнь в лоб поставить проблемы по Афганистану, по Японии, по Израилю, не говоря уже о делах разоруженческо-ракетных». Что было в Кремле 9 августа в 1984 и 1985 годах.

Как Горбачёв отчитывался перед Бушем по телефону

FLB: «М.С. сказал Бушу, что завтра на Совете Федерации будет разговор о назначении на посты премьера и его заместителя. Фамилии не назвал». Что было в этот день в Кремле 11 января 1991 года

Мы в соцсетях

Новости партнеров