Репортаж из зала суда. Во вторник 28 января судья Лефортовского суда Антон Каргальцев рассмотрел дело № 02а-0008/2020 - иск защиты осуждённого на 12,5 года колонии бывшего сотрудника антикоррупционного главка МВД РФ (ГУЭБиПК) полковника Д. Захарченко к администрации СИЗО-2 («Лефортово») УФСИН России по факту признания его склонным к побегу.
СТАТУС «ОСОБО ОПАСЕН»
Напомним, что 10 июня 2019 года Пресненский суд Москвы оправдал Захарченко по главному коррупционному эпизоду обвинения - в получении взятки 800 тысяч долларов США от ресторатора Мехди Дусса. Суд признал за ним «превышение должностных полномочий» и то, что полковник «в составе организованной преступной группы» воспользовался скидочной картой сети ресторанов «Ла Маре» и таким образом получил «незаконное освобождение от имущественных обязательств на общую сумму 2 млн 949 тыс. 754 руб. (ч. 6 ст. 290 УК)» (подробнее см. «Захарченко покарали, но не за коррупцию»). Сначала бывший полковник был приговорён к 13 годам строгого режима. Однако 17 октября апелляционная коллегия Мосгорсуда отменила отягчающий наказание признак – «совершение преступления в составе организованной преступной группы» и снизила итоговый срок заключения на полгода.
1 ноября 2019 года Захарченко был извещён, что его приговор вступил в законную силу. С этого момента - по закону - в течение 10 суток осуждённого должны этапировать к месту отбытия наказания. Изменяются и правила содержания: например, теперь он имеет право на свидания (в том числе долгосрочные) с родственниками. Но 7 ноября в «Лефортово» бывшего полковника ознакомили с протоколом комиссии, согласно которому он «признан склонным к нападению на администрацию СИЗО и сотрудников колонии» (подробности см. «Откуда у экс-полковника «склонность к побегу…»). Как позже выяснилось, один из сотрудников СИЗО написал рапорт руководству: мол, он услышал от Захарченко о его планах «о нападении и побеге».
Это изменение статуса заключённого меняет многое и, в первую очередь, серьёзно ужесточает режим содержания в колонии (в данный момент Захарченко отбывает срок в ИТК №5 в Зубово-Полянском районе Мордовии). Теперь он обязан ежечасно отмечаться у контролирующего сотрудника, в любой момент может быть отправлен в штрафной изолятор, лишён права получать посылки, вести переписку, встречаться с родственниками. Как «особо опасный преступник» он по существу лишается права на условно-досрочное освобождение.
По мнению его адвокатов, за три года и два месяца нахождения в «Лефортово» у его подопечного не было ни одного замечания и вдруг за два дня до отбытия из СИЗО ему присваивают статус, о котором более трёх лет и речи не шло. Поэтому защита обжаловала это решение комиссии следственного изолятора в суде как голословное и незаконное.
ВЕЛАСЬ ЛИ ВИДЕОЗАПИСЬ В КАМЕРЕ №173?
10:00, 28.01.2020 г., Лефортовский суд.Несмотря на то, что так называемый «полковник-миллиардер» уже прописался в мордовской колонии, его уголовное дело до сих пор живёт своей жизнью и продолжает не на шутку будоражить общественность. Кому это нужно, можно только догадываться, но периодически в СМИ кто-то подбрасывает новые «сенсационные» факты: то якобы Захарченко в ИТК №5 кого-то избил, то «случайно» (три года спустя!) нашлась его тайная записка с просьбой любыми путями вытащить его из «Лефортово». А уж количество версий, чьи миллиарды «нашли при обыске дома у Захарченко», уже насчитывает несколько десятков, и этот список постоянно увеличивается.
(Напомним, в реальности никаких миллиардов дома у него не находили, а те 8,5 млрд рублей в разных валютах, что обнаружены в квартире у его сводной сестры Ирины Разгоновой, в качестве вещественных доказательств по делу Захарченко не проходили. Следствием однозначно признано: эти деньги к нему отношения не имеют, - FLB.)
Так что неудивительно, что на рассмотрение иска защиты бывшего полицейского приехало немало судебных репортёров. Впрочем, само слушание дела было недолгим. Выслушав позицию адвокатов Александра Горбатенко и Валерии Туниковой, судья предоставил слово самому Захарченко (он участвовал в процессе посредством видео-конференц-связи). Тот сразу заявил, что в «Лефортово» во всех помещениях круглосуточно ведётся видео и аудиозапись и попросил суд затребовать у администрации СИЗО №2 эти вещдоки.
- Вся эта история вызывает у меня много вопросов, - подчеркнул Захарченко. - Первого ноября приходят документы из Мосгорсуда о вступлении моего приговора в законную силу и в этот же день меня безо всякого повода, без всякой проверки ставят на так называемый «профилактический учёт». Но чем это подкрепляется, кроме измышлений старшего прапорщика Розова? Ничем. Почему в деле нет ни видео, ни аудиозаписи, которые бы подтверждали его слова? Что помешало, ведь к обмундированию каждого сотрудника СИЗО обязательно крепится видеорегистратор? Почему на этот счёт даже не допрошен мой сокамерник Стоянов?
Бывший полковник обратил внимание суда на то, что в их камере №173 всегда, в том числе 1 ноября, громко работал телевизор.
- Как в такой обстановке Розов, не входя в камеру, откуда-то из-за двери услышал и чётко разобрал мои слова. Это физически и технически невозможно. Как я понимаю, подтвердить сказанное он ничем не может, поэтому прошу суд запросить у администрации СИЗО видео и аудио записи, а также записи с видеорегистратора сотрудника «Лефортово» Розова за 1 ноября 2019 года.
Судья Антон Каргальцев согласился с этими доводами и перенёс слушание - до получения ответов на запросы.
- Дмитрий Викторович, а когда у вас в колонии обед? – вдруг неожиданно поинтересовался он у осуждённого и пояснил, что хочет выбрать для следующей видео-конференц-связи удобное для него время.
- А я готов без обеда, ваша честь! – не растерялся Захарченко. – Чтобы установить истину и факты, готов сколько надо, хоть сутками голодать.
В итоге слудующее заседание начнётсмя после завтрака – 19 февраля в 10 утра.
«ОБИДЕЛ» ДВУХМЕТРОВОГО ТОВАРИЩА ВЕСОМ ЗА 100 КИЛОГРАММОВ
Валерия Туникова рассказала судебному репортёру FLB о своей поездке в мордовскую ИТК №5 и встречах со своим подзащитным. По её словам, Захарченко по-прежнему ироничен и, несмотря на все тяготы, полон оптимизма.
- Говорит: «зато здесь, в Мордовии, – чистейший воздух, кругом леса и прекрасная экология». То есть его дух не сломлен. Он ежечасно отмечается у контролирующего сотрудника ИТК и эту свою обязанность ещё не нарушил ни разу. Все внутренние правила строго соблюдает. При любой возможности занимается спортом, поддерживает форму на турнике.
Пожалуй, единственное, считает адвокат, что смущает экс-полковника: ему, человеку с двумя высшими образованиями, не нашлось в колонии более полезного применения.
- Хотя у Дмитрия в медкарте есть отметка, что у него сильнейшая аллергия на пыль и запахи, его сейчас учат на… швею.
- Писали, что он подрался, получил несколько дисциплинарных взысканий.
- Публикации в СМИ не совсем достоверны. Только в последнее время к нему действительно стали появляться претензии – якобы он нарушает правила внутреннего распорядка. Например, получил замечание за то, что зимой занимался спортом в летней шапочке. Не знаю, насколько это «криминально», но руководство колонии настаивает, что это серьёзнейшее нарушение. Что касается так называемой «драки», то, по словам Туниковой, это была откровенная провокация со стороны нескольких сотрудничающих с администрацией осуждённых.
- Дмитрия обвинили в нападении и избиении другого осуждённого. Это вообще ни в какие ворота не лезет – якобы он «обидел» двухметрового товарища весом за 100 килограммов. Надеюсь, комиссия разберётся.
- Как вы считаете, с какой целью все это делается?
- Оказать на Захарченко давление перед судами. Ведь скоро – 18 февраля – кассация по его делу… Но он никогда не поддастся ни на какие провокации. Дмитрий по-прежнему уверен, что справедливость восторжествует.
«НАРИСОВАЛИ НА СПИНЕ ДВЕ ПОЛОСЫ»
Комментируя данный процесс в Лефортовском суде, защитник Александр Горбатенко отметил важный нюанс: адвокатов только недавно поставили в известность, что есть такой документ – «рапорт сотрудника «Лефортово» Розова, до этого о причинах решения комиссии СИЗО об изменении статуса Захарченко они не знали.
- Якобы этот Розов, находясь в коридоре, что-то услышал… В результате Дмитрия обвинили не только в умысле на побег и нападение на сотрудников правоохранительных органов, но ещё в том, что он планирует оказать физическое и моральное давление на членов следственно-оперативной группы и членов их семей.
- Чем это подкреплено?
- Ничем. Даже из рапорта совершенно не следует то, в чём в итоге Дмитрия обвинили. То есть абсолютно отсутствует какая-либо логическая связь.
- Ваше мнение, что за всем этим стоит – месть?
- Исключительно. Это всё продолжение истории, когда Захарченко отказался признаваться в том, чего не совершал, и оговаривать руководство ГУЭБиПК. В судебном заседании он конкретно называл фамилии и должности сотрудников Управления «М» ФСБ, которые фальсифицировали его дело. Я предполагаю, что попытка Дмитрия официально и законно обратить внимание правоохранительных органов на эту фальсификацию, вылилось в то, что ему «нарисовали на спине две полосы», то есть он признан «особо опасным преступником» со всеми вытекающими последствиями.
- По поводу секретной записки – якобы он через адвокатов передал некое обращение: мол, вытащите меня отсюда.
- Тоже странная история. Я не могу её комментировать, так как записка датирована, как я понимаю, 2016 годом, а я стал защищать Дмитрия в 2017-ом. Меня смущает другое: почему эта история вдруг выплеснулась в СМИ именно сейчас, три года спустя? Есть ощущение, что кто-то пытается поддерживать интерес к этой теме, продолжая доказывать, что он негодяй, коррупционер, что у него есть связи с некими высокопоставленными подельниками. Видимо, стараются создать видимость наличия некой организованной преступной группы, - сказал адвокат Александр Горбатенко судебному репортёру FLB.ru
«ЗАХАРЧЕНКО ПЛАНИРУЕТ СОВЕРШИТЬ АКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ»
В распоряжении редакции есть копии 2 рапортов и справки, на основании которых бывшему полковнику выдали «чёрную метку» и обеспечили проблемы и «веселую» жизнь на весь оставшийся срок.
Рапорт прапорщика Розова начальнику СИЗО-2 полковнику Ромашину:
«Начальнику ФКУ СИЗО-2 ФСИН России
полковнику внутренней службы А. А.Ромашину
РАПОРТ
01.11.2019 г.
Настоящим докладываю, что 01.11. 2019 во время выдачи вещей со склада СИЗО обвиняемому Захарченко Д.В. в камеру №173 последний находился в эмоциональном состоянии и вёл разговор. Во время выдачи вещей я услышал следующие фразы: «… Коля с Мишей ещё обо мне вспомнят, у них тоже есть дети…» И далее: «…надеюсь, мне удастся выйти пораньше, чем они думают, я им не забуду…»
На мой вопрос Захарченко Д.В., к кому он обращается и что он имеет в виду, последний пояснил, что якобы разговаривает сам с собой, ничего конкретного не имеет в виду и просто старается снять эмоциональное напряжение. Слышал ли указанные фразы сокамерник Захарченко Д.В. – Стоянов Р.В. я точно утверждать не могу.
Мл. инспектор 1-й категории отдела режима и охраны
старший прапорщик вн. сл. А.Г. Розов».
На рапорте две резолюции: «Смирнов А.С. Пр.(ошу) провести проверку достоверности сведений». «Прошу проверить сведения. Выводы доложить».
Справка о том кто такие «Коля» и «Миша»:
СПРАВКА
«По материалам личного дела обвиняемого Захарченко Д.В. установлено, что «Коля» и «Миша» являются именами оперативных сотрудников правоохранительных органов, допущенных органом следствия к работе с обвиняемым…
Ст. о/у по ОВД м-р вн. сл. И.Ю. Федотов 06.11.2019 г».
Рапорт оперуполномоченного Федотова о склонностях осуждённого Захарченко:
«Начальнику ФКУ СИЗО-2 ФСИН России
полковнику внутренней службы А. А.Ромашину
РАПОРТ
Докладываю Вам, что в ходе осуществления служебной деятельности оперативным отделом ФКУ СИЗО-2 ФСИН России получена информация в отношении осуждённого Захарченко Д.В., 1978 года рождения, который планирует совершить акции психологического и физического давления на членов следственно-оперативной группы и их родственников, используя преступные или родственные связи.
Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о постановке осуждённого Захарченко Д.В. на профилактический учёт как склонного к нападению на сотрудников правоохранительных органов, а также к побегу из-под стражи.
Старший оперуполномоченный по ОВД оперативного отдела
ФКУ СИЗО-2 ФСИН России майор внутренней службы И.Ю. Федотов. 06.11.2019».
В левом верхнем углу резолюция: «Прошу рассмотреть на комиссии».
Вот такие дела.
Андрей Колобаев, судебный репортёр Агентства федеральных расследований FLB.ru