В этот день, 19 лет назад, 10 декабря 2004 года, нефтяная империя Михаила Ходорковского устроила эмоциональное, на грани нервного срыва, шоу. Подручные из пиар-службы обвиняемого в заказных убийствах Леонида Невзлина набросились на Генеральную прокуратуру России. Они банально обвинили ведомство в целенаправленном преследовании «простых сотрудников» компании, назвав действия Генеральной прокуратуры «откровенным террором, сопоставимым по формам и методам с эпохой сталинского террора 1937 года». (Невзлин с этим штампом носился везде, куда смог проход оплатить, чтобы его послушали).
Это было банально и эмоционально. И больше напоминало нервный срыв, нежели внятную позицию компании, которая погорела на махинациях руководства. Кроме того, эксплуатация темы «сталинских репрессий» указывала на то, что внутри России у компании общественная поддержка на уровне статистической погрешности. И Юкос стал открыто уповать на «международную общественность», призывая «оказать помощь» сотрудникам, «жизнь которых в опасности». После такого призыва «международная общественность», надо понимать, выстроилась в кассу – за вспоможением на «спасательную операцию демократических нефтяников».
РЕПЛИКА ИЗ ОСЛО
Синхронно с корпорацией выступили из-за границы, из Осло, адвокаты Юкоса. Ссылаясь на «происки прокуратуры», было заявлено, что «команда адвокатов Ходорковского и Лебедева фактически лишена возможности защищать своих клиентов в суде» - сказал от имени защиты адвокат Юрий Шмидт.
Словом, эмоции зашкаливали. Тем более, что у Лебедева и Ходорковского и до и после заграничных заявлений уважаемых адвокатов. всегда было столько юристов, консультантов, адвокатов, включая иностранных лоеров, сколько им требовалось – денег «скважинные жулики» на это не жалели.
ДВЕ ДАМЫ И БЫЛИННЫЙ «РАТИБОР»
Накал корпоративных эмоций, очевидно, объяснялся тем, что следствие провело серию новых арестов в рамках масштабного расследования афер «основных акционеров». В эти декабрьские дни 2004 года суд выдал санкцию на арест заместителя начальника правового управления компании «Юкос-Москва» Светланы Бахминой.
Суд санкционировал арест Елены Аграновской, партнёра юридической фирмы «ALM-Feldmans». Указанная фирма, как отмечалось в материалах дела, занималась консультированием и оказывала теневые услуги «основным акционерам» «Юкоса». «Новая газета» по этому поводу прямо намекнула, что Аграновскую, по сути, подставил бежавший в США «офшорный джентльмен» Павел Ивлев. При этом, кто бы сомневался, упирали на то, что Бахмина и Аграновская – женщины. А раз так, то следственные действия это атмосфера «запугивания и морального террора».
Кроме того, 10 декабря 2004 года, стало известно о санкции суда на арест генерального директора ООО «Ратибор» Владимира Малаховского.
Фирма с былинным названием, по версии следствия, использовалась для оформления разных фиктивных фирм, с целью хищения и отмывания денег. И наряду с другими «прокладками» была вовлечена в мутные схемы уклонения от уплаты налогов.
После «тройного ареста» стало очевидно, что миф, изначально запущенный в оборот в 2003 году, что «дело только в Ходорковском», оказался фальшивкой. Тем более, что следствие изначально не скрывало намерений расследовать все выявленные махинации нефтяной компании. Это сразу означало, что копать будут глубоко и серьёзно. И каждый новый фигурант, подставленный под уголовное дело «основными акционерами» и беглыми руководителями, пугал нефтяную корпорацию прежде всего тем, что любой из фигурантов мог стать свидетелем обвинения.
«ЗАКОН ПОПИРАЛСЯ ДОЛГО, ГРУБО И ЦИНИЧНО»
Привычка митинговать в прессе со всевозможными обвинениями в адрес судов и следствия, сыграла с империей Ходорковского злую шутку. На этот раз, изучив «манифест Юкоса» Генеральная прокуратура России решила не ограничиваться официальными пресс-релизами об обстоятельствах того или иного уголовного дела. И отступив от традиционной формы информирования общества, обвинила руководителей Юкоса в «грязном воровстве», выпустив по этому поводу специальное заявление.
«То, как нагло и беспардонно разворовывались миллиарды рублей и долларов, приводит в изумление даже самых опытных прокуроров и следователей. Суммы украденных денег, имущества и неуплаченных налогов исчисляются астрономическими величинами», - заявили в ведомстве. «Закон попирался долго, грубо и цинично. Теперь настало время пожинать плоды своих действий» - констатировали в ведомстве,» - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день пресса намекнула Ходорковскому ещё на семь лет тюрьмы. Некоторые инициативы «гражданского общества», выглядели как отработка дружеских связей и денег спонсора. В Россию деньги шли через «помойку» «The Corbiere Trust». Prigovor.ru напоминает, что было 9 декабря 2013 года»)