В этот день, 10 лет назад, 9 декабря 2013 года, стало известно, что Ходорковскому может грозить ещё 7 лет тюрьмы. Речь шла о расследовании так называемого «третьего дела Юкоса». Пресса на протяжении нескольких лет вне зависимости от хода расследования уголовных дел пыталась найти «третье дело Юкоса», подвёрстывая под это понятие всё, что угодно, лишь бы было связано с Ходорковским и Юкосом. Происходило это не всегда удачно. Чаще всего «третье дело» оказывалось лишь элементом первых двух дел, и на отдельное производство, а уже тем более судебный процесс, никак не тянуло. И вот вновь появилась очередная подоплёка – отмывание денег через «третий сектор». В свое время «третьим сектором» социологи обозначили для себя социальную группу гражданского общества связанную с НПО и НКО, и тем скандальней ожидались события.
«НЕ ТОЛЬКО БЕГЛЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЮКОСА»
Как сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией, «речь идёт о легализации более $10 млрд, похищенных, по мнению следствия, бывшими руководителями Юкоса в 2005 году». По данным агентства, «в августе 2006 г. из большого дела Юкоса, возбуждённого в 2003 г., было выделено новое уголовное дело по статье 174.1 (легализация средств, добытых преступным путем в особо крупном размере, совершенная организованной группой), а также статье 160 (присвоение вверенного имущества) УК РФ. Статья 174.1 предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы и относится к категории тяжких». «По второй статье, скорее всего, дело будет прекращено за истечением срока давности», - сообщил «Интерфакс».
По версии следствия «часть похищенных средств была использована для финансирования (внесения) изменений в российское законодательство, направленных на его либерализацию». В деле фигурировали не только беглые представители Юкоса, но и его иностранные руководители, «в том числе бывший финансовый директор компании Брюс Мизамор и Стивен Тиди». По данным агентства. «руководители Юкоса использовали свои финансовые ресурсы для оплаты различных экспертиз, цель которых - показать необоснованность предъявленных обвинений».
СОМНИТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Информация агентства, надо сказать, содержала лишь малую часть того, что включала в себя проверка, связанная со всевозможными усилиями «гражданского общества» вытащить Ходорковского из тюрьмы.
Речь тогда вели прежде всего об амнистии – некоторым показалось, что Ходорковского, при приложении усилий, могут простить в рамках предстоящей амнистии по случаю двадцатилетия Конституции России. Однако составы преступлений, по которым Ходорковский был осуждён, не подразумевали амнистии. Отсюда же происходили всякие идеи о внесении корректировок в действующее законодательство, вроде замены «особо тяжких» составов преступлений, на составы «средней тяжести», снижения сроков давности по экономическим преступлениям, а статьи об отмывании денег предлагалось и вовсе сделать бессмысленными.
Удивительно, но инициативы шли в основном от тех, кто в большей степени ориентирован на западные юридические модели, где отмывание денег и уход от налогов – смертный грех. И где противодействие этим видам преступлений соответствующее. Россия, кстати, создавая свой инструментарий для борьбы, например, с отмыванием денег, руководствовалась критериями и практиками, принятыми в большинстве стран мира. А финансовая разведка России действует по международным стандартам.
Словом, многие инициативы «гражданского общества», - общественников и НКО, - и впрямь выглядели как отработка дружеских связей и денег спонсора. Следствие, разумеется, не могло пройти мимо такой странной активности, поскольку речь шла об оплате подобных вещей деньгами, выведенными из России криминальным способом. И спустя время, суть версии следствия, её финансовая часть, стала понятна.
(См. «В этот день в деле Юкоса возник «казус Дреля» и «Фирма Corbiere Trust Cо Ltd покупалаамериканских политиков и «гражданское общество»)
«Деньги поступали из голландского Stichting Administratiekantoor Yukos International UK B.V., которому весной 2005 г. с целью отмывания была передана часть активов компаний, подконтрольных Ходорковскому, через членов организованной группы, скрывающихся от следствия за рубежом. В их числе – Антон Дрель, адвокат Ходорковского. Легализованные суммы «под видом пожертвований фондов и частных лиц, а также под видом платежей за якобы выполненные работы и услуги» уже от имени компании «The Corbiere Trust» в Россию перечислял Антон Дрель». Это если кратко.
ОБОШЛОСЬ БЕЗ «ТРЕТЬЕГО ДЕЛА»
Впрочем, в 2015 году после проверки всех обстоятельств, деловые издания, ссылаясь на очередной источник, знакомый с ситуацией по пресловутому «третьему делу», сообщали, что, претензий к «экспертному сообществу» нет, а люди, проходившие по этому вопросу в качестве свидетелей, сообщили о прекращении расследования. Более того, выяснилось, что никакого «третьего дела» не было - проверка проводилась в рамках расследования большого «дела Юкоса». Корыстных мотивов, как сообщалось, следствием не установлено. Ну а тех, кого принято называть «агентами влияния» в состоянии оценить и общество», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковский был объявлен в розыск. Ходорковский М.Б. заочно обвиняется по ч. 2 ст. 105 ч. 2 ст. 105 УК РФ - организация убийства и покушения на убийство двух и более лиц. Prigovor.ru напоминает, что было 8 декабря 2015 года»)