В понедельник 25 марта судья Тушинского суда Наталья Лунина продолжила рассмотрение дела № 01-0062/2019 в отношении заместителя директора департамента полетов компании «Аэрофлот» Анатолия Якимчука. (Начало см. «Прерванный полет, или за что «повязали» главного пилота «Аэрофлота».)
ЕСТЬ ОДНА У ЛЕТЧИКА МЕЧТА – ВЫСОТА
Безусловно, дело необычное. С одной стороны, все страшнее некуда: «дело ведет ФСБ», статья – самая что ни на есть коррупционная, наказание по ней – до 10 лет лишения свободы. А с другой… в зале суда нет ни конвоя, ни полиции с овчаркой. Да и суть обвинения вызывает странные эмоции – от недоумения до ироничной улыбки.
Напомним, замглавы департамента производства полетов «Аэрофлота», заслуженный пилот России (проработавший в авиакомпании 47 лет) обвиняется в даче взятки. Согласно материалам дела, в апреле 2018 года 65-летний Анатолий Якимчук передал конверт с 50 тысячами рублей председателю Центральной врачебно-летной экспертной комиссии (ЦВЛЭК) гражданской авиации Борису Потиевскому. Как считает следствие, при прохождении медкомиссии Якимчук получил заключение медиков, исключающие его дальнейший допуск к полетам и «с помощью взятки попытался решить эту проблему».
А. Якимчук
В сентябре оперативным данным ФСБ дали ход, Якимчука вызвали на беседу. Он ничего не скрывал, тут же добровольно написал явку с повинной. Передачу денег объяснил «острым желанием продолжить карьеру летчика». 12 октября Следственный комитет возбудил против него уголовное дело по части 3 статьи 291 УК (дача взятки должностному лицу).
НЕ КОРЫСТИ РАДИ
Тушинский суд. 15:00.
Морально поддержать подсудимого пришли его супруга, родные и несколько летчиков, с кем Якимчук начинал карьеру еще на ТУ-154.
Перед началом слушания к материалам дела приобщили его характеристику, из которой следовало: «пилот-ас, профессионал высшей пробы, руководитель больших летных коллективов».
«Во многом благодаря Анатолию Петровичу, - зачитала документ судья, - удалось подготовить и сохранить большое число высококлассных пилотов нового уровня… уступив небо России зарубежным воздушным судам, удалось не потерять национальный суверенитет отрасли, не отдав его под иностранные компании».
В конце характеристики явно неформальная приписка для суда: «Рассматривая его деяние, прошу учесть, что оно совершено не корысти ради, а только для того, чтобы как можно дольше оставаться в любимой профессии. С уважением заслуженный пилот России Грехов».
Выступая в прениях, гособвинитель повторил суть инкриминируемого. «Пилоты воздушных судов при достижении 55-летнего возраста проходят обязательное стационарное обследование в ЦКБ ГА. При обследовании у Якимчука были обнаружены заболевания сердечно-сосудистой системы («поражение коронарных артерий, свидетельствующее о возможной ишемической болезни сердца»), исключающие возможность его летной работы».
По его словам, узнав об этом, Якимчук передал незаконное вознаграждение - 50 тысяч рублей - председателю Центральной врачебно-летной экспертной комиссии (ЦВЛЭК) гражданской авиации Борису Потиевскому, чтобы тот «в силу своего должностного положения, а также используя свой авторитет повлиял на положительное решение комиссии о его годности к летной работе».
«Конверт с указанной суммой Якимчук положил в левый карман медицинского халата, совершив тем самым противозаконные действия. Действия не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, так как Потиевский отказался принять взятку. После чего Потиевский сообщил о произошедшем начальнику службы безопасности, написал заявление в ФСБ России, факт передачи взятки был задокументирован».
Гособвинитель подтвердил, что в последствии подсудимый не отрицал факт передачи денежных средств, «признал вину частично, пояснив, что считал себя полностью здоровым, а деньги передавал за беспрепятственное со стороны Потиевского прохождение врачебной комиссии».
Обращаясь к суду, прокурор отметил, что вина Якимчука полностью доказана, подтверждается свидетелями, вещественными доказательствами, оперативно-розыскными мероприятиями с использованием спецсредств и записями видеонаблюдения.
«Прошу признать Якимчука виновным и предлагаю назначить ему наказание в виде штрафа в размере одного миллиона рублей».
«ПРАВДАМИ И НЕПРАВДАМИ ХОТЕЛ СЛУЖИТЬ НА БЛАГО РОДИНЫ»
В ответной речи адвокат Сергей Черняков признал, что факт дачи взятки имел место, но, «тем не менее, есть все основания для прекращения уголовного дела».
Во-первых, по мнению защитника, на момент передачи денег еще не было решения комиссии о признании Якимчука непригодным к полетам и ни в обвинительном заключении, ни в ходе судебного заседания не прозвучало, какие конкретные действия должен был совершить Потиевский для получения положительного заключения.
«Кроме того, мой подзащитный никогда не просил главу комиссии совершать заведомо незаконные действия как то, например, сфальсифицировать протокол или само заключение, переговорить с врачами на предмет внесения в заключение не соответствующих действительности сведений, не просил решить единолично этот вопрос. Из заявления Потиевского в ФСБ следует, что он сам так и не понял, за что конкретно ему передали взятку», - отметил адвокат.
Он обратил внимание суда, что Якимчук просил только об одном: не мешать ему пройти комиссию. К тому же впоследствии добровольно сообщил о случившемся следователю Фадееву, написал явку с повинной, она принята. «В законе четко написано, что лицо, добровольно сообщившее о даче взятки, активно способствующее раскрытию преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности».
В заключение Черняков напомнил присутствующим, что его подзащитный 47 лет служил в авиации, имеет безупречную репутацию, является заслуженным летчиком РФ. «Считаю, что его действия следует квалифицировать по части второй статьи 291 и прекратить его уголовное дело в связи с его деятельным раскаянием», - подвел итог юрист.
Свое обращение к суду Анатолий Якимчук начал с того, что случившееся - позор для него.
«Мне стыдно смотреть в глаза жене, детям, коллегам, - потупив голову, сказал он в своем слове. - Это жирная клякса на моей биографии. И теперь говоря обо мне, не будут вспоминать, например, что у меня дважды двигатель горел в полете, как при взлете в Бангкоке полностью загруженный самолет оказался неисправным, но его – слава Богу – удалось приземлить и спасти людей. Я уж не говорю о случаях не выпусков шасси и прочих нештатных ситуациях, из которых экипаж выходил с честью, профессионально действуя. Будут вспоминать вот этот поганый случай. Мне очень стыдно перед всеми, я готов провалиться под землю. Стыдно!»
При этом Якимчук просил суд учесть, что он просил главу комиссии только об одном - чтобы тот палки в колеса ему не ставил, поскольку понимал «перед врачами поставили задачу признать его непригодным».
«От кого эта задача исходила, не могу сказать, - сказал летчик, - Деньги я дал, лишь бы он мне не мешал… Я чувствую и знаю точно, что полностью здоров. Еще могу свой опыт передавать молодым. Поэтому правдами и неправдами хотел именно работать на благо Родины».
- Прения закончены, - объявила Наталья Лунина. - 9 апреля в 10.30 слушаем последнее слово подсудимого. Судебное решение – 12 апреля. А пока… Всем спасибо!
«ЯКИМЧУКА ПРОСТО ХОТЕЛИ «ПОДСИДЕТЬ»
Адвокат Сергей Черняков в своем комментарии для FLB высказал мнение, что ни его подопечный, ни он не знают, кому понадобилось раздувать шумиху вокруг этого дела, в частности, запускать «утку» в СМИ, якобы Якимчук арестован ФСБ и чуть ли не «заточен в «Лефортово». «Самому интересно, кто стал источником этой дезинформации. Полная ерунда!», - сказал юрист.
С. Черняков
Отвечая на вопрос, был ли кто-нибудь заинтересован в признании прославленного летчика непригодным для полетов, защитник отметил, что не исключает этого.
- «Аэрофлот» - очень крупная компания, - подчеркнул Черняков, - один из монополистов и правопреемник того советского «Аэрофлота», куда перешли все его активы и самолеты. И конечно, не секрет, что в такой компании мирового уровня всегда есть какие-то «подводные» течения, всегда кто-то кого-то хочет убрать, «подсидеть», в том числе и «первого пилота «Аэрофлота»… Конкретных заказчиков или заинтересованных в этом лиц я назвать не могу, но допускаю, что они есть.
По его словам, совсем недавно Якимук проходил обследование в независимом медучреждении и там подтвердили: со здоровьем у него все в порядке.
- Не берусь утверждать, годен он к полетам или не годен, но, как известно, «нет здоровых людей – есть плохо обследованные». Сейчас 60-летние даже в космос летают! Не думаю, что у Анатолия Петровича есть болезни, препятствующие полетам.
Адвокат еще раз напомнил, что Якимчук - действующий заместитель руководителя компании с очень хорошей зарплатой и для всех очевидно: его цель не какие-то блага, карьерный рост, а только одно – продолжать летать и передавать опыт. «Думаю, даже гособвинитель это понимает, поэтому и попросил приговорить Якимчука к штрафу, хотя санкции статьи очень серьезные – до 10 лет лишения свободы. Надеюсь, что суд учтет все доводы защиты».