В пятницу 8 февраля судья Тушинского суда Наталья Лунина начала рассматривать дело № 01-0062/2019 в отношении заместителя директора департамента полетов компании «Аэрофлот» Анатолия Якимчука, обвиняемого в даче взятки.
50 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ И 10 ЛЕТ ЛАГЕРЕЙ
Безусловно, дело уникальное - в кавычках и без.
Замглавы департамента производства полетов «Аэрофлота», заслуженного пилота России (проработавшего в авиакомпании 45 лет) подозревают в даче взятки. Согласно материалам дела, в апреле 2018 года 65-летний Анатолий Якимчук передал конверт с 50 тысячами рублей председателю Центральной врачебно-летной экспертной комиссии (ЦВЛЭК) гражданской авиации Борису Потиевскому. Как считает следствие, при прохождении медкомиссии Якимчук получил заключение медиков, исключающие его дальнейший допуск к полетам и «с помощью взятки попытался решить эту проблему».
В сентябре оперативным данным ФСБ дали ход, Якимчука вызвали на беседу. Он ничего не скрывал, тут же написал явку с повинной. 12 октября Следственный комитет возбудил против него уголовное дело по части 3 статьи 291 УК (дача взятки должностному лицу), по которой предусмотрено наказание - до 10 лет лишения свободы.
А. Якимчук
Якимчук был под подпиской о невыезде, продолжал трудиться на своей должности в «Аэрофлоте». И вдруг в первых числах февраля информационное пространство взорвала сенсация: «чиновник высокого ранга «Аэрофлота» задержан сотрудниками ФСБ при передаче взятки».
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ГОСТАЙНА
Тушинский суд. 10:00.
Не менее двух десятков теле и фоторепортеров заняли исходную позицию в зале заседаний – вот-вот должен был зайти подсудимый.
- Здравствуйте, - немного ошалев от такого внимания прессы, грустно всех поприветствовал Якимчук. – Вот он я – «герой дня»!
Отсняв «героя» во всех ракурсах, репортеры было набросились с вопросами, но от блиц-интервью добродушный и приятный на вид мужчина вежливо отказался. Сказал, что «настроение прекрасное», а «все комментарии – потом». Представил «группу поддержки»: морально поддержать его пришли супруга, сын и несколько прославленных летчиков.
- Это мои товарищи, с кем я начинал летать еще на ТУ-154.
Процесс начался с допроса свидетеля обвинения – следователя по особо важным делам отдела на воздушном и водном транспорте СК РФ Петра Фадеева, именно он проводил предварительное расследование этого дела, и он же его возбуждал.
Следователь рассказал, что в сентябре к нему поступил материал из ФСБ России о факте даче взятки Якимчуком председателю ЦВЛЭК Потиевскому. По его словам, в ходе проверки он позвонил подозреваемому. Явившись для дачи объяснений, Якимчук написал явку с повинной и был опрошен. После чего по результатам рассмотрения всех материалов, в том числе видеозаписи преступления, было возбуждено уголовное дело.
На вопрос, оказывалось ли на подозреваемого давление, Фадеев пояснил, что никакого давления с его стороны не было, явка с повинной написана по собственной инициативе. «Явка с повинной доказывала факт совершения преступления, поскольку в ней указывались обстоятельства и признавалась причастность к нему».
Адвокат: «Уточняю: Якимчук добровольно сообщил о произошедшем?»
Следователь: «Добровольно».
Судья попросила обвинителя ознакомить суд с доказательствами по делу.
Прокурор, пролистав довольно увесистый том, перечислил эти доказательства: «рапорт об обнаружении признаков преступления от старшего уполномоченного по УВД отдела Управления «Т» четвертой службы ФСБ России», «заявление от Потиевского о даче взятки Якимчуком предположительно за оказание помощи в получении медицинского заключения о его допуске к летной работе», «акт осмотра и вскрытия конверта с десятью купюрами номиналом 5 тысяч рублей каждая с указанием номеров купюр», «постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия с использованием специальных технических средств и справка о наблюдении», «стенограмма разговора Якимчука и Потиевского», «постановление о рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну (видеоматериалов, подтверждающих противоправную деятельность Якимчука)», «протокол явки с повинной», «постановление о возбуждении уголовного дела от 12 октября».
Отдельно гособвинитель остановился на диагнозе Якимчука, поставленном ЦВЛЭК: «Атеросклероз аорты и сосудов головного мозга, хронический гастродуоденит, стеатоз печени, сенсорная тугоухость, съемный протез верхней челюсти».
«В деле есть, - упомянул сотрудник прокуратуры, - характеристика из ПАО «Аэрофлот»: «Якимчук обладает большим практическим опытом. На высоком уровне обеспечивает работу, в коллективе пользуется заслуженным уважением и авторитетом, трудолюбив».
Адвокат предложил суду посмотреть видео преступления. «Там очень хорошее качество, запись длится всего 20 минут и является ключевой с точки зрения квалификации произошедшего».
Но судья дала понять, что на сегодня достаточно.
- На следующем заседании 28 февраля в 14.00, - объявила Наталья Лунина, - будем смотреть видео, слушать аудио, допросим свидетеля Елисеева и самого подсудимого, выслушаем его последнее слово. А пока… Всем спасибо!
КТО ЗАПУСТИЛ ДЕЗУ?
Адвокат Якимчука Сергей Черняков в своем комментарии для FLB высказал мнение, что «масштабы этого преступления» вряд ли заслуживают такого пристального внимания СМИ.
С. Черняков
- Вы же видели Анатолия Петровича, какой он преступник?!
По словам защитника, почему эта история всплыла только сейчас, для него самого загадка.
- Ведь все произошло почти год назад, - напомнил Сергей Черняков, - в первых числах апреля. Все шло тихо, спокойно. И вдруг две недели назад в прессе появилась информация: якобы Якимчук задержан сотрудниками ФСБ при передаче денег. Кто был источником этой «утки», непонятно. Мое мнение: кто-то решил раздуть этот скандал и получить на этом те или иные дивиденды. Кто – можно только гадать. В результате заслуженного человека, всю свою безупречную жизнь посвятившего авиации на всю страну публично обвиняют чуть ли не в преступлении века!
- Что можете сказать о его диагнозе?
- Как говорил один знаменитый врач, «нет здоровых людей, есть плохо обследованные». Болячек и болезней можно найти у любого очень много - даже у космонавтов. Недавно, как вы знаете, 60-летний турист летал в космос. Ведь никто же не спорит – есть нарушение закона с его стороны. Но нужно быть объективным – там ничего такого сверхъестественно страшного нет. Это не такой коррупционный скандал, как теперь его в прессе называют. Якимчук 45 лет «простоял» за штурвалом и безумно любит свою профессию. Ну да, хотел остаться действующим пилотом. Ну да, принято у нас вот так «благодарить» в России, к сожалению. Разве для кого-то это секрет? Обычная благодарность пилота…
На мой взгляд, очень важным моментом является то, для чего он это делал. Одно дело, когда человек какие-то блага хочет получить - льготы или звание, ступеньку в карьерной лестнице… А Анатолий Петрович и без того главный пилот «Аэрофлота», по должности если не второй, то третий человек в компании - в его подчинении три тысячи пилотов. Сиди и руководи, передавай свой опыт… А он просто хотел летать!