Репортаж из зала суда. В пятницу 25 октября судья Головинского районного суда Москвы Оксана Мрыхина продолжила рассматривать дело №02-3885/2019 - иск Генеральной прокуратуры (ГП) РФ об обращении в доход государства имущества семьи полковника ФСБ Кирилла Черкалина на общую сумму более 6,3 миллиарда рублей. Иск был подан к сестре полковника ФСБ, родителям, а также неустановленным лицам.
ПОЛКОВНИК «ОТМЫВАЛ» ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ?
Начальник банковского отдела Управления «К» ФСБ РФ 38-летний Кирилл Черкалин (он представлял ФСБ в Межведомственной комиссии по противодействию отмыванию преступных доходов) был задержан 25 апреля 2019 года в своём рабочем кабинете. В ходе обысков в трёх его квартирах, а также на его счетах оперативники обнаружили порядка 12 миллиардов рублей.
По уголовному делу Черкалину инкриминируется два эпизода. По версии следствия, с октября 2013 года по февраль 2015 года он получил от некого главы коммерческой организации взятку 850 тысяч долларов «за общее покровительство» (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Кроме этого, его обвиняют в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) на сумму 490 млн рублей (по этому эпизоду потерпевшим проходит бизнесмен Сергей Гляделкин). Как считают следователи, Гляделкин вынужден был отдать долю в уставном капитале своей фирмы «Юпромконсалтинг» силовикам - Черкалину и его подчинённым. Однако следователи не исключают, что это дело будет дополнено и другими эпизодами получения взяток.
По мнению обвинения, на денежные средства, полученные из не предусмотренных законом источников, Черкалин приобретал имущество, которое впоследствии регистрировал на своих родственников и близких. При этом общий легальный доход Черкалина, его родственников и близких с 2005 года по 2019 год составил не более 55 миллионов рублей.
В рамках гражданского иска генпрокуратура просит суд обратить в доход государства 5 квартир, 2 загородных дома, 6 земельных участков общей площадью 7 тысяч 116 кв. м, 14 нежилых помещений, 2 автомобиля, 800 миллионов рублей, 72 миллиона долларов и 8 миллионов евро, обнаруженных в ходе следственных действий в жилище, автомашине и служебном кабинете Черкалина. Общая стоимость подлежащего обращению в доход государства имущества - более 6,3 миллиарда рублей. Всего вместе с силовиком по этому гражданскому иску семь ответчиков: это его младшая сестра Анастасия, отец и мать, две бывших жены - Елизавета Орловская и Дарья Первова, а также бывшая тёща Инна Орловская.
В настоящее время экс-начальник банковского отдела ФСБ находится в СИЗО «Лефортово», и, по информации «Росбалта», пошёл на сделку со следствием. Кроме Черкалина, под стражей находятся ещё два фигуранта дела: бывшие сотрудники центрального аппарата ФСБ Андрей Васильев и Дмитрий Фролов.
«ОБМАНКА» ДЛЯ ПРОВИНЦИИ
Головинский суд, 25.10.2019 г., 10.00. Подойдя к двери зала судебных заседаний и не обнаружив вблизи ни видеокамер, ни толпы репортёров, двое адвокатов (как потом оказалось представляющих интересы семьи полковника) не поверили своим глазам. Мол, как так – процесс на 6,3 миллиарда и нет ни одной журналисткой души!
- Сейчас понабегут… - «успокоил» юрист постарше свою собеседницу, - Знаю я эту публику!
И точно – через несколько минут полку ожидающих у дверей с надписью «Федеральный судья Оксана Владимировна Мрыхина» так заметно прибыло, что юристам пришлось перейти на шёпот.
С подозрением поглядывая на стоящего рядом судебного репортёра FLB, они принялись вполголоса обсуждать предстоящее слушание. Диалог вышел показательный (и не хочешь-услышишь).
-Здесь всё один в один, как в «деле полковника Захарченко», - прошептал адвокат, - Только сумма изъятого больше… Забрали по гражданскому иску всё подчистую у родственников, знакомых, не очень знакомых и хотят оттяпать в доход государства... Я только одного не пойму: почему процесс не закрыли?
- Тут-то всё понятно! – уверенно возразила коллега. – Чтобы страна, особенно в далёкой провинции, думала, что в Москве действительно борются с коррупцией.
В этот момент всех пригласили в зал и действительно оказалось, что как на классном фильме – нет ни одного свободного места.
ПОДПИСКА О НЕРАЗГЛАШЕНИИ
Адвокаты семьи Черкалина попросили отложить слушание по этому иску до вынесения решения по уголовному делу полковника.
«Вопрос о принадлежности изъятого имущества будет исследован в рамках этого гражданского дела на основании представленных доказательств, и никакого приоритета дела уголовного не имеется», - заявил прокурор Илья Малафеев и суд с ним согласился, в ходатайстве отказав.
Защитник Михайлов напомнил, что ещё в прошлый раз просил обвинение запросить сведения о заработной плате отца полковника Черкалина. По его словам, у Черкалина-старшего изъяли имущество, он проходит по делу как ответчик, а справки о доходах в полном объёме в материалах нет – они предоставлены только за 2018 год.
«Обвинитель говорит, что он не имел средств на приобретение того или иного имущества… Но позвольте! Он сам полковник КГБ в отставке, отслужил 38 лет… Мы все понимаем, что у него и его семьи денежный доход был. Прошу прокурора это выяснить, поскольку мне на Лубянке на адвокатский запрос не ответили».
Далее адвокаты ходатайствовали о привлечении к участию в процессе в качестве третьего лица Петра Орловского - мужа одной из ответчиц Инны Орловской (бывшей тёщи полковника Черкалина). Из пояснения следовало, что Орловские находятся в браке более 30 лет, а поскольку речь идёт об изъятии пусть и спорного, но совместно нажитого ими имущества, это напрямую затронет его права и интересы.
«Согласно статье 33 Семейного кодекса совместно нажитое имущество супругов является их совместной собственностью, владение и пользование ею осуществляется по обоюдному согласию. Таким образом возможное решение суда об обращении их имущества в доход государства неизбежно коснётся прав Орловского как супруга», - прозвучал аргумент.
Несмотря на возражения гособвинителя, судья согласилась привлечь Петра Орловского к участию в процессе в качестве третьего лица, но отказала в точно такой же просьбе представителям бизнесмена Сергея Гляделкина. По её мнению, Гляделкин признан потерпевшим и гражданским истцом по уголовному делу Черкалина. «Таким образом, он не имеет права претендовать на имущество, которое просит обратить в доход государства Генпрокуратура».
В связи с вступлением в дело нового соответчика – Петра Орловского - суд не смог приступить к рассмотрению дела по существу. Уточнив у участников, не появятся ли в будущем новые «третьи лица» и «заинтересованные», и получив отрицательный ответ, Оксана Мрыхина объявила об отложении разбирательства на полдень 1 ноября.
К сожалению, какого-либо внятного комментария ни по этому, ни по уголовному делу полковника Черкалина получить не удалось. Адвокат Владимир Михайлов заявил, что сейчас никаких разъяснений они не дают – «в этом нет необходимости».
- Мы ещё не вошли в процесс. Когда наша позиция по гражданскому иску будет озвучена в суде, тогда мы ответим на все вопросы. Озвучивать её прессе раньше, чем в суде, - просто некорректно и неправильно.
- Это правда, что Черкалин заключил со следствием «досудебное соглашение»?
- А по уголовному делу не даю комментариев тем более. У меня подписка о неразглашении, - подчеркнул адвокат, но пообещал в будущем «сотрудничать» с прессой.
Андрей Колобаев, судебный репортёр FLB.ru