В среду 30 января судья Мосгорсуда Павел Мелехин рассмотрел ходатайство следствия о продлении на два месяца срока ареста гражданину Норвегии Фруде Бергу, обвиняемому в шпионаже.
ОТ 10 ДО 20 ЛЕТ ТЮРЬМЫ
Напомним, что бывший инспектор пограничной службы, а ныне пенсионер 62-летний Фруде Берг был задержан около московской гостиницы «Метрополь» 5 декабря 2017 года в ходе спецоперации ФСБ. Поскольку дело сразу же засекретили, доподлинно о причинах его задержания ничего неизвестно. По сообщениям некоторых СМИ, «ФСБ считает, что норвежская разведка заплатила за информацию о российских подводных лодках Северного флота». Но какое к этому имеет отношение Берг, тоже непонятно.
Арестованный больше года содержится в СИЗО «Лефортово». Виновным себя не признает. Ему предъявлено обвинение по статье 276 УК РФ («Шпионаж»), которая предусматривает минимум 10 и максимум 20 лет тюремного заключения.
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВЕКА» ПО-НОРВЕЖСКИ
Мосгорсуд. 10.30.
Как и было ясно изначально, судебное заседание по «делу Берга» прошло в закрытом режиме в связи с его грифом «секретно».
Тем не менее, интерес к слушанию был заметный – приехал представитель посольства Норвегии, в коридоре собрались норвежские и российские телевизионщики, фотографы, представители печатных СМИ.
Слушание длилось более часа. Чтобы скрасить атмосферу ожидания и с пользой провести время, одна словоохотливая журналистка объясняла норвежцам особенности российского судопроизводства.
- Конечно, в таких случаях Лефортовский суд – удобнее. Там доставка арестованных никогда не опаздывает – тюрьма-то рядом. А в Мосгорсуде такие лабиринты – потеряться можно.
Норвежские коллеги слушали очень внимательно – было видно, что для них наши реалии в диковинку.
- Арест Бергу продлят – можете не сомневаться, - продолжался «экскурс», - в России так принято! В зал вас пустят только на оглашение результативной части. Зачитывая приговор, обычно судья тараторит так, что ничего не разберешь. Зато Берга сфотографировать или снять на камеру дадут. Только спрашивать у него ничего нельзя – приставы за этим следят. Выгонят сразу!
Слушатели «мотали на ус» и кивали.
- А вот у нас в Норвегии, - на довольно сносном русском пожаловался один из них, - ничего не происходит. Если у кого-то сбежала коза, это будет сенсация. Газеты тут же напишут: «Побег века!» У вас в России – по-другому.
Наконец двери открылись и всех пустили.
Седоватый мужчина в голубой рубашке сидел внутри клетки и устало смотрел на происходящее. Под стрекот камер кто-то из соотечественников что-то шепнул ему на норвежском.
- Интервью запрещены! – охрана среагировала молниеносно.
«Я же вас предупреждала!» - ясно прочиталось в укоризненном взгляде русской репортерши.
«Мосгорсуд удовлетворил ходатайство следствия и продлил срок содержания под стражей обвиняемому Бергу еще на два месяца - до 5 апреля 2019 года», - зачитал приговор Павел Мелехин.
А все-таки интересно, какую подпись поставят под фотографией «шпиона века Фруде Берга» норвежские газеты?
ШПИОНАЖЕМ СТАЛИ СЧИТАТЬ ВСЯКУЮ ЕРУНДУ
Адвокат Берга Илья Новиков прокомментировал FLB нюансы этого шпионского процесса и его перспективы.
Адвокат Илья Новиков
По его словам, продление ареста мера чисто техническая - следователи не успели подготовить обвинительное заключение.
- Следствие по этому делу завершено, - подтвердил Новиков. – Есть надежда, что к середине февраля оно поступит в Мосгорсуд по существу.
- На ваш взгляд, в матери
алах есть серьезные доказательства шпионской деятельности норвежца?
- Дело – секретное, соответственно детали я раскрывать не могу и не буду. Берг себя виновным не признает. Все остальное – вопрос политики и двусторонних договоренностей между Россией и Норвегией.
- Была утечка информации, что ваш подзащитный частично сознался в связях с норвежской разведкой. Это так?
- Не знаю, откуда у вас такая «утечка». Из СМИ? Средства массовой информации замечательно сообщали, что «в Москве арестован сообщник Берга– полицейский по фамилии Житнюк». А поскольку (как сообщали) Житнюка арестовали за то, что он продавал кому-то (возможно, Норвегии) секреты российского военного флота и была информация, что Берг собирал секреты военного флота, журналисты связали одно с другим и решили, что это одно дело. Ничего подобного! Это совершенно другая история. И все подобные «утечки» – одна другой стоят.
- Как думаете, с чем связано заметное увеличение числа «шпионских процессов»? Может, Россия стала такой притягательной из-за своих новейших технологий?
- Мои коллеги, которые более плотно занимаются именно шпионской категорией дел, говорят, что подавляющее их большинство - это не дела о шпионаже против иностранцев, а о госизмене против русских. И они возникают из самых нелепых ситуаций: кто-то написал в резюме, что служил в секретной части и послал не туда. Или посмотрите «дело ученого Виктора Кудрявцева» - это из той же серии. Понятно, что их невозможно рассматривать как серьезные истории о шпионаже. На мой взгляд, не шпионская активность стала больше в стране, просто шпионажем стали считать много всякой ерунды, которая таковым не является.
- Правда, что Фруде Берг хочет услышать приговор как можно скорее?
- Послушайте… Берг сидит в «Лефортово» уже больше года и за это время насмотрелся на российское правосудие. Никаких иллюзий, относительно того как процесс пройдет и чем окончится, у него нет. Поэтому он просит, чтобы защита максимально стремилась к завершению судебного процесса. Как я уже сказал, надеюсь, в феврале начнется слушание дела в суде. Если все сложится хорошо, то к апрелю будет вынесен приговор.
- Как оцениваете вероятность, что норвежцу дадут реальный срок?
- Я считаю, что Берг довольно скоро окажется дома. Остальное – без комментариев.