Во вторник 27 ноября судья Тверского суда Москвы Дмитрий Гордеев рассмотрел дело №3/2-1148/2018 о новом продлении ареста предполагаемому организатору крупномасштабного канала поставок кокаина из Аргентины в Россию Андрею Ковальчуку.
Тайна борта №96023
Два месяца назад, в сентябре, Тверской суд уже продлевал до 1 декабря арест главному фигуранту «кокаинового дела», но, судя по всему, и на этот раз следователи закончить предварительное расследование не успели.
Напомним, в декабре 2016 года в школе при посольстве России в Буэнос-Айресе нашли 12 чемоданов, в которых находилось чуть меньше 400 килограммов кокаина, расфасованного в 360 пакетов. Вскоре стало известно, что эти чемоданы зарегистрированы как дипломатический багаж, принадлежащий «одному из сотрудников посольства». Стоимость товара оценили в 50 миллионов евро. В связи с «кокаиновым скандалом» президент Путин немедленно освободил российского посла в Аргентине Виктора Коронелли от должности.
Спецслужбы России и Аргентины подменили наркотики мукой и провели совместную спецоперацию, чтобы установить получателя. The Telegram и аргентинская пресса писали, что «груз» был доставлен в Москву на самолете экс-главы ФСБ, секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, который как раз в это время был в Аргентине с официальным визитом. 23 февраля аргентинская жандармерия опубликовала видеозапись погрузки чемоданов на борт самолета с номером 96023. Этот номер, по данным сайта russianplanes.net, принадлежит Ил-96, который использует летный отряд «Россия», обслуживающий первых лиц государства.
В декабре 2017 года в Москве с поличным при получении «муки» были задержаны трое российских граждан - Али Абянов, Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов. Вскоре в этом деле появилось имя «хозяина чемоданов», - 49-летнего бизнесмена Андрея Ковальчука, проживающего в Германии и якобы занимающегося продажей дорогих продуктов, в том числе алкоголя, икры и кофе. 1 марта Ковальчук был задержан в Германии. На допросе он показал, что ни о каком кокаине не знает и считает происходящее провокацией, организованной аргентинской полицией при участии американских спецслужб с целью дискредитировать российскую дипмиссию. По словам Ковальчука, чемоданы действительно принадлежат ему, но в них хранились 270 килограммов кофе, подарки, алкоголь и личные вещи.
На требование выдать бизнесмена РФ российская прокуратура сначала получила от немецких властей отказ. Но в июле (неожиданно для всех!) он был экстрадирован в Москву и помещен в СИЗО «Матросская тишина».
По версии следствия, именно Ковальчук являлся организатором поставки кокаина из Аргентины в Москву. Следственный департамент МВД считает, что с помощью российских сообщников он планировал продать его в Европе.
Почему молчит МИД?
Дело интересное. Правда, в этой истории до сих пор слишком много «белых пятен». Например, непонятно, какое отношение Ковальчук имел к российскому посольству в Аргентине? Адвокат бизнесмена Владимир Жеребенков в интервью FLB выдвинул свою версию (см. «Ковальчук стал пешкой в игре спецслужб!»), а вот со стороны МИДа до сегодняшнего дня никаких внятных комментариев нет.
Как наркотики на территории школы обнаружили спецслужбы? Кто на самом деле привез груз с «мукой» в Россию и каким рейсом?
Еще один интересный вопрос. На судебном заседании в октябре впервые прозвучало, что Ковальчук жил по трем разным российским паспортам, при этом российского гражданства у него не было. Тогда почему дотошная в соблюдении законности Германия согласилась его экстрадировать?
Закрыть процесс для СМИ
Тверской суд. 12.00. До начала заседания - несколько минут. Журналисты бурно обсуждают «странности» этого дела. Только руководитель следственной группы полковник юстиции Забродин и прокурор отдела Генпрокуратуры РФ Подгорный держатся обособленно, явно не собираясь «сотрудничать» с прессой
- Товарищ полковник, - пытаюсь разговорить следователя. - А кто такой Ковальчук? Бизнесмен, наркоторговец, агент или сотрудник спецслужб? У вас какая версия?
- Никакая. Кто Ковальчук? Человек. Так и напишите. Идет предварительное следствие, кем он окажется в его конце, узнаете. Пока он подозреваемый. Только на меня не ссылайтесь! - давая понять, что разговор закончен, предупредил полковник. - А то сами можете стать по этому делу подозреваемым. Знаете больше меня – это уже настораживает!
Ковальчук прошел в зал в сопровождении женщины-конвоира и занял место в своем охраняемом боксе. Одет в тот же джемпер, что и два месяца назад. Видно, что человеку, при желании арендовавшему для своих нужд частный самолет, сейчас явно не до модного гардероба.
Почему у стороны обвинения «особое» отношение к журналистам, вскоре стало ясно. Заседание началось с ходатайства следователя: он попросил сделать процесс закрытым. По его словам, «для привлечения широкого круга читателей СМИ используют сведения, не подлежащие разглашению, факты искажаются, влияют на общественное мнение и преждевременно формируют несоответствующую действительности общественную позицию».
А. Ковальчук
Но судья не нашел оснований закрывать заседание для прессы. «Какие тайны содержат ваши аргументы в необходимости продлить сроки ареста подозреваемого?»
Среди причин, по которым Ковальчук еще три месяца должен содержаться в СИЗО, полковник Забродин назвал сложность дела. «Срок его заключения под стражей истекает 1 декабря 2018 года, а нам необходимо допросить не менее 13 свидетелей, закончить осмотр доказательств, получить заключения экспертизы, получить ответы на международные запросы и поручения»
По его мнению, причастность Ковальчука к «кокаиновому делу» подтверждается допросами свидетелей, результатами оперативно-розыскных мероприятий, заключениями экспертиз и протоколами следственных действий, а оказавшись на свободе, подозреваемый может помешать следствию, повлияв на свидетелей или скрывшись.
«Ковальчук, кокаин, «новичок», Скрипали»
В ответной речи адвокат Владимир Жеребенков обратил внимание суда на то, что чемоданы найдены на территории арендованной школы, которая не входит в юрисдикцию России, а значит дело должны расследовать аргентинские спецслужбы. Кроме того, Ковальчук – не гражданин России, был экстрадирован из Германии в Москву обманным путем, незаконно, иначе немцы его не выдали бы.
«У нас нет ни события преступления, ни состава. Нарушений закона столько, что я могу их перечислять долго. Реально ли, что кокаин в таком количестве, стоимостью порядка 50 миллионов евро, полтора года находится в открытом доступе, в помещении, где запросто школьники ходят? Да и откуда вдруг такой интерес к гражданину другой страны, который непонятно в чем замешан. Зачем он нам здесь, в России? Значит, какой-то заказной интерес есть. Я считаю, что моего подзащитного нужно освобождать и передавать дело для расследования на Украину, откуда он родом, или в Аргентину».
В своем слове Андрей Ковальчук отметил, что никогда в жизни отношения к наркотикам не имел – «все придумали иностранные спецслужбы». «Ковальчук, кокаин, героин, «новичок», Скрипали… Они делают это, чтобы наших дипломатов опять повысылали. Чей это заказ, я не знаю. Но причем здесь я? Я - не контрабандист, не наркобарон».
Обвиняемый пожаловался на давление со стороны ФСБ. «Подполковники и полковники, - рассказал Ковальчук, - приходят ко мне в СИЗО каждую неделю, орут благим матом и требуют дать показания на сотрудников российского МИДа, признаться в том, что я возил кокаин арабам и туркам в Германию».
После перерыва судья Дмитрий Гордеев объявил решение: «Согласившись с доводами следствия, суд удовлетворил ходатайство и продлил срок содержания под стражей Ковальчука до 1 марта 2019 года».
В. Жеребенков
«Очень удивитесь, когда узнаете, кто такой Ковальчук!»
Адвокат Владимир Жеребенков в своем комментарии подчеркнул, что защита будет обжаловать это решение в Мосгорсуде.
- Я утверждаю, - сказал защитник, - что имеются фундаментальные нарушения закона, какой-то непонятный интерес нашего органа расследования к уголовному делу, не имеющему отношения к России. Поэтому-то они и хотели засекретить процесс, чтобы потихонечку, тайно для прессы и общества расследовать дело с удобством для себя.
На вопрос судебного репортера FLB, есть ли у него версии, зачем МВД и Генпрокуратуре России это нужно, юрист ответил:
- Вы поймите одно: значит, кому-то нужно. Посольство – это МИД, ГРУ, ФСБ… Все спецслужбы между собой воюют и это их игры, я считаю. А Ковальчук просто не хочет говорить, кто он на самом деле. Но согласитесь, человек, который в российском посольстве в Аргентине двери ногой открывает и с руководителем службы безопасности посольства водку пьет, явно неслучайный там персонаж.
- Какая-то загадочная одиозная он личность, не находите?
- Я-то знаю, кто он, но не могу это озвучить. Вот процесс начнется, и вы узнаете. И будете очень сильно удивлены!