4 июня Мосгорсуд приговорил 49-летнего украинского журналиста Романа Сущенко к 12 годам в колонии строгого режима, обвинение просило 14 лет. Собкор ИА «Укрфинформ» признан виновным в шпионаже (ст. 276 УК РФ). Осуждённый утверждает, что невиновен и прибыл в Россию на выходные - навестить двоюродного брата. В Минобороны Украины отрицают, что Сущенко был агентом Главного управления разведки (ГУР). А что они ещё могли сказать?
«Гражданин Украины целенаправленно собирал составляющие государственную тайну сведения о деятельности Вооружённых Сил и войск Национальной гвардии Российской Федерации, утечка которых за рубеж могла нанести ущерб обороноспособности государства», - сообщает пресс-служба ФСБ.
Сотрудники спецслужбы задержали Сущенко в пятницу, 30 сентября 2016 года, в Москве, куда журналист прилетел из Парижа. 1 октября Лефортовский районный суд Москвы отправил Сущенко в СИЗО «Лефортово». Спустя неделю журналисту предъявили обвинение в шпионаже. В ноябре 2017 года было завершено расследование, а первое судебное заседание по существу состоялось 27 марта 2018 года. В тот же день арест Сущенко был продлён до 16 сентября ― сразу на полгода. Пока Роман Сущенко сидел в «Лефортово», умер его 78-летний отец.
Процесс проходил в закрытом режиме, так как на материалы дела наложен гриф «совершенно секретно». По словам бывшего адвоката и общественного защитника Сущенко Марка Фейгина, обвинение не нашло отягчающих обстоятельств, учло положительную характеристику с места работы, пишет государственное информационное агентство «Укринформ», где журналист и работал с 2002 года.
С 2010 года Роман Сущенко, его жена, дочь и малолетний сын живут во Франции, здесь журналист представлял украинское информагентство. Супруга и дочь Сущенко говорили, что в Москве Роман навещал брата и собирался вернуться в Париж в воскресенье, 2 октября. Защищать его взялся Марк Фейгин, скандально известный по судебным делам Pussy Riot, депутата Верховной рады Надежды Савченко, российского журналиста Аркадия Бабченко.
На последних заседаниях по делу Романа Сущенко Фейгин выступал как общественный защитник. 24 апреля Адвокатская палата Москвы лишила его адвокатского статуса из-за неэтичных высказываний в интернете.
На Украине вовсю политизируют дело Сущенко. Там организована целая кампания в его защиту. К ней подключён привычный набор ходатаев: депутаты Европарламента и ПАСЕ, и, естественно, сам президент Украины Петро Порошенко. Все они исходят из старого проверенного метода: что конкретно сделал Роман Сущенко мы не знаем, но он не мог заниматься шпионажем потому, что он журналист.
Процесс по делу о шпионаже Романа Сущенко, действительно, был закрытый, как и все подобные дела по ст. 276 УК РФ. Но это совсем не значит, что дело его политизировано. Статья о шпионаже, действительно, тяжела для правозащиты. Но так непробиваемо ведут себя спецслужбы и суды практически в любой стране, когда речь идёт о государственной безопасности. Будь то Россия, Франция или тем более США. Кроме, кстати, Украины.
Вспомните, как услужливо в 2013 году СБУ предоставила агентам ЦРУ целый этаж в своём здании. Да что там говорить, если нынешнего главу Службы безопасности Украины Василия Грицака 8 лет назад уволили из СБУ (как полагают наши источники – как раз за связь с американской разведкой). Вот что FLB сообщало об этом: «В декабре 2009 года Грицак был назначен на должность первого заместителя председателя СБУ- начальника Главного управления «К» (по борьбе с коррупцией). В марте 2010 года Грицак неожиданно был уволен из СБУ, но без исключения из списков личного состава.Четыре года он возглавлял личную охрану олигарха-кондитера Петра Порошенко. Когда Порошенко стал президентом, 7 июля 2014 года «личник» Грицак был возвращён в СБУ».
Так что дело Романа Сущенко ещё долго будет на слуху, возможно, когда-нибудь его обменяют, как это часто бывает в мире носителей «плаща и кинжала».