Криминал 22.01.20 13:21

МХАТ. «Пришли девушки в открытых купальниках и мальчики в семейных трусах»

FLB: Восемь ведущих актёров Московского академического театра имени Горького обвинили нового худрука-«практика-новатора» Эдуарда Боякова в развале театра и труппы

МХАТ. «Пришли девушки в открытых купальниках и мальчики в семейных трусах»

Репортаж из зала суда. В пятницу 17 января судья Пресненского суда Юлия Зенгер приступила к рассмотрению по существу дела № 02-0658/2020 - иска актеров МХАТ имени Горького к художественному руководителю Эдуарду Боякову. Часть ведущих актёров театра не довольны политикой и системой управления нового художественного руководителя театра, считают действия нового руководства по отношению к ним незаконными и дискриминационными.  


«ДОРОНИНУ ПРОСТО ОБМАНУЛИ, А АКТЁРОВ БАНАЛЬНО КИНУЛИ»

Напомним, более трёх десятилетий (с 1987 г.) Московским художественным академическим театром имени Горького руководила народная артистка СССР, легендарная Татьяна Доронина (этот МХАТ так и называли «доронинским»). Однако в декабре 2018 года новым художественным руководителем был назначен продюсер и театральный режиссёр Эдуард Бояков, а Татьяна Доронина получила учреждённую специально для неё Министерством культуры должность - президент театра. Тогда же было твёрдо обещано: эта должность не будет номинальной - она по-прежнему будет определять репертуар и политику театра (по крайней мере её голос будет учитываться), коллектив и репертуар не тронут.

Однако почти сразу мелкие конфликты отдельных артистов с новой администрацией переросли в крупные. Как выяснилось, Доронина вообще лишена всех функций, даже творческих и совещательных (поэтому, отыграв в январе 2019-го главную роль в спектакле «Васса Железнова», она больше года демонстративно не переступает порог МХАТ). Начались «чистки» - увольнения. В итоге труппа раскололась: часть актёров посчитала, что Доронину и их просто обманули – «кинули». Последней каплей стал фактически ультиматум администрации о том, что все сотрудники должны перейти на срочные годичные договора.

Понимая, чем это чревато и не желая в перспективе «быть выкинутыми на улицу», несколько ведущих актёров труппы категорически отказалась заключать «драконовские контракты». Они записали обращение к президенту Путину на «Прямую линию», пожаловались в прокуратуру и Рострудинспекцию на незаконность такой принудиловки. И сразу же, по их мнению, за это были сурово наказаны: их без предупреждения сняли с большинства ролей, несколько аншлаговых спектаклей, где они играли, вообще «закрыли». Помимо этого, «ударили рублём» - перестали выплачивать месячные премии. Причём совершенно очевидна причина произошедшего – кары посыпались только на «жалобщиков». Актёрам Алексею Бирюкову, Юрию Болохову, Ольге Дубовицкой, Андрею Зайкову, Елене Катышевой, Екатерине Кондратьевой, Антону Наумову и Станиславу Сытнику ничего не оставалось как подать иск в Пресненский районный суд.


«АКТЁРЫ – НЕ КРЕПОСТНЫЕ ЛЮДИ!»

Пресненский суд, 17.01.2020 г., 10.00. Слушание дела, как, к сожалению, стало «обычным» в последнее время, – началось с «бомбы». Судья Юлия Зенгер успела лишь уточнить явку подавших иск актёров, как по рации судебным приставам передали: «здание суда заминировано». В слушании был объявлен перерыв. Несколько десятков актёров (поддержать коллег пришла большая группа единомышленников), сочувствующих им граждан, а также журналистов срочно эвакуировали на улицу, где прерванное слушание дела плавно перешло в стихийный митинг. 

Актёров обступили журналисты федеральных телеканалов, они начали было эмоционально, в красках рассказывать «свою правду» о беспределе в театре, однако оказавшиеся рядом юристы посоветовали им на камеры этого не делать. Мол, эти откровения могут выйти им боком – в их должностных инструкциях есть пункт, запрещающий критиковать руководство театра в СМИ, и «администрация с радостью этим воспользуется и уволит их по статье».

- Хорошо, тогда я скажу! - не растерялась заслуженная артистка России актриса Малого театра Юлия Зыкова (с 1992-го по сентябрь 2019 года служила во МХАТ имени Горького, - FLB).

Она напомнила, что, слагая с себя полномочия руководителя и переходя на президентство, Татьяна Доронина весь коллектив и некоторые цеха перевела на бессрочный трудовой договор.

- Она сделала это специально: чтобы обеспечить им защиту! Единственным её условием для нового руководства было – сохранить коллектив и репертуар. А когда часть труппы отказалась переходить с бессрочного на срочные контракты (понятно, что это была своего рода присяга новому руководству), Эдуард Бояков во всеуслышание заявил, что с ними он будет прощаться – «они ему неинтересны». Это какая-то дикость! Как будто артисты - это крепостные люди, и он может с ними и государственным театром обращаться как он хочет.

По словам Юлии Зыковой, «оскорбляя и выдавливая актёров из театра, новое руководство ломает людей через колено, и никому до этого нет дела, поэтому надежда только на суды». 


Актёры рассказали, что вопреки обещаниям, за год из театра – из разных цехов - уже уволили более 100 человек. Обвинив в том, что «они плохо продаются», новое руководство закрыло 12 спектаклей, которые десятилетиями шли при полных аншлагах и всегда «давали кассу».

- Как показал годичный опыт, - продолжила председатель московской организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина, - эти люди никогда не сделают театр лучше, чем он был с Дорониной. Где спектакли лучше «доронинских»? Её репертуар до сих пор собирает аншлаги, зрителям в зале ставят дополнительные стулья, потому что свободных мест нет. А на их спектакли билеты невозможно продать. И никто не несёт за это ответственности. Вот и вся наша правда!

Пока искали «бомбу», позицию подавших иск актёров прокомментировала для FLB.ru их адвокат Ксения Михайличенко:

- С сентября 2019 года всем, кто отказался переходить на срочный договор, - пояснила юрист, - перестали выплачивать ежемесячную, ежеквартальную премии и премию по итогам года. То есть, по сути, это такое материальное воздействие на неугодных: «Не хотите подчиняться действующему режиму, не получите премий». А как известно, премиальное денежное вознаграждение примерно в полтора больше оклада, поэтому это очень действенный механизм для манипулирования работниками. В нашем иске указаны два требования: выплатить премии и предоставить работу. Ведь ведущих актёров театра ещё лишили практически всех спектаклей, где они были заняты. Мы считаем, что это незаконно.


«ВАС НЕТ В МОЁМ ТВОРЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Затем «бомбовая» тревога была снята и слушвние продолжилось. После обмена сторон ходатайствами и уточнениями к иску судья попросила актёров пояснить своё видение причин конфликта.

- Каким образом, - поинтересовалась Юлия Зенгер, - работодатель вас принуждал к переходу на срочные трудовые договора?

Алексей Бирюков: «Не могу сказать, что мне угрожали. Меня очень настойчиво уговаривали. А когда я принял другое решение, началось выдавливание меня из текущего репертуара. Раньше я играл около десяти спектаклей в месяц, а скоро у меня останется только один, и то, где я заменяю заболевшего артиста».

Ольга Дубовицкая: «Я училась у педагогов с мировым именем – Петра Наумовича Фоменко и Камы Мироновича Гинкаса, была их любимой студенткой, проработала в театре 24 года. Играла во многих аншлаговых спектаклях, а теперь почти не играю. Спрашиваю «почему», а мне отвечают: «Потому что ты - в оппозиции».

По словам Антона Наумова, проблемы начались сразу после того, как они записали обращение к президенту Владимиру Путину на «Прямую линию». Тогда его и ещё нескольких актёров без объяснения причин сняли с ролей в спектаклях «Мастер и Маргарита» и «Ромео и Джульетта» и заменили другими актёрами. В итоге, начиная с октября 2019 года, он не сыграл ни одного спектакля («хотя до этого его занятость была большой и роли – серьёзными»).

Наумов: «Тех, кто не согласился на переоформление трудовых договоров, записал обращение президенту и пожаловался в прокуратуру, не пустили на традиционный сбор труппы, открывающий начало нового сезона. Охранники сослались на распоряжение художественного руководителя и потребовали, чтобы мы покинули помещение. Когда мы попытались выяснить причину, Эдуард Бояков прямо под камеру (это снимал телеканал «Культура») заявил: «Вас нет в моём творческом пространстве. То, что я не могу вас выбросить, - это проблема законодательства. Я не буду работать с актёрами, которые заявили о своей нелояльности ко мне и не видят меня в качестве худрука». Хотя мы требовали только одного: чтобы он выполнил свои обещания в плане предоставления полномочий президенту театра Татьяне Васильевне Дорониной, которые были ей гарантированы. Его же никто за язык не тянул – есть аудиозапись этих встреч, где конкретно было сказано, что вся полнота власти остаётся у неё. В итоге этого не происходит, поэтому мы здесь говорим о нарушении наших прав». 

Юрий Болохов: «Бояков в эфире телеканала «Культура» о нас на всю страну говорит так: «Пять неликвидных нездоровых актёров раздули этот скандал». В другом интервью он прямо признался: «Доронина получила почётный пост президента – руководить худсоветом. Но это, скорее, реверанс в сторону знаменитой и заслуженной актрисы, чем реальные полномочия. По сути, она лишь консультант при Боякове, а не полная хозяйка. Театр – это вертикаль и я – руководитель!» И подобных его заявлений много».

По мнению Юрия Болохова, главная причина конфликта в том, что МХАТ имени Горького хотят переформатировать, а, если называть вещи своими именами, - просто «отжать». Он попросил приобщить к материалам дела обращение в газете «Правда», где знаменитые актёры и режиссёры (Житинкин, Добровольская, Аристарх Ливанов, Лазарев, Маковецкий, Муравьева, Талызина, Носик, Яковлева и другие) поставили 164 подписи в их поддержку и выступают против разрушения русского академического театра.

«Дело в том, что сейчас на нашей сцене стали появляться девушки в открытых купальниках, мальчики в семейных трусах, на читки приносятся тексты пьес с матерным содержанием... То есть Бояков переносит свой опыт из театра «Практика», где в одной из его постановок главный герой весь спектакль ходил абсолютно голый. У нас русский академический театр, классический репертуар и у нас это не было принято».  

Андрей Зайков: «Хочу заметить, что нас сняли с ролей, на которые нас поставила великая русская артистка Доронина. А снимает с ролей квалификационная комиссия, в составе которой, например, начальник охраны и пожарной безопасности театра. Разве это не странно? И кто за этим стоит? Эдуард Бояков не имеет профильного образования, никогда не работал в академическом театре. При нём поставлено несколько весьма посредственных спектаклей, а премьера спектакля «Последний срок» - вообще откровенно провальная. А главное то, что все его обещания казались ложью».

Впрочем, выступая от имени Боякова, его представитель Фёдор Кириллов заявил, что они не согласны с иском. Он подчеркнул, что в трудовом договоре и должностной инструкции написано: количество ролей – это прерогатива режиссёров и художественного руководителя. Таким образом дискриминацией такие действия со стороны администрации не являются.

«Право актёров на труд не нарушено, а объём их работы определяется творческой востребованностью. У каждого режиссёра своё видение и понимание. В данном случае пришёл новый менеджер, который не очень понимал, почему завышенные привилегии у «костяка доронинской труппы», и решил всех актёров уровнять. Именно в этом причина конфликта».

Выслушав стороны, судья объявила об отложении дела «для ознакомления сторон с вновь поступившими документами». Дата следующего заседания – 7 февраля 10.00».

P.S. Тем временем «дело МХАТ» вышло на новый виток. Едва успел президент озвучить список министров нового правительства, как в соцсетях появилось видеообращение к новому министру культуры Ольге Любимовой, в котором актриса Юлия Зыкова от имени всех оскорблённых актёров и служащих МХАТ имени Горького рассказывает о тех, кто сегодня «правит бал» в академическом художественном театре.
Андрей Колобаев, судебный репортёр FLB.ru

Ещё на эту тему

В этот день аудиторов PricewaterhouseCoopers вывели на чистую воду

«Составление аудиторских заключений, содержащих заведомо недостоверные сведения, направленные на уклонение НК «Юкос» от уплаты налогов…» Prigovor.ru напоминает, что было 27 марта 2007 года

В этот день Ходорковского полоскали в Карибском бассейне

«Менатеп», по словам американского чиновника, имел «ужасную репутацию» за участие в российской организованной преступности…» Prigovor.ru напоминает, что было 7 октября 1996 года

В этот день Менатеп ставил «дымовую завесу» по делу «Апатита»

Расчленение пакета акций комбината «Апатит». «Вексельную схема «перевешивания» акций на офшоры. Prigovor.ru напоминает, что было 7 июля 2003 года

В этот день Стивен Тиди решил уволить 1200 сотрудников Юкоса

До банкротства компанию Юкос довела «энергия паталогической жадности и воровства» Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина. Что было 10 апреля 2005 года

Мы в соцсетях

Новости партнеров