Криминал 22.01.20 13:21

МХАТ. «Пришли девушки в открытых купальниках и мальчики в семейных трусах»

FLB: Восемь ведущих актёров Московского академического театра имени Горького обвинили нового худрука-«практика-новатора» Эдуарда Боякова в развале театра и труппы

МХАТ. «Пришли девушки в открытых купальниках и мальчики в семейных трусах»

Репортаж из зала суда. В пятницу 17 января судья Пресненского суда Юлия Зенгер приступила к рассмотрению по существу дела № 02-0658/2020 - иска актеров МХАТ имени Горького к художественному руководителю Эдуарду Боякову. Часть ведущих актёров театра не довольны политикой и системой управления нового художественного руководителя театра, считают действия нового руководства по отношению к ним незаконными и дискриминационными.  


«ДОРОНИНУ ПРОСТО ОБМАНУЛИ, А АКТЁРОВ БАНАЛЬНО КИНУЛИ»

Напомним, более трёх десятилетий (с 1987 г.) Московским художественным академическим театром имени Горького руководила народная артистка СССР, легендарная Татьяна Доронина (этот МХАТ так и называли «доронинским»). Однако в декабре 2018 года новым художественным руководителем был назначен продюсер и театральный режиссёр Эдуард Бояков, а Татьяна Доронина получила учреждённую специально для неё Министерством культуры должность - президент театра. Тогда же было твёрдо обещано: эта должность не будет номинальной - она по-прежнему будет определять репертуар и политику театра (по крайней мере её голос будет учитываться), коллектив и репертуар не тронут.

Однако почти сразу мелкие конфликты отдельных артистов с новой администрацией переросли в крупные. Как выяснилось, Доронина вообще лишена всех функций, даже творческих и совещательных (поэтому, отыграв в январе 2019-го главную роль в спектакле «Васса Железнова», она больше года демонстративно не переступает порог МХАТ). Начались «чистки» - увольнения. В итоге труппа раскололась: часть актёров посчитала, что Доронину и их просто обманули – «кинули». Последней каплей стал фактически ультиматум администрации о том, что все сотрудники должны перейти на срочные годичные договора.

Понимая, чем это чревато и не желая в перспективе «быть выкинутыми на улицу», несколько ведущих актёров труппы категорически отказалась заключать «драконовские контракты». Они записали обращение к президенту Путину на «Прямую линию», пожаловались в прокуратуру и Рострудинспекцию на незаконность такой принудиловки. И сразу же, по их мнению, за это были сурово наказаны: их без предупреждения сняли с большинства ролей, несколько аншлаговых спектаклей, где они играли, вообще «закрыли». Помимо этого, «ударили рублём» - перестали выплачивать месячные премии. Причём совершенно очевидна причина произошедшего – кары посыпались только на «жалобщиков». Актёрам Алексею Бирюкову, Юрию Болохову, Ольге Дубовицкой, Андрею Зайкову, Елене Катышевой, Екатерине Кондратьевой, Антону Наумову и Станиславу Сытнику ничего не оставалось как подать иск в Пресненский районный суд.


«АКТЁРЫ – НЕ КРЕПОСТНЫЕ ЛЮДИ!»

Пресненский суд, 17.01.2020 г., 10.00. Слушание дела, как, к сожалению, стало «обычным» в последнее время, – началось с «бомбы». Судья Юлия Зенгер успела лишь уточнить явку подавших иск актёров, как по рации судебным приставам передали: «здание суда заминировано». В слушании был объявлен перерыв. Несколько десятков актёров (поддержать коллег пришла большая группа единомышленников), сочувствующих им граждан, а также журналистов срочно эвакуировали на улицу, где прерванное слушание дела плавно перешло в стихийный митинг. 

Актёров обступили журналисты федеральных телеканалов, они начали было эмоционально, в красках рассказывать «свою правду» о беспределе в театре, однако оказавшиеся рядом юристы посоветовали им на камеры этого не делать. Мол, эти откровения могут выйти им боком – в их должностных инструкциях есть пункт, запрещающий критиковать руководство театра в СМИ, и «администрация с радостью этим воспользуется и уволит их по статье».

- Хорошо, тогда я скажу! - не растерялась заслуженная артистка России актриса Малого театра Юлия Зыкова (с 1992-го по сентябрь 2019 года служила во МХАТ имени Горького, - FLB).

Она напомнила, что, слагая с себя полномочия руководителя и переходя на президентство, Татьяна Доронина весь коллектив и некоторые цеха перевела на бессрочный трудовой договор.

- Она сделала это специально: чтобы обеспечить им защиту! Единственным её условием для нового руководства было – сохранить коллектив и репертуар. А когда часть труппы отказалась переходить с бессрочного на срочные контракты (понятно, что это была своего рода присяга новому руководству), Эдуард Бояков во всеуслышание заявил, что с ними он будет прощаться – «они ему неинтересны». Это какая-то дикость! Как будто артисты - это крепостные люди, и он может с ними и государственным театром обращаться как он хочет.

По словам Юлии Зыковой, «оскорбляя и выдавливая актёров из театра, новое руководство ломает людей через колено, и никому до этого нет дела, поэтому надежда только на суды». 


Актёры рассказали, что вопреки обещаниям, за год из театра – из разных цехов - уже уволили более 100 человек. Обвинив в том, что «они плохо продаются», новое руководство закрыло 12 спектаклей, которые десятилетиями шли при полных аншлагах и всегда «давали кассу».

- Как показал годичный опыт, - продолжила председатель московской организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина, - эти люди никогда не сделают театр лучше, чем он был с Дорониной. Где спектакли лучше «доронинских»? Её репертуар до сих пор собирает аншлаги, зрителям в зале ставят дополнительные стулья, потому что свободных мест нет. А на их спектакли билеты невозможно продать. И никто не несёт за это ответственности. Вот и вся наша правда!

Пока искали «бомбу», позицию подавших иск актёров прокомментировала для FLB.ru их адвокат Ксения Михайличенко:

- С сентября 2019 года всем, кто отказался переходить на срочный договор, - пояснила юрист, - перестали выплачивать ежемесячную, ежеквартальную премии и премию по итогам года. То есть, по сути, это такое материальное воздействие на неугодных: «Не хотите подчиняться действующему режиму, не получите премий». А как известно, премиальное денежное вознаграждение примерно в полтора больше оклада, поэтому это очень действенный механизм для манипулирования работниками. В нашем иске указаны два требования: выплатить премии и предоставить работу. Ведь ведущих актёров театра ещё лишили практически всех спектаклей, где они были заняты. Мы считаем, что это незаконно.


«ВАС НЕТ В МОЁМ ТВОРЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Затем «бомбовая» тревога была снята и слушвние продолжилось. После обмена сторон ходатайствами и уточнениями к иску судья попросила актёров пояснить своё видение причин конфликта.

- Каким образом, - поинтересовалась Юлия Зенгер, - работодатель вас принуждал к переходу на срочные трудовые договора?

Алексей Бирюков: «Не могу сказать, что мне угрожали. Меня очень настойчиво уговаривали. А когда я принял другое решение, началось выдавливание меня из текущего репертуара. Раньше я играл около десяти спектаклей в месяц, а скоро у меня останется только один, и то, где я заменяю заболевшего артиста».

Ольга Дубовицкая: «Я училась у педагогов с мировым именем – Петра Наумовича Фоменко и Камы Мироновича Гинкаса, была их любимой студенткой, проработала в театре 24 года. Играла во многих аншлаговых спектаклях, а теперь почти не играю. Спрашиваю «почему», а мне отвечают: «Потому что ты - в оппозиции».

По словам Антона Наумова, проблемы начались сразу после того, как они записали обращение к президенту Владимиру Путину на «Прямую линию». Тогда его и ещё нескольких актёров без объяснения причин сняли с ролей в спектаклях «Мастер и Маргарита» и «Ромео и Джульетта» и заменили другими актёрами. В итоге, начиная с октября 2019 года, он не сыграл ни одного спектакля («хотя до этого его занятость была большой и роли – серьёзными»).

Наумов: «Тех, кто не согласился на переоформление трудовых договоров, записал обращение президенту и пожаловался в прокуратуру, не пустили на традиционный сбор труппы, открывающий начало нового сезона. Охранники сослались на распоряжение художественного руководителя и потребовали, чтобы мы покинули помещение. Когда мы попытались выяснить причину, Эдуард Бояков прямо под камеру (это снимал телеканал «Культура») заявил: «Вас нет в моём творческом пространстве. То, что я не могу вас выбросить, - это проблема законодательства. Я не буду работать с актёрами, которые заявили о своей нелояльности ко мне и не видят меня в качестве худрука». Хотя мы требовали только одного: чтобы он выполнил свои обещания в плане предоставления полномочий президенту театра Татьяне Васильевне Дорониной, которые были ей гарантированы. Его же никто за язык не тянул – есть аудиозапись этих встреч, где конкретно было сказано, что вся полнота власти остаётся у неё. В итоге этого не происходит, поэтому мы здесь говорим о нарушении наших прав». 

Юрий Болохов: «Бояков в эфире телеканала «Культура» о нас на всю страну говорит так: «Пять неликвидных нездоровых актёров раздули этот скандал». В другом интервью он прямо признался: «Доронина получила почётный пост президента – руководить худсоветом. Но это, скорее, реверанс в сторону знаменитой и заслуженной актрисы, чем реальные полномочия. По сути, она лишь консультант при Боякове, а не полная хозяйка. Театр – это вертикаль и я – руководитель!» И подобных его заявлений много».

По мнению Юрия Болохова, главная причина конфликта в том, что МХАТ имени Горького хотят переформатировать, а, если называть вещи своими именами, - просто «отжать». Он попросил приобщить к материалам дела обращение в газете «Правда», где знаменитые актёры и режиссёры (Житинкин, Добровольская, Аристарх Ливанов, Лазарев, Маковецкий, Муравьева, Талызина, Носик, Яковлева и другие) поставили 164 подписи в их поддержку и выступают против разрушения русского академического театра.

«Дело в том, что сейчас на нашей сцене стали появляться девушки в открытых купальниках, мальчики в семейных трусах, на читки приносятся тексты пьес с матерным содержанием... То есть Бояков переносит свой опыт из театра «Практика», где в одной из его постановок главный герой весь спектакль ходил абсолютно голый. У нас русский академический театр, классический репертуар и у нас это не было принято».  

Андрей Зайков: «Хочу заметить, что нас сняли с ролей, на которые нас поставила великая русская артистка Доронина. А снимает с ролей квалификационная комиссия, в составе которой, например, начальник охраны и пожарной безопасности театра. Разве это не странно? И кто за этим стоит? Эдуард Бояков не имеет профильного образования, никогда не работал в академическом театре. При нём поставлено несколько весьма посредственных спектаклей, а премьера спектакля «Последний срок» - вообще откровенно провальная. А главное то, что все его обещания казались ложью».

Впрочем, выступая от имени Боякова, его представитель Фёдор Кириллов заявил, что они не согласны с иском. Он подчеркнул, что в трудовом договоре и должностной инструкции написано: количество ролей – это прерогатива режиссёров и художественного руководителя. Таким образом дискриминацией такие действия со стороны администрации не являются.

«Право актёров на труд не нарушено, а объём их работы определяется творческой востребованностью. У каждого режиссёра своё видение и понимание. В данном случае пришёл новый менеджер, который не очень понимал, почему завышенные привилегии у «костяка доронинской труппы», и решил всех актёров уровнять. Именно в этом причина конфликта».

Выслушав стороны, судья объявила об отложении дела «для ознакомления сторон с вновь поступившими документами». Дата следующего заседания – 7 февраля 10.00».

P.S. Тем временем «дело МХАТ» вышло на новый виток. Едва успел президент озвучить список министров нового правительства, как в соцсетях появилось видеообращение к новому министру культуры Ольге Любимовой, в котором актриса Юлия Зыкова от имени всех оскорблённых актёров и служащих МХАТ имени Горького рассказывает о тех, кто сегодня «правит бал» в академическом художественном театре.
Андрей Колобаев, судебный репортёр FLB.ru

Ещё на эту тему

В этот день суд допросил Андрея Крайнова

«Моя вина только в том, что я поверил руководителям банка Менатеп».
День «святого» Михаила-жулика в отеле «Шератон»-Шереметьево. Prigovor.ru напоминает, что было 14 февраля в 2005 и в 2015 годах

В этот день мошенники из Юкоса спели сиротскую песню

«Руководству компании запрещено совершать какие-либо операции с землёй или недвижимостью лицея «Подмосковный» в Коралово». Prigovor.ru напоминает, что было 5 мая 2006 года

Грязные деньги Ходорковского в Нидерландах

Трастовая компания Mutual Trust Netherlands (ранее «Valmet International) попыталась предотвратить публикацию расследования в газете «NRC Handelsblad» о финансовой «прачечной» Михаила Ходорковского

04.11.2018 19:10:58 #Суды

«Поднять полицейского» и… сесть на пять лет

FLB: Свидетели обвинения «шутника из метро» Исляма Малекова избегают явки в суд. Врать не хотят? Репортаж из суда.

Мы в соцсетях

Новости партнеров