В этот день, 20 лет назад, 2 декабря 2003 года широкая общественность заглянула за кулисы «прозрачной корпоративной отчётности» нефтяной империи Михаила Ходорковского – «Юкос» и подконтрольные ей организации недоплатили в бюджет 150 миллиардов рублей налогов (на тот момент времени - около $5 млрд).
Соответствующая информация была предоставлена руководством МНС в Генпрокуратуру России специальным письмом, которое оказалось в распоряжении информационных агентств. Речь в документе шла «о материалах, касающихся оплаты налогов в 1998-1999 годы через проблемные банки ОАО НК "Юкос", ОАО "Томскнефть-ВНК", ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" на сумму около 2 млрд рублей по каждому налогоплательщику.
Кроме того, - сообщили агентства, - были предоставлены материалы об использовании в 2000-2003 годах этими компаниями схем получения налоговых льгот по «инвестиционным соглашениям» с государственными органами Мордовии.
«Указанные начисления связаны с реализацией нефти другим дочерним компаниям ОАО «НК Юкос» по ценам, более чем на 20% ниже рыночных, что позволяет налоговым органам применять в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса России реальную цену нефти», - отмечалось в письме.
«Исходя из сумм неуплаченных через проблемные банки налогов, использования трансфертных цен при реализации нефти и принимая во внимание то обстоятельство, что в результате применения схем получения налоговых льгот по «инвестиционным соглашениям» с государственными органами Республики Мордовия нефтетрейдеры ОАО НК «Юкос» не уплатили налогов на сумму более 65 млрд рублей, общая сумма неуплаченных налогов с учетом пени и штрафов, по нашим предварительным оценкам, составляет около 150 млрд рублей» - гласил документ.
(См. «Льготная саранча из Юкоса. Шесть «фирм-прокладок» под присмотром депутата Дубова и «Кровавого сенатора» Невзлина)
«ДЕФЕКТНЫЙ» ПАРТНЁР
Разумеется, авторы в деловых изданиях немедленно встроили информацию налоговой службы в контекст переговоров о слиянии Юкоса и «Сибнефти». Интрига. Переговоры идут – стороны торгуются, у каждой свои условия и так далее. Впрочем, корпоративные дела – корпоративными делами. Без споров, торгов и интриг крупные сделки проходят только в сказках. Если же упростить ситуацию, и перевести её на бытовой уровень, то вряд ли кому-то интересно приобретать товар со скрытыми дефектами, кои, несмотря на все старания продавца, всё же вскрылись пусть и на финальной стадии. Проще говоря – Юкос оказался «дефектным» партнёром – с виду, если посмотреть назойливый рекламный проспект вроде ничего, а при первых же проверках – тихий налоговый кошмар.
ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ «ЭКОНОМИИ»
Некоторые деловые издания совместно с экспертами принялись гадать, что это было. Сошлись во мнении, что возникшие у МНС претензии – сигнал Юкосу. Прочитан он, однако, был по-разному. Одни решили, что Юкос немедленно должен принять все условия «Сибнефти» и слиться в холдинг. Вторые, напротив, что налоговые долги в $5 млрд – это попытка развалить нефтяную сделку века. Оба варианта, впрочем, Ходорковскому не сулили ничего хорошего – факт ухода от налогов в любом случае оставался, вне зависимости от того, есть сделка века, или её нет. «Сделанные налоговиками оценки почти совпадают с расчётами «Brunswick UBS» - указала газета «Ведомости».
«Мы сравнили данные о фактически уплаченных «Юкосом» налогах из его отчётности по стандартам US GAAP с действующими в то время ставками налога на прибыль», - рассказывает аналитик инвестиционной компании Андрей Мачанскис. Получилось, что в 1998 - 2002 гг. «Юкос» сэкономил на налоге на прибыль $2,055 млрд, а с учетом штрафов и пеней эта сумма может возрасти до $3,523 млрд – писала газета, отметив, что аналитик не стал говорить о законности (или незаконности) такой налоговой «экономии».
ВСЁ ОКАЗАЛОСЬ ХУЖЕ
Понятно, что подобные расчёты строились на предварительных данных, известных на тот момент времени. При уточнении - всё оказалось намного хуже. К средине ноября 2004 года - общая сумма налоговых претензий, предъявленных компании за 2000-2002 годы (с учётом исполнительного сбора и налоговых претензий к дочерним компаниям), составляла 18,4 млрд. долларов. Причём практически все претензии были подтверждены судами. Попытки же юкосовских юристов омпорить через судебные кассации хоть какие-то суммы если и удавались, то общей картины налоговых нарушений они всё равно не меняли», пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день рухнула «благотворительная» прачечная Юкоса. Присвоение и отмывание. Деньги Юкоса переводились на счета подставных общественных организаций и затем обналичивались. Prigovor.ru напоминает, что было 1 декабря 2005 года»)