Репортаж и зала суда. Во вторник 29 октября судья Московского областного суда Наталья Валикованачала рассматривать по существу дело № 2-47/2019 в отношении участников преступной группы, обвиняемых в совершении 21 убийства чиновников, предпринимателей и силовиков, в том числе - мэра Сергиева Посада Евгения Душко.
«БАНДА 21 ТРУП»
По данным следствия, ОПГ была создана в 1996 году Константином Пискаревым, известным под прозвищем Костя Большой. Через два года в ней насчитывалось около двадцати боевиков, вооружённых арсеналом на любой вкус – автоматами, винтовками, ружьями, оснащённых боеприпасами и взрывчаткой.
С 1998 года банда обложила данью многие коммерческие структуры в Москве и Подмосковье. Костя Большой развернул кипучую деятельность - сам или через доверенных лиц входил в соучредители фирм, а затем стремился захватить их целиком, устраняя конкурентов. Кроме того, создавал собственные компании и вынуждал бизнесменов и чиновников «сотрудничать» с ним. Со строптивыми расправлялся беспощадно.
Как следует из материалов дела, бандиты убили 21 человека в Москве, Подмосковье и других регионах России, а также совершили другие тяжкие и особо тяжкие преступления. Деятельность «бригады» характеризовалась устойчивостью, строгой дисциплиной, тщательной подготовкой, планированием преступлений и конспирацией. Самой известной жертвой бандитов стал мэр Сергиева Посада Евгений Душко.
По версии следствия, в 2011 году между Пискаревым и Душко возник конфликт, связанный со служебной деятельностью главы городского поселения Сергиев Посад, в результате которого могли пострадать коммерческие интересы лидера банды. По указанию Пискарева один из участников группировки (Сергей Безруков) собрал информацию о месте жительства, рабочем графике и маршрутах передвижения Душко. Утром 22 августа 2011 года обвиняемые на автомобиле прибыли к дому мэра в Сергиевом Посаде. Дождавшись, когда он выйдет и сядет в автомобиль, Пискарев подошёл к нему и произвёл не менее 7 выстрелов из пистолета. От полученных ранений чиновник скончался на месте.
Расследуя именно это убийство, силовики установили взаимосвязь между рядом подобных преступлений, в результате чего порядка двух десятков уголовных дел были объединены в одно производство. В 2016 году деятельность банды была пресечена, а большинство её участников арестованы.
Помимо Константина Пономарева, на скамье подсудимых – Дмитрий и Николай Юров, Андрей Столяров, Сергей Александров, Сергей Барабашкин, Юрий Бережнов, Дамир Капков и Александр Замятин. Они обвиняются по частям 1 и 2 статьи 209 («Бандитизм»), пункту «а» части 3 статьи 126 («Похищение человека»), пунктам «а», «б», «в», «д» «ж», «з» и «к» части 2 статьи 105 («Убийство»), частям 1 и 3 статьи 222 («Незаконный оборот оружия») и части 3 статьи 222.1 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств») УК РФ. Особенность этого дела - оно слушается с участием присяжных.
«РЕАЛЬНО НАВОДИТ УЖАС»
Мособлсуд, 29.10.2019 г., 11.00. Сразу стало известно, что слушание начнётся не скоро – подсудимых из СИЗО ещё не привезли. Зато выяснились любопытные подробности: на скамье подсудимых будет восемь человек, Николай Юров – отпущен под домашний арест (видимо, он начал давать признательные показания и сотрудничать со следствием). Как сообщила сотрудница пресс-службы, для участия в процессе отобраны 25 присяжных, 8 из них вынесут свой окончательный вердикт.
Кстати, пока шла доставка «сергиев-посадской восьмёрки», коллеги охотно делились информацией про банду – кто чего раскопал. О Косте Большом было сказано, что это двухметровый крепыш с бурной криминальной фантазией (мол, большой выдумщик как наказывать «несогласных с его правилами»), «косящий под интеллигента», но «он реально наводит ужас». Судя по услышанному, нехороших дел «бригада» наворочала немало – «похищали людей», «изощрённо пытали, живыми закапывали в землю». «Люди годами на улицы боялись выходить!»
Что показательно, адвокаты подсудимых расположились подальше от журналистов - в другом крыле коридора, обычно так делают, когда в защиту своего подопечного сказать нечего и самое лучшее – хранить молчание и ловить обвинителя на просчётах следователей.
Когда через два с лишним часа все прошли в зал, взорам открылась почти идиллическая картина: восемь подсудимых были рассажены в две клетки, почти все в костюмах, очочках… Кто-то вдумчиво вчитывался в материалы дела, кто-то штудировал «Уголовный кодекс РФ». А один «оригинал» поставил рядом с собой иконку Божьей матери... Пискарев сидел в дальнем «аквариуме» и в «кадр» фотографам старался не попадать.
- Константин! – крикнул кто-то из телевизионщиков. – Вам есть что сказать прессе?
Большой даже не шелохнулся.
- Вы признаете свою вину в убийствах?
Если бы в этот момент он ответил: «да», это смело можно было бы причислять к очередному чудодействию Казанской богородицы.
ПРИСЯЖНЫЕ ПОДКАЧАЛИ
Перед началом слушания судья предложила рассмотреть заявление представителя потерпевшего Владимира Соломонова (потерпевшим по этому делу проходит Анатолий Душко - отец погибшего мэра, - FLB.)который попросил об отводе судьи, гособвинителей, участвующих в разбирательстве по уголовному делу № 2-47/2019.
«Следствие не приняло мер, - объяснил свою позицию Соломонов, - по возбуждению уголовных дел по фактам преступлений, задокументированных в обвинительном заключении. При этом ни государственные обвинители, ни судья мер реагирования не приняли. Это даёт основания полагать, что они прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела, что вынуждает нас заявить отвод».
Соломонов добавил, что считает гибель борца с коррупцией мэра Душко не убийством, а террористическим актом и потребовал судить членов банды как террористов.
Как оказалось, «это старая добрая традиция» - представитель потерпевшего заявлял эти «отводы» на каждом заседании и каждый раз вхолостую – кроме, Душко-старшего их никто не поддерживает. Даже подсудимые. Так вышло и на этот раз – Наталья Валикова ходатайство отклонила «как необоснованное и неаргументированное».
Далее судья попросила всех встать для знакомства с присяжными. В зал вошли и заняли охраняемые судебными приставами места около двух десятков мужчин и женщин совершенно разного возраста. Кстати, места очень удобные – театр судебных действий как на ладони, слева судья, справа слушатели и пресса, а на главной сцене – подсудимые и их защита.
Казалось, сейчас начнётся самое главное… Но на вопрос, все ли заседатели в сборе, был ответ, что семеро присяжных прийти не смогли. Автоматически это означало, что заседание состояться не может.
«Суд постановляет: перенести слушание на 11.00, 13 ноября», - как показалось, слегка разочарованно подвела итог судья. Правда, тут же довольно твёрдо добавила, что «на этот раз проведению судебных действий уже ничто не сможет помешать».
Андрей Колобаев, судебный репортёр FLB.ru