Уходящий 2016 год - год не только громких расследований, приговоров, и уголовных дел, фигурантами которых стали весьма высокопоставленные лица и чиновники. Это ещё год состоявшихся парламентских выборов. Именно вокруг них строили свои, в том числе и фантастические планы практически все политические силы страны – от серьёзных парламентских партий до начинающих политиков, выступивших, каждый как мог, в одномандатных округах. Кто-то просто решил попробовать силы и испытать себя в серьёзной избирательной кампании, а кто-то годами грезит «либеральным прорывом» не имея к тому никаких реальных оснований. Агентство федеральных расследований FLB.ru решило отдельно отметить трёх деятелей, которых, как представляется, следует отнести у категории «амбициозных неудачников».
Глубокое дно Касьянова
В плане масштабных замыслов и полного провала в ходе их реализации, безусловными фаворитами, пожалуй, можно считать Михаила Касьянова и партию «Парнас». Начав 2016 год с развала очередной «демократической коалиции», имевшей некие виды на кресла в федеральном парламенте, политической год Михаил Михайлович Касьянов завершил подавлением внутрипартийной оппозиции, едва усидев в кресле партийного лидера. Главный проект года, - выборы в Госдуму РФ, - который делал существование «Парнас» со всеми его плюсами и минусами, осмысленным, оказался жёстко провален. Результат «Парнас» всего лишь в 0,7% голосов показал, что пресловутых «миллионов сторонников» у Касьянова за минувшие десять лет(!) не появилось. И это несмотря на смычку с радикальными националистами, которые, по замыслу, должны были привлечь в электоральную копилку «Парнас» дополнительные голоса. На практике же всё вышло наоборот.
Кроме того, провальный итог выборов-2016 стал для лидера «Парнас» персональным холодным душем. Он легко смыл с Касьянова статусное звание «потенциальный кандидат в президенты России». Касьянов, тут надо отдать ему должное, поняв, что забрёл «не туда», вынужден был признать, что среди кандидатов в президенты в 2018 году ему не место, и отказался от выдвижения своей кандидатуры, накрыв «медным тазом» свою главную политическую мечту. Теперь «потолок Касьянова» тянет разве что на банальные антироссийские посиделки в европейском парламенте, и внутренние драчки типа строительства «фронта против Навального». Склоки, вероятно, продолжатся, поскольку Касьянов попытается встроить свой «Парнас» не мытьем так катаньем в президентскую гонку. Цель его проста и понятна – игра «во влиятельную политическую структуру», поддержка которой имеет цену. Впрочем, предыдущие выдвижения «единых кандидатов от оппозиции» и подобные, во многом бессмысленные «встраивания» производили много шума, но делалось это не ради сколь-нибудь заметного результата, а, собственно, ради шума. Итог, однако, печален – дно достигнуто, а нащупать Касьянов его, похоже, так и не смог, решительно продолжая историю своей политической карьеры, которую сложно назвать удачной.
Узник иллюзий
Ещё один лидер «миллионов сторонников» - Михаил Ходорковский. Его в «амбициозные неудачники» 2016 года привело не только политическое прожектёрство, но и иные аспекты, связанные с его «неполитической» деятельностью. И если 2015 год Михаил Борисович завершил предъявленными ему обвинениями в заказном убийстве, то в 2016 году, по мере наращивания активности в общественном пространстве, выяснился еще один нюанс. Он заключается в том, что Ходорковский даже через три года после освобождения продолжает «сидеть» в плену своих иллюзий. Одна из самых ярких - «миллионы сторонников Ходорковского». О них много говорили когда Михаил Борисович сидел. Дескать, «МБХ, вся Россия с тобой!». Но «вся Россия с МБХ» в одночасье испарилась сразу же после его освобождения в 2013 году. Это ярко проявилось на все тех же парламентских выборах 2016 года. Как признался Тимур Валеев, исполнительный директор движения «Открытая Россия», (преобразованного из НКО), «миллионы сторонников» Ходорковского подали на участие в выборах от имени своего кумира всего 400 заявок. Из них, рассказал Валеев, «отобрали 24 кандидата, 23 из которых были зарегистрированы и в среднем набрали 3–5% голосов». Сеть движения «Открытая Россия» под конец 2016 года в цифрах и вовсе насчитывает 200 человек. Задача на 2017 год – собрать тысячу активистов. Такими темпами Михаил Ходорковский сможет лет, может, через двадцать собрать относительно солидный митинг на столичном пятачке. В «Открытой России» есть специалисты, в том числе и в области социологии. И они могли бы развеять иллюзии, объяснив Ходорковскому, что такое десять и даже сто тысяч на фоне 140 миллионов граждан, половина из которых, обладая избирательным правом, не особо стремится выходить за рамки своих политических предпочтений начиная с 1993-1995 г.г. Ровно этот же срок либералы мучительно «объединяются», причем сделать этого не могут даже при создании «тепличных условий». Словом, удачными ставки Ходорковского в 2016 году не назовешь. Тем не менее, на 2017 год – очередных амбициозных планов масса. Среди исполнителей замыслов Ходорковского, как сообщалось, - Божена Рынска, предложившая Ходорковскому свои услуги в обмен на деньги. Со всеми вытекающими последствиями и дополнительными штрихами к портрету Ходорковского.
В Новый год - на скамье подсудимых
Третьим в списке «амбициозных неудачников» идёт Алексей Навальный. Главным итогом его 2016 года стали, пожалуй, три вещи. Первая, как и у Касьянова, развал «демократической коалиции». После чего Навальный просто не пошёл голосовать. «Если бы я пошел голосовать, то голосовал бы, безусловно, за «Парнас», и это совершенно рациональное голосование. Я хотел бы поддержать ту партию, которая откровенно высказывается против Путина. Мне не нравится Михаил Касьянов (по ранней мысли Навального – «это лучший премьер-министр»), я с ними разошёлся, распалась демократическая коалиция, но дело же не в Касьянове» - поделился Навальный с журналом New Times, заметив, что «Парнас» в отличие от «Яблока» партия «совсем независимая, хоть и не имеющая никаких шансов». В чём тут рациональность голосования – Навальному, как автору мысли, виднее. Однако возникает устойчивое ощущение, что на такой вот «рациональности» построена вся его планида. Тем более, что всегда или «дело не в Касьянове», или «дело не в Навальном». Дело, может и не в Навальном – но Навальный, так уж получается, всегда в деле. Как правило - в уголовном. Его возвращение на скамью подсудимых по делу КОГУП «Кировлес» - один из самых ярких «успехов» в 2016 году. Решение ЕСПЧ о том, что в уголовном деле были выявлены нарушения прав подсудимых, попытались, конечно, выдать за «оправдание Навального». Но реальный юридический разбор вопроса показал, что это не так: Европейский суд обратил внимание только на отдельные процессуальные ошибки суда по делу «Кировлеса».
Похожая ситуация случилась и с амбициозной заявкой Навального на президентские выборы 2018 года. Попытка выдать заявку Навального, как «первое выдвижение в президенты» споткнулась о банальную хронологию. Навальный - не первый (первым о президентских планах заявил Явлинский). Смысл же шумного самовыдвижения Навального, которое многие эксперты оценили как фальстарт, и вовсе лежит на поверхности. Это политизация судебного процесса по уголовному делу КОГУП «Кировлес» и очередной сбор денежных знаков за красочную брошюрку, которая должна символизировать не только «прозрачность», но и кипучую деятельность Навального. Всё это, кто бы сомневался, «на деньги простых граждан». Впрочем, в 2017 год Навальный по своей инициативе въезжает на скамье подсудимых, ибо процесс будет продолжен в январе. И само по себе это символично. Кстати, многих соратников Навального уже начинает пугать его мания величия - всё чаще от него можно услышать заявления из серии мы- Николай II.
Бег по кругу
В целом же среди неудачников 2016 года замечен Дмитрий Гудков, потерявший мандат депутата Госдумы РФ. Верен своей скандальной линии оказался Илья Яшин, который устроил, как в своё время в «Яблоке», бунт против лидера «Парнас», и не получив результата оказался в итоге в «Солидарности», которую при создании в 2008 году позиционировали как «новую площадку для объединения демократов, с новыми лицами и без повторения ошибок прошлых лет». Но всё вернулось на круги своя, включая Яшина. Среди партий, помимо «Парнас» важно отметить неудачу партии «Яблоко». На парламентских выборах-2016 она показала не только плохой результат в 1,9% голосов, но и не пройдя в Думу лишилась государственного финансирования. И в 2017 году ей, по сути, предстоит режим выживания, в туманной надежде на региональные выборы.
Читайте последние новости об Алексее Навальном и о борьбе с коррупцией в России в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|