Найдите отличие в 2 фразах Ходорковского:
1) «Я не собираюсь заниматься политикой» (ТАСС, 22 декабря 2013 года) 2) «Я точно так же сказал, что не заинтересован заниматься политикой, и вот это важный аспект, я никому и никогда не обещал, что я ей не буду заниматься». (Запись выступления Михаила Ходорковского на праздновании юбилея газеты Le Monde в парижской Opera Bastille, 22.09.2014)
19 декабря 2013 года президент России Владимир Путин сообщил, что Михаил Борисович Ходорковский написал на имя главы государства прошение о помиловании. «В соответствии с законом он (Ходорковский) должен был написать ходатайство о помиловании, он этого не делал, но недавно написал такую бумагу и обратился с прошением о помиловании. Он провел в местах лишения свободы больше десяти лет. Это серьёзное наказание. Он ссылается на обстоятельства гуманитарного характера: у него больная мать. Я считаю, что, имея в виду все эти обстоятельства, можно принять соответствующее решение» - сказал глава государства по окончании ежегодной встречи с журналистами. И такой указ был подписан, а Михаил Ходорковский оказался на воле. «Я написал в своей бумаге то, о чём раньше не раз говорил публично: я не собираюсь заниматься политикой и не собираюсь бороться за возвращение активов», - заявил Ходорковский. Однако уже спустя время, отсидевшись после тюрьмы в Швейцарии, вплотную этой самой политикой занялся.
Фото REN-TV
Март 2014 года. 9 марта Михаил Ходорковский публично выступил со сцены на Майдане Незалежности в Киеве. Экс-глава НК ЮКОС» заявил, что участники протестных акций - «нормальные люди, которые отстояли свою свободу» и обвинил российские СМИ в пропагандистской кампании против Украины. В тоже время в Донецке его попытка вступить в контакт с лидерами сопротивления не увенчалась успехом. Ходорковского восприняли как банального олигарха и посланника майдана, и аккуратно попросили покинуть территорию. Зачем Ходорковский вообще объявился в Киеве, если считает политику «не своим делом» - не ясно.
Май 2014 года. Ходорковский изучает вопрос о реанимации замороженного в 2006 году проекта «Открытая Россия». Предполагалось от имени организации направить наблюдателей на выборы президента Украины, однако в силу неких обстоятельств проект был отложен. Хотя идея реанимации «Открытой России» никуда не делась.
Справка FLB. «Открытая Россия» была создана в 2001 году и позиционировала себя как благотворительный, образовательный и просветительский проект. Среди учредителей не только Михаил Ходорковский, но и другие акционеры НК ЮКОС. Масса программ действительно имела образовательную и благотворительную направленность. Однако деятельность и планы «Открытой России» имели под собой «двойное дно». Целый пакет документов от 2002-2003 г.г. ставший достоянием гласности, указывал на то, что «Открытая Россия» детально рассматривала вариант «коррупционного переворота» в России, с целью смены конституционного строя путём голосования в парламенте. Голоса за нужное НК ЮКОС решение планировалось получить путём «заключения индивидуальных контрактов» с депутатами (скупки голосов), которые пройдут через парламентские выборы 2003 года. Кроме того, в ходе расследования уголовных дел по линии ЮКОС-Менатеп, был выявлен ряд фактов, когда используя ресурсы «Открытой России» из НК ЮКОС и подконтрольных ей структур выводились деньги на счета фирм-однодневок. После задержания и ареста Михаила Ходорковского «Открытая Россия» спустя время заморозила свою деятельность, вплоть до 2014 года, когда был поднят вопрос о реанимации проекта. Ликвидация «ОР» как юридического лица не заявлялась. Интересно, что организация, которая не вела деятельности имела в свеем активе невесть откуда взявшиеся деньги. Как сообщал в своём расследовании юрист Илья Ремесло, «согласно данным Росстата, на конец 2012 года сумма активов «Открытой России» составляла более 171 миллиона рублей», при этом она деятельности не ведёт, а в органы власти подаёт «нулевую отчетность». Юриста это обстоятельство весьма удивило. Реакции профильных ведомств, с учётом заявлений Ходорковского о том, что «власти ведут тотальную слежку за деньгами «ОР», отчего-то не последовало. Тем удивительнее, что в 2015 году «бездействующая» «Открытая Россия» повторила фокус и прокачала через себя уже более 300 миллионов рублей, о чём свидетельствуют данные на конец 2015 года.
Данные «Контр-Фокус»: Та самая «Открытая Россия» (2001 г.р.) отнюдь не бедствует
Помимо этого существует еще одна «OTKRYTAYA ROSSIA». Создана в ноябре 2015 года. Имеет регистрацию в Великобритании, учреждена организацией Institute of Modern Russia (США) во главе с Павлом Ходорковским – сыном Михаила Ходорковского. По имеющимся данным, является связью с Биллом Барудером и предназначена для перекачки средств полученных от иностранных спонсоров.
В сентябре 2014 года Михаил Ходорковский снимает с себя всякие обязательства «не заниматься политикой». Так, 20 сентября, выступая перед аудиторией во Франции на фестивале газеты французской газеты Le Monde в Париже, Ходорковский заявил, что по-прежнему не намерен заниматься политикой. «Я буду заниматься той деятельностью, которую я считаю общественной, а если кто-то считает ее политической, ок, у меня нет возражений». Кроме того, Ходорковский заявил, что «политика ему не интересна», но он готов стать президентом. «Если вопрос встанет о том, что будет необходимо преодолеть кризис и произвести конституционную реформу, главной в которой является перераспределение президентской власти в пользу суда, парламента и гражданского общества, эту часть работы я готов буду выполнить» - сказал Ходорковский.
Звучит как логический кульбит грабителя, который совершает налёты, а при задержании заявляет, что он гражданский активист, и занимается в его понимании «общественной деятельностью», ибо он так видит и ощущает, а что думают остальные – ему без разницы.
В сентябре того же 2014 года было объявлено о перезапуске «Открытой России», в виде некой «общественной инициативы». Образование юридического лица и официальная регистрация нового проекта всячески отрицались. «ОР» позиционировала себя как некий «сетевой гражданский проект». Такое дистанцирование от легального поля, нашло своё объяснение. «Открытой России» очень не хотелась в реестр «иностранных агентов» и обнародования некоторых аспектов её существования.
К весне 2015 года Агентство федеральных расследований FLB, выяснило, что перезагруженный осенью 2014 года проект под названием «Открытая Россия» полностью обслуживается и поддерживается британской фирмой MBK IP UK LIMITED. Эта фирма была создана 15 марта 2013 года. Она обеспечивает работу сайта Ходорковского, а так же за ней числится торговая марка «Открытая Россия»/Open Russia и торговая марка «Khodorkovsky». Данные сведения чуть позже официально подтвердили юристы, связанные с Ходорковским. Иными словами, Ходорковский еще в начале 2013 года (до освобождения) начал активно готовить некие схемы для политических проектов, построенные вокруг «Открытой России».
Данная гипотеза нашла своё подтверждение уже осенью 2015 года, в ходе единого дня голосования в регионах. Тогда партии демократического толка, на базе «Демократической коалиции», созданной вокруг ПАРНАС, решили выставить списки кандидатов сразу в нескольких регионах, где шли выборы в местные законодательные собрания. Ходорковский, впрочем, проявил осторожность при взаимодействии с Михаилом Касьяновым и Алексеем Навальным, объявив, что берёт на себя только Костромскую область, для того, чтобы «потренировать актив», да и то в большей степени как наблюдателей. Тренировка актива завершилась изъятием «чёрного нала» в размере 2 млн. рублей, обнаруженных сотрудниками МВД у одного из активистов в ходе проверочных мероприятий. В ходе разбирательств прозвучала версия и о том, что данные средства предназначались: сначала для «покупки недвижимости», а затем «для выплат наблюдателям». Характерно, что указанная сумма, как положено по закону, на избирательный счёт не «заводилась». Кроме того, наличные в размере 260 тысяч рублей были обнаружены в здании на Депутатской улице в центре Костромы, где находится штаб наблюдателей проекта «Открытые выборы». Эту сумму, впрочем, «взяла на себя» координатор «Открытой России» Мария Баронова. «Деньги везла я, частично это сумма, которая должна была пойти на залог Пивоварова» - заявила Баронова. (Пивовраров попался на скупке персональных данных граждан у сотрудника МВД, его тогда выпустили под залог – прим.FLB. Что же касается денег, то никого не удивило, что столь приличная сумма «приехала» наличными, тогда как у многих активистов «Открытой России» имеются активные сервисы электронного банкинга. Вывод напрашивался сам собой - такие серые финансовые огороды городили с целью сокрытия межбанковских транзакций, поскольку поступления от Ходорковского могут быть зафиксированы и перехвачены судебными исполнителями ФССП России. Проблема в том, что совокупный долг Платона Лебедева и Михаила Ходорковского в государственный бюджет, зафиксированный решением Мещанского суда от 2005 года, до сих пор составляет свыше 17 млрд. рублей. И если Платон Лебедев объявил, что «у него ничего нет», то Михаил Борисович Ходорковский, напротив, с помпой вернул себя в список богатейших людей журнала «Форбс», где, он занимает в списке 170 место с состоянием в $500 млн. Кроме того, из-под ареста Ходорковский «вытащил» еще €100 млн., которые он намерен вложить в развитие проектов движения «Открытая Россия», «преобразованного» из НКО в движение, в ноябре 2016 года на конференции в Хельсинки.
Впрочем, от всяческих обязательств Ходорковский себя освободил окончательно, заявив в декабре 2015 года, что «взятое на себя обязательство он выполнил». На этот раз он прикрылся тремя обстоятельствами. Первое – мама, из-за болезни которой он и получил помилование, увы, скончалась. Второе – в августе 2015 срок его наказания истёк в полном объеме. И третье обстоятельство процитируем: «К сожалению, ситуация сложилась таким образом, что профессиональные люди, которые занимались политикой в оппозиции, эту функцию в большинстве своем выполнять не могут. А просто так смотреть за тем, что происходит у нас в стране, я, как гражданин России, тоже не могу» - заявил Ходорковский, заверив, что ему претит занятие политикой.
Как Ходорковскому «не нравится заниматься политикой» видно из приведенных выше хроник – герой раздела «Политика» любого, хоть российского, хоть западного издания. Более того, Ходорковскому так «не хочется заниматься политикой», что он не поленился, оплатил организацию выдвижения 18 кандидатов в Государственную думу РФ на минувших парламентских выборах 2016 года. И в данном случае вопрос, сколько они собрали голосов, – не главный. Главное здесь то, что Ходорковскому заниматься политикой «не нравится» и он готов выдавать наличными собственные сотни тысяч рублей, выступать с пламенными речами в США и Европе, стоять на одной сцене с весьма сомнительными персонажами вроде Билла Браудера, вносить в американские лоббисткие структуры тысячи долларов на антироссийские программы ЕС и США, и много чего другого делать. Лишь бы не признаваться самому себе в одной простой вещи – данного слова «не заниматься политикой» он попросту не сдержал. И даже скатился к революционным речам. «Как вы, вероятно, знаете из истории, революция – процесс довольно непредсказуемый. Он выдвигает много новых имен. Но я, конечно, не собираюсь в этом случае отсиживаться в кустах. Я не готов предсказывать сегодня, как будет развиваться процесс. Тем более, что впереди годы и годы подготовки. Но то, что я буду участвовать в этом – это несомненно» - заявил Ходорковский в декабре 2015 года.
Вокруг Ходорковского существует несколько весьма дорогих и амбициозных, судя по анонсам, политических проектов. На них он тратит время, силы, деньги и собственный ум, который от нестыковок с собственными делами частенько заходит за разум, демонстрируя акробатические этюды. Та же перезагруженная «Открытая Россия» (в отличие от варианта 2001 года) совсем недавно получила новый формат – «движение». Оно, впрочем, пока имеет не совсем понятный юридический статус, и находится в технической стадии, зато уже обладает массой проектов, запланированных на 2017 год. И Ходорковский очевидно, готов заниматься политикой, а в силу природной скромности намерен это делать чужими руками, как это было до его посадки в тюрьму. И есть вероятность того, что он вновь пойдет проторенным путём – путём скупки позиции прессы, политиков, общественников. Во всяком случае, за три года свободы он так и не смог ни выйти из «колеи 90-х», ни предложить ничего нового.
Как Ходорковский «не занимается» политикой
«Сейчас я занимаюсь общественно- политическим проектом, который, к счастью, имею возможность в определённой степени финансировать, но и то не целиком» (10.12.2016, Радио «Свобода»)
Вопрос BBC: Готовы ли вы играть ведущую роль в ходе той революции, о которой вы говорили? Ходорковский:< Как вы вероятно знаете из истории, революция – процесс довольно непредсказуемый. Он выдвигает много новых имён. Но я, конечно, не собираюсь в этом случае отсиживаться в кустах. Я не готов предсказывать сегодня, как будет развиваться процесс. Тем более, что впереди годы и годы подготовки. Но то, что я буду участвовать в этом – это несомненно». (Русская служба ВВС, 23.12.2015)
Вопрос Deutsche Welle: Как вы видите собственное политическое будущее? Ходорковкий: Я являлся и являюсь человеком, способным оказывать влияние на процессы, происходящие в стране. Я надеюсь, что в будущем это сохранится. (Интервью Жанне Немцовой для Deutsche Welle, 23.11.2015)
Вопрос Le Monde: Хотите ли вы стать президентом России? Ходорковский: Передо мной не стоит такой задачи. Мне было бы неинтересно быть президентом Российской Федерации, если бы страна развивалась нормально. Но если встанет вопрос о том, что надо преодолеть кризис и провести конституционную реформу, главная часть которой состояла бы в перераспределении президентской власти в пользу суда, парламента и гражданского общества, эту часть работы я готов был бы выполнить. (Запись выступления Михаила Ходорковского на праздновании юбилея газеты Le Monde в парижской Opera Bastille, 22.09.2014)
Вопрос: Вы говорите о своей готовности стать кризисным президентом. Что вы хотите этим сказать? Ходорковский: Если бы такую работу пришлось выполнять мне, я бы захотел её выполнить как можно быстрее. Я думаю, я бы за два года справился.
Ходорковский: Следующая точка – необязательно президентские выборы. Политические сценарии последнего времени показывают, что никто не может предсказать, в какой момент возникнет точка бифуркации. Надо к ней быть готовыми. Даже в безнадёжных ситуациях пытаться влиять на власть». (интервью Le Monde, 24.09.2014 г.)
Вопрос газеты «Ведомости»: Но когда вы писали письмо президенту с просьбой об освобождении, вы писали, что не будете заниматься политической деятельностью.
Ходорковский: Я этого не говорил и свои слова на эту тему помню. Я обещал, что, если меня выпустят до срока, который подходил 24 августа 2014 г., это оставшееся время я посвящу своей семье. И теперь я могу, конечно, для тех, кто ещё не понял, сказать, что, поскольку я от врачей знал, когда уйдёт моя мама, я говорил, что буду тратить это время на… (замолчал).
Вопрос газеты «Ведомости»: То есть тезис «не буду заниматься политикой» имел отношение только к году, который…
Ходорковский: Тезис «буду заниматься семьей» имел отношение к тому периоду, на который меня отпустили досрочно. Второе, что я сказал: я не буду претендовать на бывшие активы ЮКОСа и не заинтересован заниматься политикой. Я действительно не заинтересован. («Ведомости», 22.09.2014)
«- Когда вы вышли в конце 2013 года из тюрьмы, вы сказали, что не будете заниматься политикой. Теперь вы допускаете для себя возможность в случае кризиса стать президентом — даже если только временно. Почему вы изменили своё мнение?
- Когда я вышел из тюрьмы, и ситуация было несколько другая, чем несколько месяцев спустя. В то время можно было ещё надеяться, что произойдёт мягкий переход к демократическому обществу. Исходя из этого я пришёл к выводу, что лучше заниматься общественной деятельностью. Но всего лишь три месяца спустя режим стал более авторитарным, и любая общественная деятельность стала политической. Фактически мы имеем дело с распадом государственных институтов, который напоминает времена развала Советского Союза. Когда наступит момент, что этот режим рухнет, каждый должен быть готов отдать все для своей страны» (Интервью Welt am Sonntag, 10.05.2015)
«Ровно поэтому я и декларирую, что точно не хотел бы быть президентом страны даже полную каденцию, как это говорят. Мое дело – переходный период: 2-3 года. Конечно, я авторитарен». («Эхо Москвы», 13.12.2014)
|