Практически во всех субъектах Российской Федерации уже приняты главные финансовые документы на грядущий год. За редким исключением желания и возможности не совпадают: планируемые расходы превышают доходы регионов где-то больше, где-то меньше. Бюджетный кодекс предусматривает дефицит в 15%, и, пользуясь своим правом, законодатели берут на себя «повышенные» обязательства .
Самый большой отрыв у Воронежской области. Дефицит составил более 11 миллиардов рублей . Для такого сильного региона – это не проблема, уверены местные законотворцы.
– Семь депутатов проголосовали против – это их право, они отстаивали свою политическую позицию, – прокомментировал председатель областной Думы Владимир Ключников итоги голосования. – Тем не менее, бюджет принят в установленные законом сроки. Мы дали возможность органам государственной исполнительной власти начать работу с нового года по утвержденному финансовому документу.
Самый скромный дефицит в Брянской области – 600 миллионов рублей.
Но и здесь, по мнению некоторых депутатов, не учтены интересы детей и молодых семей, а также искаженно финансируются различные сферы . Однако большинством голосов закон о бюджете был принят.
В Орловской области дефицит чуть менее трех миллиардов . Против его принятия проголосовали 12 депутатов, но большинством он был принят. Председатель облсовета Леонид Музалевский, подчеркнул:
– Принятый нами бюджет отвечает требованиям указов президента и стратегии социально-экономического развития области . В нем заложены и повышение зарплат бюджетникам, и капитальные затраты по строительству крупных социальных объектов, и средства на инфраструктуру, и вложения в реальный сектор экономики. Безусловно, есть над чем еще поработать и Правительству, и законодательной власти.
Губернатор Орловской области Александр Козлов называет бюджет на 2014 год – бюджетом развития . Вкладывая деньги в инфраструктуру, школы, больницы – мы делаем вклад в будущее, несмотря на привлечение кредитных средств.
На проблему несоответствия потребностей и возможностей можно посмотреть и с другой стороны – стакан наполовину пуст, а не полон. Заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов Николай Потапов:
– Считаю, что сложившуюся систему межбюджетных отношений следует пересмотреть. Нынешняя система построена так, что регионы получают все больше полномочий, но не имеют необходимых средств, так как основная масса получаемых налогов уходит в федеральную казну. Имея дефицит между доходами и расходами, регионы вынуждены залезать в долги. Вот и в нашем областном бюджете на 2014 год дефицит составляет почти 3 миллиарда рублей. Для не столь уж большой области это много! Растет и государственный долг, в 2014-2015 годах он достигнет 16-18 миллиардов рублей. Надо прямо сказать, вина в том не только орловской исполнительной власти, но и в первую очередь федерального центра. В долговую яму скатывается не только Орловщина, а и большинство регионов России .
Сейчас все чаще раздаются возгласы «бюджеты выживания», «долговая яма», «банкротство регионов». Но решение есть – рациональное заимствование, эффективное расходование и увеличение КПД бюджета.
– Бюджет 2014 года, конечно, сложный. В последнее время усиливаются разговоры о надвигающемся кризисе. Но мы на сегодняшний день получили бюджет, который не сдает никаких позиций. В Калужской области ситуация лучше, чем в целом по стране. Все обязательства область выполняет в полном объеме. За счет привлеченного долга мы уже смогли решить задачу привлечения инвестиций и получаем от этого значительные доходы , – прокомментировал главный финансовый документ председатель Законодательного Собрания Калужской области Виктор Бабурин.
Председатель Курской областной Думы Татьяна Воронина отмечает, что сетовать на отсутствие денег и беспомощно разводить руки в стороны в 2014 году не будут:
– Для реализации основных задач, которые президент отметил в Послании, нужна эффективная работа всех органов власти. Прежде всего, самого близкого к людям уровня власти – муниципального. Сегодня жители деревни, села приходят в местную администрацию с самыми обычными просьбами: провести воду, дорогу, спилить деревья – а руководители разводят руками. Часто кроме полномочий у них нет ничего. Необходимо не только перераспределение полномочий между региональным уровнем власти и муниципальным, но и финансовых потоков. Поэтому Курская областная Дума весной вместе с главами муниципальных образований обсудила возможности повышения доходной части местных бюджетов и инвестиционной привлекательности сельских территорий. С 2014 года в местные бюджеты перейдут отчисления от акцизов на бензин, дизтопливо, моторные масла – не менее 10% доходов консолидированного бюджета от этого вида налога, в следующие три года – часть отчислений от налога упрощенной системы налогообложения и транспортного налога. Все это позволит местной власти отвечать на запросы людей, а не разводить руками.
Депутат Тульской областной Думы Александр Рем еще раз отмечает, что имеющимися средствами можно и нужно распоряжаться разумно:
– Основными направлениями бюджетной политики области на 2014 – 2016 годы являются повышение эффективности бюджетных расходов, стимулирование инновационного развития области, повышение результативности выполнения государственных функций, обеспечение потребностей населения и организаций в государственных услугах, увеличение их доступности и качества, повышение качества стратегического управления экономикой и государственными финансами.
В течении 2014 года в Законы о бюджетах регионов, безусловно, будут внесены поправки. Появятся незапланированные доходы, или экстренные расходы. Корректировка главного финансового документа – нормальная практика. Так что реальные доходы и расходы мы увидим только после отчета по его исполнению .
Светлана Чебанова, vOrle.ru
Ранее о бюджете на 2014 год на FLB:
Блеск и нищета ЦФО. Начало Блеск и нищета ЦФО. Белогорье Блеск и нищета ЦФО. «Русский авось» брянского бюджета Блеск и нищета ЦФО. Владимирская гроза Блеск и нищета ЦФО. Тверской разлом Блеск и нищета ЦФО. SOS Воронежской области Блеск и нищета ЦФО. Загадки Калужского бюджета Блеск и нищета ЦФО. Тамбовский майдан
Карта бюджетного кризиса-2014
|