Министерство строительства и ЖКХ разработало законопроект о прямой оплате услуг ресурсоснабжающим организациям, информирует газета «Известия». Согласно законопроекту, одновременно вводится типовая форма единого платежного документа.
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства, документ согласован с заинтересованными ведомствами. При этом Минстрой выразил надежду, что депутаты Госдумы поддержат предложение и рассмотрят законопроект в осеннюю сессию.
Глава ведомства Михаил Мень ранее подтвердил информацию, мотивировав нововведение задержкой платежей - помимо того, что не всегда доходят деньги за предоставленные услуги от граждан, немалые суммы задерживают у себя и управляющие компании.
Согласно законопроекту, управляющие организации теперь будут получать деньги только за управление.
Связан этот законопроект с тем, что на данный момент в управляющих компаниях часто задерживаются собранные для оплаты ЖКХ деньги. За второй квартал 2017 года дебиторская задолженность сократилась на 7,45%, однако объем задолженности управляющими компаниями ресурсоснабжающим организациям составил 250 млрд рублей. В целом долги за «коммуналку», согласно «Росстату», достигли 1,2 трлн рублей.
Как отмечает Forbes , среди главных причин просрочек — финансовые затруднения и несогласие с повышением тарифов. Значительная часть платежей задерживается по вине управляющих компаний.
«Парламентская газета» в свою очередь добавляет, что в России может появиться Институт развития ЖКХ. В настоящее время приток частных инвестиций в сферу ЖКХ находится на низком уровне, поэтому коммунальная сфера нуждается в механизмах повышения своей привлекательности для бизнеса наподобие специализированного Института развития.
Эксперты уже высказались по поводу нового законопроекта. Так, руководитель рабочей группы экспертного совета по развитию ЖКХ при правительстве России Алексей Макрушин в разговоре с RT отметил:
«Мы этот законопроект поддерживаем. Он готовится уже на протяжении трёх лет. Но я бы обратил внимание и на то, что в законопроекте остаются две схемы: старая — через управляющую компанию и новая — через прямые договоры. Более того, во многих регионах уже давно применяются прямые договоры, просто в текущей редакции Жилищного кодекса они стали нелегитимными. И в этом плане мы не изобретаем велосипед. Поэтому сами жители, я думаю, никаких изменений не заметят. Сумма платёжки не изменится, плюс сейчас идёт обсуждение о сохранении в этой ситуации единой платёжки, чтобы человеку было удобно», — сказал он.
Алексей Макрушин считает, что схема прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями облегчит деятельность управляющих компаний.
«Добросовестным управляющим компаниям невыгодно, что 5% неплатежей вешаются целиком на них. Ведь сейчас, если житель не заплатил за воду, например, то у него возникает долг перед управляющей компаний, а у той, в свою очередь, перед ресурсоснабжающей организацией. И данный законопроект разрешает все эти отношения», — добавил он.
Эксперт Высшей школы госуправления Центра передовых технологий РАНХиГС Игорь Кокин в интервью «Экономике сегодня» высказал некоторые сомнения по поводу этого документа, полагая, что законопроект Министерства строительства и ЖКХ, который может отстранить от сбора средств за услуги ЖКХ управляющие компании, создает больше вопросов, нежели дает ответов.
Во-первых, полагает эксперт, то, что сейчас заявляется о появлении закона, не факт, что проект примут быстро. Если говорится о его внесении в правительство, значит, появилось видение проблемы и путей ее решения. Однако уже известно, что законопроект в лучшем случае может быть рассмотрен Госдумой на осенней сессии 2018 года – скорых перемен в законодательстве ждать не стоит.
Во-вторых, считает Игорь Кокин, такой «закон создаст массу юридических и экономических коллизий. Ресурсоснабжающие организации продают ресурс, подводя его к стене жилого дома. За доставку потребителю по внутридомовым сетям отвечают уже управляющие компании. Жильцу нужен не ресурс, а услуга – тепло, свет, возможность пользоваться водой и газом. Согласно закону, ресурсоснабжающие организации поставщиком услуг не являются».
«Согласно Жилищному кодексу, у собственника уже сейчас есть возможность заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями напрямую. Проблема в другом – поставщик ресурса заявит, что до стены дома товар доставил. Управляющая компания продемонстрирует в наличии внутридомовые трубы и проводку, а по факту отвечать, почему у абонента нет тепла или света, не будет никто . Согласно постановлению правительства от 2013 года, управляющие компании обязаны направлять поставщикам ресурсов в течение суток после сбора. Там, где есть контроль государства, проблем с передачей денег быть не может. Если контроля нет – это уже проблема государства. А накопленные 250 миллиардов – это долги неплательщиков. Перекладывать проблему на другое ведомство в данном случае будет означать не ее решение, а усугубление», - подчеркивает специалист.
Более того, считает эксперт РАНХиГС, это может привести к удорожанию услуг ЖКХ:
«В законодательстве на сегодняшний день достаточно механизмов, чтобы сменить злоупотребляющую своим положением управляющую компанию. Однако эта «прослойка» выполняет на сегодняшний день выполняет важную функцию. Если ее устранить, ресурсоснабжающие организации понесут дополнительные расходы на начисление платежей, их сбор, судебные издержки в спорах с неплательщиками.
Сейчас все эти расходы несут управляющие компании, имеющие определенную инфраструктуру. Ресурсоснабжающим организациям элементарно нужно будет собирать показания счетчиков – как им это делать? Им придется создавать собственные аналоги управляющих компаний. Откуда на это взять средства? Они потребуют заложить эти расходы в тарифы».
О том, что законопроект о прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями не повлияет на собираемость платежей с граждан за услуги ЖКХ, сообщила РИА Недвижимость исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.
«Cобираемость платежей этот законопроект вряд ли повысит. В основном этот закон связан с расчетами между юридическими лицами, но его, как мне кажется, поддержали большинство ресурсоснабжающих организаций, которые даже по своей инициативе ничего не могут сделать с недобросовестными управляющими компаниями», — сказала Разворотнева. При этом эксперт считает, что расчеты станут прозрачнее: «Наверное, долгов со стороны юридических лиц станет меньше, так как не будет историй с обанкротившейся управляющей компанией, накопившей долги за ресурсы», — отметила Разворотнева.
По ее словам, собираемость платежей с физических лиц за ресурсы составляет примерно 95% в среднем по стране. При этом очень много долгов у юридических лиц, у собственников юридических лиц, муниципалитетов, бюджетных учреждений и так далее.
«Российская газета», в свою очередь, также отмечает, что эксперты не раз указывали, что платить напрямую не так уж и хорошо. Ведь поставка ресурсов в многоэтажку осуществляется с использованием внутридомовой инфраструктуры, за которую в ответе управляющая компания, а значит исключить ее из процесса полностью невозможно.
Повышение тарифов ЖКХ в сегодняшние планы правительства не входит, поэтому пока неясно, как будут разрешены эти противоречия. А если учесть, что в некоторых регионах тарифы занижены, то финансовые конфликты только обострятся. Поэтому на решение этих противоречий нужно время.
«Ридус» в связи с этим напоминает, что почти 60% россиян задерживают оплату ЖКХ из-за финансовых затруднений. 19% не согласны с ростом тарифов, 15% не желают платить за капремонт домов, а 10% вообще не понимают, почему должны оплачивать коммунальные услуги. Таковы данные опроса коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн».
Последние новости о проблемах в сфере ЖКХ в России читайте на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal
|