«ФСБ передала в Следственный комитет материалы расследования дела о финансировании плавучего космодрома "Морской старт" ракетно-космической корпорацией "Энергия", 38% акций которой принадлежат государству. Как сообщил источник в Роскосмосе, СК начал доследственную проверку полученных материалов, в связи с чем причастным сторонам разосланы запросы. В СК эту информацию оставили без комментариев, - сообщает 19 ноября Накануне.Ру.
ФСБ начала расследование после того, как Роскосмос передал этой службе материалы межведомственной рабочей группы (МРГ), весной этого года проверявшей дела "Энергии" по распоряжению вице-премьера Дмитрия Рогозина. "Морской старт" был одним из пунктов той проверки. По ее результатам Олег Фролов, на тот момент первый замруководителя Роскосмоса, направил в Росимущество (как владельцу акций "Энергии") письмо с просьбой написать заявление в ФСБ.
"В ходе проверки МРГ установлено, что за период с 2010 по 2012 год по письменным указаниям президента РКК "Энергия" Виталия Лопоты дочернее предприятие ЗАО "Завод экспериментального машиностроения РКК "Энергия" (ЗЭМ) в качестве заимодавца предоставило на "льготных" условиях четыре займа на общую сумму 5 535 900 878 рублей частным организациям ООО "Энергия-Оверсиз", ООО "Энергия-Лоджистикс", Sea Launch AG, владеющей проектом "Морской старт", — говорилось в письме. — Источником финансирования займов являлись кредиты в коммерческих банках, полученные ЗЭМом и самой РКК "Энергия" под 10–15% годовых. ЗЭМ два займа в 2010 году предоставил под 4,5% годовых, что является экономически необоснованным".
По заключению МРГ, на которое ссылался Фролов в письме Росимуществу, действия руководства "Энергии" нанесли ущерб компании минимум на 600 млн рублей. "Прошу поддержать позицию Роскосмоса и обратиться с заявлением в Федеральную службу безопасности о нанесении ущерба Российской Федерации", — писал Фролов».
«В Росимуществе инициативу Роскосмоса не поддержали, тогда Роскосмос направил материалы в ФСБ от своего имени, - пишут во вторник «Известия».
Президент «Энергии» Виталий Лопота заявил изданию, что лично он с представителями ФСБ не общался:
— У меня для этого есть специальные люди, я занимаюсь техническими вопросами. Тот факт, что материалы переданы в СК, меня не волнует.
Ранее Лопота не опровергал факты, выявленные проверкой МРГ, объясняя свои действия следующим образом.
— Привлекался коммерческий кредит с целью покрыть долги предыдущих периодов. У меня есть право распоряжаться десятью процентами валюты баланса, и я это делал. Счетная палата, проверив нас, никаких претензий по данной теме не высказывала, — пояснял он изданию в августе этого года.
Лопота утверждает, что, по его мнению, расследование дела по «Морскому старту» инициировано прежним руководством Роскосмоса, то есть командой Владимира Поповкина, с которым у главы «Энергии» были разногласия по многим вопросам. Несмотря на, казалось бы, полную зависимость от государства в плане заказов, президент РКК «Энергия» Виталий Лопота демонстрировал абсолютно независимую позицию в отношении Роскосмоса, не стесняясь оппонировать Владимиру Поповкину по всем стратегическим вопросам развития отрасли, включая сценарий ее реструктуризации, планы создания новых ракет и строительство космодрома.
Однако передача материалов из ФСБ в СК говорит о том, что в ФСБ аргументацию Роскосмоса разделяют: если бы предоставленные космическим агентством факты не подтвердились, передачи документов бы не было. Сам факт их передачи говорит, что в ФСБ посчитали, что СК тут есть что расследовать.
В центре общественных связей ФСБ информацию о передаче материалов не прокомментировали.
Официальный представитель Роскосмоса Сергей Горбунов сообщил изданию, что по распоряжению нового руководителя агентства Олега Остапенко сейчас на всех предприятиях отрасли проводится полный финансовый и юридический аудит.
— Только после его завершения мы сможем квалифицировать действия руководителей предприятия, говорить о том, кто действовал правомерно, кто что нарушал. До этого мы от оценочных суждений воздержимся, — заявил он.
История с приобретением «Энергией» активов «Морского старта» началась в 2009 году, когда партнеры (Boeing Commercial Space Company, РКК «Энергия», Kvaerner Maritime, КБ «Южное») решили реструктурировать компанию, долг которой к тому времени достигал $2,6 млрд. В ходе банкротства «Энергия», на которую приходилась четверть долгов «Морского старта», а это порядка $700 млн, могла либо внести эту сумму, либо выкупить саму компанию в рамках процедуры реструктуризации. Второе и было сделано. Цена вопроса была $459 млн, из которых $248 млн требовали за активы и $211 млн на оплату долгов. В «Энергии» нашли эти $459 млн».
5 сентября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Морской старт» приземлился в уголовном деле» говорилось: «одно из самых убыточных подразделений РКК «Энергия» - пресловутый проект «Морской старт», выброшенный на свалку украинскими и американскими хозяевами, но бережно подобранный россиянами, продолжает преподносить сюрпризы. Оказывается, государственные средства расхищались не только при закупке убыточной плавучей платформы, но и при изготовлении двигателей для предназнеченных для нее ракет. Цены на изготовление которых сознательно занижались для того, чтобы создать видимость финансовой эффективности проекта. Разница же покрывалась в том числе и за счет налогоплательщиков.
«Следственное управление ГУ МВД по Московской области расследует дело о нанесении ущерба государству путем искусственного занижения цен на ракетные двигатели РД-171М для ракет «Зенит», используемых в проекте «Морской старт»», - сообщало интернет-издание «Руспресс».
Убыточный проект “Морской старт” сделался для РКК “Энергия” непрерывным источником коррупционных подозрений и финансовых потерь
«В Роскосмосе предположили, что, искусственно занижая цены на двигатели, в РКК "Энергия" хотели улучшить экономические показатели проекта "Морской старт". Как раз в 2010 году, когда заключались контракты на двигатели по цене $10,6 млн за штуку, РКК "Энергия" взялась спасать от банкротства проект "Морской старт", став его мажоритарным акционером, - писало издание Amic.Ru.
По словам источника в руководстве РКК "Энергия", для определения справедливой стоимости двигателей РД-171М были привлечены независимые эксперты, в том числе и зарубежные.
«Как рассказывал «Известиям» президент РКК «Энергия» Виталий Лопота, уголовное дело было возбуждено в марте этого года по результатам проверки комиссии Роскосмоса на химкинском НПО «Энергомаш», где делают двигатели РД-171. В ГУ МВД по Московской области ситуацию оперативно не прокомментировали.
Как заявлял изданию в декабре прошлого года руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин, внеплановая проверка Роскосмоса в НПО «Энергомаш» — крупнейшем российском предприятии по производству жидкостных ракетных двигателей — проводилась по распоряжению правительства, а поводом к ее назначению стали обращения работников предприятия.
Один из бывших топ-менеджеров НПО «Энергомаш» пояснил изданию, что в основу обращений работников, по всей видимости, легли данные аудиторской проверки НПО «Энергомаш», представленные на общегодовом собрании акционеров предприятия в 2011 году.
«В ноябре 2010 года Владимир Солнцев (исполнительный директор НПО «Энергомаш») без согласования с советом директоров подписывает соглашение о возобновлении контракта по поставке двигателей РД-171М по цене $10,6 млн, что в экономических условиях 2010 года ниже себестоимости его изготовления, — говорится в отчете аудитора. — В результате данной сделки общество недополучит за три года почти $52 млн». По информации источника в руководстве НПО «Энергомаш», цена в $10,6 млн была зафиксирована для первых пяти двигателей РД-171М, поставленных для «Морского старта», а в дальнейшем она выросла до $11,5 млн. Что в любом случае заметно ниже стоимости в рамках Федеральной космической программы — $16,6 млн за штуку в ценах 2010 года. Имея в виду эту разницу, аудитор и сделал заключение о занижении цен.
Главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов сообщил изданию, что он был опрошен следователем по данному делу.
— Я не экономист, но могу сказать, что гибкое ценообразование проводилось не только исходя из себестоимости изделия, но также с учетом других факторов. Мы делаем линейку двигателей универсальных, во многом имеющих общие агрегаты, поэтому для нас важно поддерживать производство. Если что-то будет закрыто, то мы утратим технологии, навыки, людей. Поэтому был период, когда мы, чтобы сохранить тему, вынуждены были варьировать цены, — сказал Чванов.
Владимир Чванов не смог назвать организации и специалистов, участвовавших в экспертизе стоимости двигателей, отметив, что видел только фрагменты их отчета.
— То, что я видел, полной картины не отражает. По поводу поставок двигателей для «Морского старта» там сказано, что цены должны быть выше, — говорит Чванов.
Исполнительный директор НПО «Энергомаш» Владимир Солнцев был недоступен для комментариев. Представители Роскосмоса уверяют, что не являются инициаторами расследования на НПО «Энергомаш».
— Есть стоимость запуска, то есть коммерческого контракта, она складывается из стоимости работ РКК «Энергия», «Морского старта», в том числе из стоимости двигателей, — говорит ведущий аналитик некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Андрей Ионин. — В этой схеме просто произошло перераспределение денег в пользу РКК «Энергия». Стоимость контракта не изменилась — произошло перераспределение прибыли. При этом НПО «Энергомаш» на 85% принадлежит государству, а РКК «Энергия» — на 38%. Поэтому говорить о прямом ущербе государству тут, на мой взгляд, сложно. Мы имеем дело с ценообразованием внутри холдинга, где есть производственная единица, а есть центр прибыли. Здесь центр прибыли был смещен в сторону РКК «Энергия». Если государство передало НПО «Энергомаш» в управление РКК «Энергия», оно же имело какую-то цель, предоставило управляющей компании определенные полномочия. На мой взгляд, «Энергия» имела право варьировать цены на двигатели”.
Ранее на эту тему на FLB: «В «Морском старте» еще осталась «Энергия», «Роскосмос» втянуло на орбиту наказаний», «Аварийная посадка Виталия Лопоты», “Морской фальстарт”, “Стратегия разворовывания космоса”, “Энергия разворовывания космоса”.
|