««Росимущество» согласовало с оператором аэропорта «Домодедово» новую ставку аренды федерального имущества на уровне 410,4 млн руб в год. Об этом «Росимущество» сообщило правительству. По мнению экспертов, четырехкратное увеличение ставки аренды лишит оператора аэропорта не только сверхприбыли, но и основного конкурентного преимущества. Однако, полагают эксперты, рост ставок аренды не должен привести к росту цен на билеты, пишут сегодня «Известия».
Напомним, что в соответствии с российским законодательством, операторы аэропортов не являются собственниками их инфраструктуры, а арендуют ее у государства. В арендуемое имущество входят взлетно-посадочные полосы, перроны, светосигнальное оборудование, стоянки и другие объекты. Арендная ставка влияет на стоимость услуг для авиакомпаний, что может отражаться на стоимости билетов.
В 1998 году ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» заключило с ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово" (ФГУП "ААД") договор аренды федерального имущества сроком на 75 лет с правом пересмотра платы раз в пять лет по обоюдному согласию. Пересмотр договора должен был состояться в октябре 2011 года, но переговоры о ставке затянулись. До октября прошлого года ставка составляла 92 млн рублей. Для сравнения - у главного конкурента "Домодедово", аэропорта "Шереметьево", ставка аренды составляет около 200 млн рублей в год, но также должна быть повышена в ближайшее время.
Росимущество сообщает о разногласиях с аэропортом по срокам перехода на новую ставку: ведомство предлагает взимать ее с октября 2011 года, а «Домодедово» - с момента подписания соответствующего допсоглашения. Консультации по этому вопросу продолжатся на следующей неделе.
В Росимуществе отказались комментировать новую ставку аренды, пояснив, что она была рассчитана и предложена ведомству арендодателем, - подведомственным Росавиации ФГУП "ААД".
- Аэропорт «Домодедово» нашел взаимопонимание с Росимуществом по всем существенным моментам дополнительного соглашения об изменении арендной платы. В настоящее время завершаетcя обсуждение технических деталей, - отметили в пресс-службе оператора аэропорта.
Как отметил главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, ставка "Домодедово" после ее утверждения станет самой большой в МАУ, но при этом не повлияет на устойчивость бизнеса аэропорта. Эксперт отметил, что у Росимущества нет четкой формулы, по которой можно было бы определять размер ставки арендной платы, поэтому принята схема изменения ставки раз в пять лет. "Отсутствие четкой формулы - одна из причин того, что переговоры по новой ставке длились так долго. Еще одно следствие этой недоработки - что раньше "Домодедово" платило меньше всех в Московском авиаузле, а потом в одночасье станет платить больше всех", - отмечает Пантелеев.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, даже такой значитеный рост ставки не повлияет на стоимость билетов. По его словам, до повышения арендной платы «Домодедово» получало сверхприбыли, а государство недополучало прибыль.
- Вряд ли «Домодедово» будет настаивать, чтобы платить по новым ставкам только с момента заключения соглашения. В их интересах, чтобы государство не могло предъявить к ним претензий по договору аренды, - полагает аналитик. По его словам, «Домодедово» ожидало повышения ставки, и в обмен на это ждет инвестиции со стороны государства, в том числе на строительство третьей полосы.
Как писали ранее "Известия", государство должно выделить из бюджета более 14 млрд рублей на строительство третьей взлетно-посадочной полосы, которая увеличит пропускную способность аэропорта».
В конце прошлой недели в публикации «От «Домодедово» отступили на 287 метров» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Минтранс определился с вариантом строительства новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) в аэропорту Домодедово. В письме, направленном в правительство, министерство заявило о поддержке проекта строительства новой ВПП на расстоянии 287 метров от существующей. Администрация ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» (МАД) категорически против такой версии, предлагая разместить новую полосу на расстоянии 1800 м от существующей. Эксперты полагают, что выбранный министерством вариант может затормозить работу аэропорта на время строительства, - пишут сегодня «Известия».
В письме Минтранс сообщает, что на совещании в этом ведомстве 3 сентября обсуждались три варианта реконструкции аэропорта. Предлагалось строительство на расстоянии 287, 400-600 или 1800 метров от существующей ВПП-2. С учетом анализа, проведенного совместно с отраслевыми экспертами и Росавиацией, наиболее «технологичным и связанным с наименьшими рисками» был признан первый вариант.
В документе также говорится о «неурегулированных разногласиях» с оператором аэропорта, который хотел бы видеть новую полосу на расстоянии 1800 метров от существующей.
Выбранный министерством вариант позволит урегулировать проблему соседства «Домодедово» и аэродрома «Раменское», на котором осуществляются испытательные полеты ОАО «ЛИИ им. Громова». В случае "дальнего" варианта рейсовые самолеты ограничат возможность использования экспериментального аэродрома. Кроме того, строительство «далекой» полосы потребует больше бюджетных средств.
«Обсуждаются различные варианты, в том числе и строительство новой ВПП-2 на удалении 287 метров от оси существующей ВПП. Решение будет приниматься Росавиацией по согласованию со всеми сторонами», - заявили «Известиям» в пресс-службе Минтранса. В Росавиации отказались комментировать ситуацию.
В "Домодедово" напоминают: еще в мае прошлого года Минтранс обсновывал целесообразность полосы на расстоянии 1800 метров. В ведомстве отмечали, что это даст возможность обеспечить планируемую пропускную способность аэропорта «Домодедово» (50 млн пассажиров в год), а также Московского авиационного узла в целом (110 млн пассажиров в год).
Как отмечают в "Домодедово", такой вариант позволит не снижать пропускную способность аэродрома практически на весь период строительства и обеспечит должный уровень безопасности полетов. В то же время стройка на удалении в 287 метров от действующей полосы ограничит пропускную способность аэропорта в течение всего строка реконструкции (2013-2017 гг.). Также представители аэропорта подчеркивают, что проект новой полосы на удалении 1800 метров от существующей - единственный, который уже имеет проектную документацию и получил положительное заключение "Главгосэкспертизы". Известна и стоимость этого варианта - 27 млрд рублей.
Как отмечает независимый авиационный эксперт Олег Смирнов, строительство новой полосы вблизи существующей предполагает, что в ночное время на действующей полосе придется отключать подсветку и ее пропускная способность снизится. Кроме того, там будет находится много тяжелой техники, которая может помешать работе навигационного оборудования. Что касается противоречий с аэродромом Раменское, то этот вопрос можно решить с помощью согласования взлетов и посадок в дневное время - а ночью полеты на этом аэродроме не проводятся, напоминает Смирнов.
- Проект строительства на расстоянии 287 метров от существующей полосы не имеет никаких преимуществ перед строительством на расстоянии 1800 метров, кроме цены, - делает вывод Смирнов.
Источник в отрасли рассказал «Известиям», что выбор варианта, неудобного для «Домодедово», - единственного частного оператора в московском авиаузле, - может быть связан с конкуренцией между ним и государственными «Шереметьево» и «Внуково». «Полоса в Шереметьево стоит еще дороже, но не вызывает таких возражений», - отмечает эксперт».
Ранее руководство «Домодедово» скандально заподозрило Минтранс в намерении обанкротить аэропорт в пользу государственных «Шереметьево» и «Внуково». Об этом в начале августа Агентство федеральных расследований FLB рассказывало в публикации «Почему Росавиация не спешит с «Домодедово».
Другие подробности схватки государства в лице Минтранса и Росавиации с аэропортом «Домодедово» смотрите в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Гордиев узел взлетно-посадочных полос», «Саботаж долетел до Шувалова», «Московские аэропорты взлетели на «высший» уровень», «Минтранс летит мимо «Домодедово» и «Домодедово» бьет правительству «одним рублем».
|