«Минтранс определился с вариантом строительства новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) в аэропорту Домодедово. В письме, направленном в правительство, министерство заявило о поддержке проекта строительства новой ВПП на расстоянии 287 метров от существующей. Администрация ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» (МАД) категорически против такой версии, предлагая разместить новую полосу на расстоянии 1800 м от существующей. Эксперты полагают, что выбранный министерством вариант может затормозить работу аэропорта на время строительства, - пишут сегодня «Известия».
В письме Минтранс сообщает, что на совещании в этом ведомстве 3 сентября обсуждались три варианта реконструкции аэропорта. Предлагалось строительство на расстоянии 287, 400-600 или 1800 метров от существующей ВПП-2. С учетом анализа, проведенного совместно с отраслевыми экспертами и Росавиацией, наиболее «технологичным и связанным с наименьшими рисками» был признан первый вариант.
В документе также говорится о «неурегулированных разногласиях» с оператором аэропорта, который хотел бы видеть новую полосу на расстоянии 1800 метров от существующей.
Выбранный министерством вариант позволит урегулировать проблему соседства «Домодедово» и аэродрома «Раменское», на котором осуществляются испытательные полеты ОАО «ЛИИ им. Громова». В случае "дальнего" варианта рейсовые самолеты ограничат возможность использования экспериментального аэродрома. Кроме того, строительство «далекой» полосы потребует больше бюджетных средств.
«Обсуждаются различные варианты, в том числе и строительство новой ВПП-2 на удалении 287 метров от оси существующей ВПП. Решение будет приниматься Росавиацией по согласованию со всеми сторонами», - заявили «Известиям» в пресс-службе Минтранса. В Росавиации отказались комментировать ситуацию.
В "Домодедово" напоминают: еще в мае прошлого года Минтранс обсновывал целесообразность полосы на расстоянии 1800 метров. В ведомстве отмечали, что это даст возможность обеспечить планируемую пропускную способность аэропорта «Домодедово» (50 млн пассажиров в год), а также Московского авиационного узла в целом (110 млн пассажиров в год).
Как отмечают в "Домодедово", такой вариант позволит не снижать пропускную способность аэродрома практически на весь период строительства и обеспечит должный уровень безопасности полетов. В то же время стройка на удалении в 287 метров от действующей полосы ограничит пропускную способность аэропорта в течение всего строка реконструкции (2013-2017 гг.). Также представители аэропорта подчеркивают, что проект новой полосы на удалении 1800 метров от существующей - единственный, который уже имеет проектную документацию и получил положительное заключение "Главгосэкспертизы". Известна и стоимость этого варианта - 27 млрд рублей.
Как отмечает независимый авиационный эксперт Олег Смирнов, строительство новой полосы вблизи существующей предполагает, что в ночное время на действующей полосе придется отключать подсветку и ее пропускная способность снизится. Кроме того, там будет находится много тяжелой техники, которая может помешать работе навигационного оборудования. Что касается противоречий с аэродромом Раменское, то этот вопрос можно решить с помощью согласования взлетов и посадок в дневное время - а ночью полеты на этом аэродроме не проводятся, напоминает Смирнов.
- Проект строительства на расстоянии 287 метров от существующей полосы не имеет никаких преимуществ перед строительством на расстоянии 1800 метров, кроме цены, - делает вывод Смирнов.
Источник в отрасли рассказал «Известиям», что выбор варианта, неудобного для «Домодедово», - единственного частного оператора в московском авиаузле, - может быть связан с конкуренцией между ним и государственными «Шереметьево» и «Внуково». «Полоса в Шереметьево стоит еще дороже, но не вызывает таких возражений», - отмечает эксперт».
В конце августа в публикации «Саботаж долетел до Шувалова» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «министр транспорта Максим Соколов пожаловался первому вице-премьеру Игорю Шувалову на собственников аэропорта Домодедово. В письме глава ведомства сообщил, что они фактически саботируют первоначальный план реализации проекта строительства новой взлетно-посадочной полосы (ВПП). В частности, министр указывает на отказ от пожертвования необходимых для строительства земель, подготовки территории под строительство.
Еще одна проблема — в Домодедово не хотят предоставлять подтверждение софинансирования второго этапа проекта. А раз нет частного капитала, то это уже угроза федеральному бюджету, сокрушается Максим Соколов.
На реконструкцию второй ВПП в аэропорту Домодедово были выделены 14,9 млрд рублей из бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». В письме Минтранса уточняется, что изначально частные деньги были не нужны — ведь планировалась именно реконструкция полосы. Однако в этом случае пришлось бы временно ограничить полеты, поэтому собственники аэропорта предложили построить новую полосу в 1,8 км от границ существующей ВПП. Это потребовало дополнительного финансирования в размере 16 млрд рублей. В федеральном бюджете дополнительные затраты не предусмотрены, но, как следует из письма Минтранса, собственники Домодедово высказали готовность самостоятельно найти недостающую сумму, подготовить территорию к строительству и передать подготовленный участок в федеральную собственность в случае принятия их плана. План был одобрен Главгосэкспертизой России в феврале этого года.
В Домодедово есть возражение на каждую претензию. Как заявила «Известиям» руководитель пресс-службы аэропорта Елена Селянчикова, соглашение о соинвестировании не предусматривает обязательств частного инвестора по инвестированию в объекты федеральной собственности, к которым относятся в том числе взлетно-посадочные полосы.
Все свои обязательства по соинвестированию, в том числе выкуп земельных участков под строительство новой полосы, аэропорт выполнил, заявили в пресс-службе.
— Остальные работы и объекты, в том числе подготовка территории строительства с выносом коммуникаций, предусмотрены проектом строительства новой ВПП за счет федеральных средств, что отражено в сметной документации, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России, — поясняет Елена Селянчикова.
Кроме того, представитель Домодедово говорит о 12 недостающих миллиардах, а не о 16, так как общая смета по взлетно-посадочной полосе составляет 26,9 млрд рублей. А неполное финансирование строительства ВПП она объясняет дискриминационным отношением к единственному частному аэропорту Московского авиационного узла.
— Неравный подход выражается в соотношении объемов частного и государственного финансирования в аэропорту Домодедово и других аэропортах Московского авиационного узла (МАУ), при этом реализация проекта строительства ВПП в Домодедово ставится в зависимость от согласия привлечения частных источников финансирования в объеме, в три раза превышающем объем государственных инвестиций, — говорят в пресс-службе Домодедово.
По словам Селянчиковой, озвученные Министерством транспорта цифры по дефициту на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы в аэропортах МАУ не учитывают объемы финансирования из федерального бюджета за предшествующие периоды и носят дискриминационный характер.
— В период 2003–2011 годов бюджетное финансирование по аэропортам МАУ составило: Шереметьево — 20,2 млрд рублей, Внуково — 18,2 млрд рублей, Домодедово — 11,9 млрд рублей. Более того, в период до 2015 года в аэропорт Шереметьево планируется инвестировать из федерального бюджета в два раза больше средств, чем в аэропорт Домодедово, — 41,84 млрд рублей и 19,72 млрд рублей, соответственно, — говорит Селянчикова.
— Для недискриминационного распределения бюджетных средств необходимо либо увеличение финансирования Домодедово, либо перераспределение в плановом периоде на 2012–2015 года с Шереметьево и Внуково на Домодедово, — отметила Селянчикова.
Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что инвестирование может быть реализовано только при понятной схеме возврата средств, которой на сегодняшний день просто нет.
— Есть собственники аэропорта, перед которыми стоит задача найти 16 млрд. Вопрос: какой механизм возврата этих средств предусмотрен? На чем они отобьют эти деньги? Инвестор привлечет деньги, полоса будет построена, а потом аэропорт передадут в единую новую компанию, которая к Минтрансу никакого отношения не имеет и может диктовать Домодедово свои условия. Пойдет ли инвестор в банк при таких условиях? Только если поинтересоваться ставкой чисто для себя, — говорит эксперт.
На самом деле проблема еще глобальнее, отмечают аналитики рынка. В России отсутствует механизм государственно-частного партнерства в авиационной отрасли, поэтому Игорь Шувалов в апреле этого года поручил Минтрансу и другим ведомствам разработать механизм государственно-частного партнерства, который бы позволял вкладывать в аэродромную инфраструктуру. Это поручение до сих пор не выполнено. По словам экспертов, создать такую схему практически невозможно, потому что эксплуатация полосы занимает ориентировочно 20 лет, а возврат денег предполагается в течение 40 лет. На таких условиях трудно найти инвестора, который бы вложил деньги в реконструкцию или строительство новых полос.
— Главная проблема заключается в том, что государство обладает не самыми простыми активами — Шереметьево и Внуково, поэтому у него возникает соблазн сбалансировать ситуацию в МАУ за счет создания единой компании, которая бы помимо этого включила бы в себя и Домодедово. При этом Внуково в настоящий момент имеет явно избыточные терминальные мощности, а в Шереметьево после присоединения терминала D мощностей достаточно, но при этом суммарно финансовое состояние в связи с тем, что нужно выплачивать проценты по дорогому кредиту, не очень благоприятное. А Домодедово блещет выдающимися по меркам МАУ финансовыми показателями по чистой прибыли и рентабельности. Поэтому вполне понятна позиция Домодедово. Они хотят справедливости и гарантий для себя, — подытожил Пантелеев.
В Минтрансе отвечать на вопросы «Известий» отказались, объяснив, что данная тема находится в компетенции Росавиации».
Ранее руководство «Домодедово» скандально заподозрило Минтранс в намерении обанкротить аэропорт в пользу государственных «Шереметьево» и «Внуково». Об этом в начале августа Агентство федеральных расследований FLB рассказывало в публикации «Почему Росавиация не спешит с «Домодедово».
Другие подробности схватки государства в лице Минтранса и Росавиации с аэропортом «Домодедово» смотрите в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Московские аэропорты взлетели на «высший» уровень», «Минтранс летит мимо «Домодедово» и «Домодедово» бьет правительству «одним рублем».
|