«Газета.Ру ознакомилась с рабочими материалами по созданию компании, консолидирующей московский авиаузел. Наибольшую сложность в этом процессе представляет приватизация аэродромов: они закреплены за ФГУПами, одно из которых – должник частных владельцев Домодедово. Юристы не исключают затяжной корпоративной войны.
Рабочая группа по развитию московского авиационного узла во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым в октябре объявит конкурс на концепцию развития аэропортов Москвы и создания компании, которая объединит государственные активы в авиационном узле. Разработкой займутся независимые консультанты. До 1 октября Минтранс должен согласовать с группой и внести в правительство задание для консультанта.
Владимир Путин в июле поддержал предложение советника Игоря Левитина о создании инфраструктурной компании, которая консолидирует федеральное имущество авиаузла. Конкурс по выбору консультанта будет объявлен сразу после утверждения техзадания, в первых числах октября победитель займется разработкой проекта.
К 10 ноября консультант должен предложить оптимальный способ консолидации аэропортовой инфраструктуры в единой компании. 15 ноября доклад по этому вопросу должен быть представлен президенту.
Согласно материалам рабочей группы, с которыми ознакомилась Газета.Ру, консультантам предстоит уточнить прогнозы пассажиро- и грузопотоков до 2025 года, оценить доступность аэропортов – возможности автомобильных и железных дорог доставить пассажиров к аэропортам.
Экспертам также необходимо проанализировать, стоит ли выделять в авиаузле базовый аэропорт (и если да, то какой и почему), нужна ли аэропортам авиаузла специализация.
Сравнительно новая задача, которая возникла перед рабочей группой и теперь ставится перед консультантом, – проработка использования аэродромов государственной и экспериментальной авиации для гражданских авиаперевозок. В московском регионе – 14 аэродромов гражданской авиации и 22 военных и специализированных аэродрома. Изначально планировалось сосредоточиться на развитии трех крупнейших – Внуково, Шереметьево и Домодедово, а уже потом заняться другими аэродромами. Но в сентябре вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил профильным ведомствам открыть международный аэропорт в Раменском. Консультанту предстоит проработать возможности Раменского, Кубинки, Чкаловского и других аэродромов московского авиаузла.
Консолидация государственной собственности в авиаузле запланирована на базе единой компании – это может быть госкомпания или открытое акционерное общество (ОАО).
У обеих форм организации компании есть свои плюсы и минусы, но предварительные проработки межведомственной группы говорят о том, что оптимальной является ОАО. Госкомпания – это некоммерческая организация (как, например, «Автодор»), она не может получать и распределять прибыль. ОАО (например, «Роснано», «РЖД») может направлять прибыль на инвестиционную деятельность и развитие инфраструктуры, а также выплачивать дивиденды. Но внести госимущество в уставный капитал ОАО можно только через приватизацию.
В уставный капитал компании планируется внести 83,04% акций «Международного аэропорта Шереметьево», 74,74% акций «Аэропорта Внуково» и 25% +1 акция «Международного аэропорта Внуково». Они находятся у Росимущества.
Для приватизации Шереметьево нужно либо уменьшить долю государства в активе, либо вывести его из перечня стратегических ОАО. К тому же, сейчас идет объединение активов Шереметьево и Внуково – оно завершится во время создания единой компании – в первом полугодии 2013 года.
Во время приватизации цена акций по закону определяется независимым оценщиком и может серьезно отличаться от балансовой стоимости. Консультант должен оценить разные варианты объединения активов: через слияние, присоединение или внесение акций операторов аэропортов в капитал единой компании.
Еще одним вкладом государства в компанию должна стать аэродромная инфраструктура авиаузла – сейчас она находится в ведении ФГУПов: аэродромы Внуково и Шереметьево у «Администрации гражданских аэропортов» (АГА), аэродром Домодедово у «Администрации аэропорта Домодедово».
С первым ФГУПом главная сложность в том, что в его ведении находится не только Внуково и Шереметьево, но и около 50 аэродромов по всей России. «АГА» можно из ФГУПа преобразовать в акционерное общество и передать 100% его акций в единую компанию, но тогда компании придется брать на себя обязательства по всем аэродромам «АГА», а это противоречит цели ее создания. Как вариант, аэродромы Внуково и Шереметьево можно выделить из «АГА» в унитарное предприятие, затем акционировать его и тогда внести 100% акций в новую компанию, но такой путь длителен в реализации, говорится в материалах рабочей группы.
С ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ААД) ситуация еще менее понятная. Он связан с частным оператором аэропортового комплекса – «Международным аэропортом Домодедово», владельцами которого участники рынка считают Дмитрия Каменщика и Валерия Когана, – договором аренды. Он был заключен в 1998 году на 75 лет. В 2000-х «ААД» в течение трех лет оспаривал договор в судебном порядке, но в итоге заключил с частными владельцами Домодедово мировое соглашение, по которому пересмотр арендной платы возможен раз в 5 лет (переговоры по первому с тех пор пересмотру затянулись на полтора года).
«ААД» заключал и другие договоры с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», по которым ФГУП получил долговое обременение: долг «ААД» в конце 2009 года, по данным Счетной палаты, составлял почти 1 млрд рублей.
Передать аэродром Домодедово в собственность единой компании напрямую, а не через реорганизацию ФГУП «ААД», нельзя: нет достаточных юридических оснований для изъятия этого имущества, говорит Сергей Патракеев, советник юридической фирмы Lidings.
При попытке акционирования «ААД» кредитор может активно противодействовать этому. «Встанут вопросы взыскания долгов и учета интересов кредитора, если выплата долгов невозможна», – поясняет Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный».
Кредитор может попытаться взыскать задолженность, обратив иск на имущество ФГУПа. Тогда сроки акционирования могут затянуться при помощи судебных процессов или арестов имущества.
«Конфликт может превратиться в затяжную «корпоративную войну», в которой одна сторона будет справедливо пытаться получить назад свои деньги, а другая, используя юридические и административные инструменты, будет этому препятствовать», – добавляет Трапаидзе.
«Если задолженность не будет погашена до реорганизации ФГУП, она перейдет на новую компанию, а если она будет затягивать с погашением задолженности, кредиторы получат право инициировать процедуру банкротства, – говорит Патракеев. – Требования досрочного погашения долгов ФГУП «ААД» скажутся не столько на сроках реорганизации, сколько на дальнейших перспективах существования единой компании».
Но на практике, добавляет Трапаидзе, подобные конфликты заканчиваются погашением долгов перед кредитором или мировым соглашением. «Все будет зависеть от позиций сторон», – говорит юрист.
Окончательного понимания, возможно ли безболезненно акционировать «ААД» и внести его в единую компанию, у рабочей группы пока нет. Консультанту предстоит разработать механизм передачи имущества от «АГА» и «ААД». Возможно, сначала из «АГА» будет выделено унитарное предприятие с аэродромами Внуково и Шереметьево, затем к нему присоединят «ААД» и только после этого будет проведено акционирование, приватизация и передача пакета в единую компанию.
В уставный капитал компании, скорее всего, будут внесены и строящиеся объекты.
К ним могут быть отнесены третья взлетно-посадочная полоса в Шереметьево и новая полоса в Домодедово, если к тому времени она будет оформлена как «новое имущество». Основная сложность здесь – необходимость независимой оценки стоимости уже готовой части объекта и перезаключение договоров с подрядчиками (для этого потребуется расторжение государственного контракта, приостановка строительных работ). Поэтому не исключено, что строящиеся объекты будут внесены в единую компанию все-таки уже после завершения строительства.
Еще одним вкладом России должны стать деньги из федерального бюджета, предусмотренные в 2013 году федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России». (В 2014-2015 гг. средства из ФЦП должны будут направляться на оплату дополнительно размещаемых акций компании, объединяющей аэропорты).
При этом есть возможность внести бюджетные средства в капитал компании с определением, на что именно они должны тратиться.
Для этого в подпрограмме «Гражданская авиация» транспортной ФЦП потребуется уточнение, что, например, создание третей полосы в Шереметьево ведет единая компания, которая получает не только права на государственные инвестиции по этому проекту, но и обязанность его осуществить.
Проработку проекта консультант должен завершить весной 2013 года, представив проект соглашения между Россией и единой инфраструктурной компанией.
Документ определит принципы взаимодействия государства и компании, обязательства компании по содержанию и развитию инфраструктуры, по привлечению инвестиций в московский авиаузел. В соглашении прописываются требования к компании по «недискриминационному предоставлению доступа к аэропортовой инфраструктуре для операторов терминалов, арендаторов и авиакомпаний», гарантии по привлечению новых авиакомпаний, долгосрочные параметры тарифной политики, основные условия государственной поддержки и другое.
В итоговом соглашении может быть прописано и положение о том, что компания в праве рассчитывать на бюджетное финансирование только, если выполняет целый ряд требований – от гарантированного пассажиро- и грузопотока до определенного уровня безопасности.
До мая 2013 года консультант представит инвестиционную схему развития авиаузла. К этому же сроку от него ждут детальной финансово-экономической проработки проекта. Единая компания, по предварительному плану, должна быть окончательно сформирована в течение 9 месяцев после подписания указа президента, то есть в августе 2013 года».
В августе в публикации «Московские аэропорты взлетели на «высший» уровень» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Владимир Путин поручил правительству до середины ноября подготовить документы по созданию единой компании на базе федерального имущества трех московских аэропортов, сообщил источник в аппарате президента. Для разработки документов будет создана рабочая группа, куда войдут и представители Домодедово – частного аэропорта, вступление которого в единую компанию по-прежнему вызывает вопросы, - пишут сегодня «Известия».
Новая компания, согласно поручению президента, должна быть создана на базе наземного имущества аэропортов и пакетов акций операторов аэропортов, которые находятся в федеральной собственности. Также в нее внесут деньги из федерального бюджета, предусмотренных на развитие аэропортов соответствующей целевой программой. Для разработки распорядительных документов правительство создаст рабочую группу, уже вторую по этому вопросу. Однако на этот раз уровень обсуждения вопроса вырос — группа из Минтранса перешла под председательство зампреда Игоря Шувалова.
В документах, сопровождающих поручение президента, говорится о том, что реконструкция аэропортов ведется – как на частные, так и на государственные деньги, При этом не хватает 60 млрд рублей. «Отсутствие координации развития аэропортов, разобщенность и неопределенность с финансированием аэродромного комплекса из федерального бюджета приведет к потере их инвестиционной привлекательности», - говорится в материалах поручения.
В Министерстве транспорта «Известиям» сообщили, что поручение созвать новую рабочую группу действительно получили, и уже разослали приглашения ведомствам принять в ней участие. При этом в пресс-службе подчеркнули, что поучаствовать в новой рабочей группе пригласили и представителей трех аэропортов: государственные Шереметьево и Внуково и частный Домодедово. В «Домодедово» и «Шереметьево» подтвердили, что получили предложение принять участие в новой рабочей группе, при этом Шереметьево уже направила в группу своего представителя. В пресс-службе «Внуково» не смогли дать оперативный комментарий.
В середине апреля правительство обсуждало судьбу аэропортов Московского авиаузла — Внуково, Домодедово и Шереметьево. Согласно заявленным планам чиновников, их аэродромное имущество должно объединиться в одну структуру. В конце мая Минтранс разработал предложения по объектам инфраструктуры аэропортов, для строительства которых возможно привлечь инвестиции на условиях ГЧП. Среди вариантов привлечения инвестиций чиновники рассматривали концессию и, в частности, приватизацию имущества аэропортов. В итоге Минтранс признал оптимальным вариантом именно приватизацию, при которой аэродромное имущество и терминалы вносятся в уставной капитал единой новой компании. Правда, представители Домодедово высказывались против объединения имущества аэропортов в единую компанию.
Как пояснил независимый авиационный эксперт Олег Смирнов, подготовка распорядительных документов – это очередной этап объединения имущества аэропортов. «Теперь должно быть до копейки посчитано, какова стоимость объектов имущества аэропортов принадлежащих государству. Когда в дальнейшем будет постановление правительства об объединении имущества, то оно уже должно содержать все цифры, подсчеты», - говорит Смирнов. Он отметил, что следующий этап объединения – постановление правительства, которое должно объявить конкурс по выбору управляющей компании.
Олег Смирнов напомнил, что властям еще предстоит решить, как поступить с полосами в аэропорту Домодедово, которые находятся в федеральной собственности, но сданы в аренду на 75 лет – государству придется в любом случае пересматривать договор аренды полос, чтобы они могли войти в качестве капитала в Единую компанию. Или пока ограничиться объединением только двух аэропортов до момента достижения договоренности с Домодедово».
О других подробностях весьма непростых взаимоотношений государства в лице Минтранса и Росавиации с аэропортом «Домодедово» читайте в публикациях Агентства федеральных расследований FLB, «От «Домодедово» отступили на 287 метров» , «Почему Росавиация не спешит с «Домодедово», «Минтранс летит мимо «Домодедово» и «Домодедово» бьет правительству «одним рублем».
|