В этот день, 12 июля 2001 года, стало известно, что банк «Менатеп» оказался в поле зрения прокуратуры Люксембурга. Речь шла о громком скандале, связанным с теневыми оборотами и отмыванием денег через счета клиринговой компании Clearstream International, которая появилась в 1999 году после слияния компании Cedel и одного из подразделений Deutsche Boerse. Среди прочих сомнительных клиентов организации по переводу денег и ценных бумаг оказался и банк «Менатеп».
Как сообщила накануне французская «Le Mond», 26 февраля 2001 года прокуратура обратила внимание на статьи в прессе, представляющие книгу «Revelation$» Дениса Роберта и Эрнеста Бэкеса. Авторы предположили, что через систему секретных счетов Cedel (ныне Clearstream) проводились операции по отмыванию денег. Авторы приводят целый ряд международных финансовых имен и скандалов, в том числе полоскают российский банк «Менатеп». («Les auteurs citent un cer- tain nombre de noms et scandales financiers internationaux dont celui de la Menatep (une banque russe).
Прокуратура начала предварительное расследование, с целью ответить на вопросы о том были ли совершены нарушения уголовного законодательства в целом и положений о борьбе с отмыванием денег в частности» - рассказал Карлос Зейен/Carlos Zeyen, заместитель прокурора заместитель прокурора в Службе по борьбе с отмыванием денег Экономической и финансовой прокуратуры Люксембурга.
(См. выпуск «Le Mond» от 26 мая 2001 года, 15 полоса)
Сославшись на то, что «дело в руках следственного судьи», а «секретность расследования должна соблюдаться», заместитель прокурора Люксембурга Карлос Зейен, указал, что прокуратура «может выражать свое мнение только при уважении прав на защиту, неприкосновенности частной жизни и потребностей следствия». И поделился, что называется, лишь общей картиной дела, без особой детализации.
ПРОВЕРКА «МЕНАТЕПА» НА ПРИЧАСТНОСТЬ
Как следовало из пресс-релиза прокуратуры Люксембурга по делу «Clearstream», речь шла о возможных манипуляциях с деньгами и ценными бумагами. Точнее, о «сокрытии связи между ценными бумагами, внесенными на счёт, и активами, используемыми для их приобретения», что могло представлять из себя некоторые приёмы отмывания денег. Банк «Менатеп» в этом деле проходил, что называется, по касательной – шла прокурорская проверка возможной причастности «Менатепа» к прокачке через его счёт в Cedel «10 млрд. долларов кредита МВФ». Проще говоря, всего лишь проверялась версия авторов книги книги-расследования «Revelation$».
Однако авторы книги, которая переполошила финансовое пространство Европы, посвятив эпизод «Менатепу», вероятнее всего, попали в собственную «логическую ловушку», поскольку в момент работы над книгой в США гремел скандал вокруг «Bank of New York», где маячил «Менатеп», а красной нитью проходил «пропавший кредит МВФ для России в размере $4,8 миллиарда». При этом, у «Менатепа» действительно масса расчётов проходила через «Bank of New York».
(См. Федеральные следователи США изучают вопрос о том, законно ли «Менатеп» переводил средства через Bank of New York)
(Вопросы у американцев к банку «Менатеп», возникли, как в связи со скандалами вокруг офшорного банка UEB на Антигуа, так и потому, что в декабре 1997 года «Менатеп» получил от правительства Москвы заёмные деньги «на подержание банка» в сумме 120 млн. долларов США. Эти деньги, вместо использования внутри России, Ходорковский «слил» в Bank of New York тремя траншами по 40 млн. долларов каждый. А по теме банка в Антигуа американские официальные лица, надо сказать, не ошиблись – только вот делать ничего особенного не стали. Фальшивую гарантию от имени «European Union Bank» обнаружило уже российское следствие. Аферисты Лебедев и Ходорковский эту «гарантию» слепили во время аферы по покупке комбината «Апатит» - Приговор.ru).
И, понятно, какая «картинка» могла возникнуть в голове у авторов-расследователей, на руках у которых массив в несколько десятков тысяч учётных записей с крупными, но непонятными (вне правил сервиса) транзакциями и мутными операциями с ценными бумагами. Кроме того, у «Менатепа» был счёт N 81738, открытый в Cedel 15 мая 1997 года. Его «закрыли» 8 декабря 2000 года. Как отмечала газета «Коммерсант» со ссылкой на прокуратуру Люксембурга, через данный счёт, прошли $10 миллиардов, хотя данная сумма ошибочно фигурировала в версии как «деньги кредита МВФ».
Авторам нелицеприятной книги мстительные парниши из «Менатепа» устроили юридический ад и судебное преследование протяженностью в несколько лет.
(См. «Менатеп» запретил своё «Разоблачение»)
ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ БАРОНОВ-РАЗБОЙНИКОВ
Реакция «Менатепа» на действия прокуратуры Люксембурга не заставила себя ждать. В характерной хамской манере «Менатеп» потребовал от руководства Генеральной прокуратуры Люксембурга отстранить Карлоса Зейена от работы, и привлечь его к уголовной ответственности «за клевету и тяжкие оскорбления, сделанные должностным лицом при исполнении служебных обязанностей», в оскорбительной форме усомнившись в его «психическом здоровье».
Признанный впоследствии судом финансовым мошенником Платон Лебедев нагло изголялся над заместителем прокурора Карлосом Зейен в письме от 23.07.2001 г. на имя Генерального Прокурора при Верховном Суде Люксембурга:
«По всей видимости то "напряжение", которое испытал г-н Carlos Zeyen при расследовании так называемого "дела Clearstream Banking/Cedel", а также от "откровений", выплеснутых авторами книги, ввергло его в помрачение рассудка.
Господин Генеральный прокурор, из гуманных соображений я смею рекомендовать Вам немедленно отстранить г-на Carlos Zeyen от продолжения расследования и направить его на лечение. Я готов быть спонсором и оплатить его лечение в лучших клиниках Европы. Я не могу судиться с "больным", это смешно.
Господин Генеральный прокурор, я предлагаю не доводить этот конфликт до "театра абсурда" и полагаю, что Вы лично сможете найти в этой ситуации цивилизованный выход, сделав соответствующее публичное заявление.
В случае если г-н Carlos Zeyen здоров, прошу привлечь его к уголовной ответственности за клевету и тяжкие оскорбления, сделанные должностным лицом при исполнении служебных обязанностей. (Наши адвокаты свяжутся с Вами по этому вопросу)», - иронизировал мошенник Платон Лебедев «от имени и по поручению акционеров Банка МЕНАТЕП».
Вот так банк Менатеп без особых стеснений рассылал в правоохранительные органы Европы хамоватые бумаги. Таков был стиль работы баронов-разбойников «самой прозрачной» финансово-нефтяной империи под руководством Михаила Ходорковского. (Потом западная пресса пыталась всех убедить, что разбойники «исправились». Кстати, сейчас подобным же хамством отличился украинских посол в Германии Мельник).
В России же, «акционеры» поступали проще: тех, кто мешал Менатепу и Юкосу передавали в разработку «убойной бригаде» под руководством организаторов заказных убийств и покушений - Леониду Невзлину и Алексею Пичугину. (Оба приговорены к пожизненному заключению. Пичугин отбывает наказание. Невзлин сбежал в Израиль, где после щедрых финансовых вливаний все закрыли глаза на то, что спонсор Невзлин – беглый заказчик убийств, в отношении которого имеется вступивший в силу приговор суда).
Так что сотруднику прокуратуры Люксембурга, можно сказать, повезло. Стрелять людей в Европе спонсоры «гражданского общества» и «борцы за демократию» из Юкоса и Менатепа, видимо, всё-таки поостереглись», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день на фоне обысков Ходорковский* улетел в США. В поисках следов акций «Апатита» в архиве Юкоса. Барон-разбойник улетел в США на закрытую бизнес-тусовку с участием главы ЦРУ. Prigovor.ru напоминает, что было 11 июля 2003 года»)
*Михаил Ходорковский - 20.05.2022 признан Минюстом РФ физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента