В этот день, 18 мая 2005 года, в Мещанском суде Москвы продолжилось оглашение приговора бывшему главе НК «Юкос» Михаилу Ходорковскому, главе МФО «Менатеп» Платону Лебедеву и бывшему гендиректору АОЗТ «Волна» Андрею Крайнову. Их обвиняли в целой серии преступлений в сфере экономики, включая уклонение от уплаты налогов в качестве физических лиц.
Репортёры, направленные освещать финал процесса, занимались всем чем угодно – описывали количество охраны возле здания суда и на улице, живописали весьма агрессивную массовку с плакатами «за» и «против» Ходорковского, жаловались на нехватку мест в зале, - лишь бы не привлекать внимания аудитории к сути 11-ти преступных эпизодов, получивших оценку суда, и, соответственно, изложенных в приговоре.
(См. Приговор Мещанского суда г. Москвы от 16 мая 2005 г.)
А между тем, в этот день – 3-день приговора -речь шла о том, как Ходорковский и Лебедев заранее спланировали и подготовили хищение 44% акций АО «Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам им. профессора Я.В. Самойлова» («НИУИФ») у государства.
Это монументальное сталинское здание НИИ было банально и примитивно украдено мошенниками Ходорковским и Лебедевым
ПОХИЩЕННЫЕ АКЦИИ СКИНУЛИ «ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ»
Как следует из материалов дела, Михаил Ходорковский в 1995 году приобрёл на конкурсе через АОЗТ «Уоллтон» принадлежавших государству 44% акций АО «Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам им. профессора Я.В Самойлова». Однако сделка была незаконной, поскольку АОЗТ «Уоллтон», как было установлено, не собиралось выполнять условия конкурса по инвестированию в указанное научное учреждение 114 922 млн. рублей.
У Ходорковского была иная цель - завладеть правом распоряжения принадлежащим институту комплексом зданий на Ленинском проспекте Москвы, стоимостью около 40 млрд. неденоминированных рублей.
Летом-осенью 1997 года Российскому Фонду федерального имущества (РФФИ) стало известно о невыполнении АОЗТ «Уоллтон» взятых на себя инвестиционных обязательств. РФФИ обратился в Арбитражный суд Москвы, которым 24 ноября 1997 года было принято решение о расторжении договора купли-продажи пакета акций на инвестиционном конкурсе от 21 сентября 1995 года между РФФИ и АОЗТ «Уоллтон».
С целью уклонения от исполнения решения суда, с 5 по 19 января 1998 года участниками преступления были подписаны договоры купли-продажи, по которым акции НИУИФ были переоформлены в собственность других юридических лиц. Аналогичный фокус дробления пакета и сброса похищенных акций третьим лицам жулики из «Юкоса» провернули и с акциями АО «Апатит».
Однако выяснилось, что «третьи лица», которых в ином случае можно было бы называть добросовестными приобретателями, оказались подставными фирмами, которыми руководили сотрудники «Менатепа». Суд, таким образом, признал вину Ходорковского и Лебедева по двум статьям УК РФ - 159 УК РФ (мошенничество) и 315 УК РФ (неисполнение решения суда).
«Исследовав представленные по данному эпизоду обвинения доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Ходорковский М.Б. и Лебедев П.Л., действуя в составе организованной преступной группы, обманными действиями добились того, что возврат государству 44-процентного пакета акций АО «НИУИФ», права на который были ими приобретены путём обмана, стал невозможен…» - указывалось в приговоре суда», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковскому рассказали «анекдот» о растрате. «Слив» Михаилом Ходорковским «своих средств» в пользу Владимира Гусинского оказался преступным – деньги принадлежали всем акционерам НК «Юкос». Prigovor.ru напоминает, что было 17 мая 2005 года»)