В этот день, 7 мая 2004 года, Арбитражный суд Москвы провёл предварительные слушания по иску Министерства по налогам и сборам (МНС) России к компании Юкос о взыскании 99,375 миллиардов рублей. По итогам заседания, которое прошло в закрытом режиме, было принято решение продолжить слушания 14 мая. Стороны, как отмечалось, от комментариев отказались. Некоторые издания это событие отметили по-своему, сообщив о сумме взыскания в размере $99,375 млрд.руб, решив, видимо, ввести в оборот новую денежную единицу – рубледоллар.
Отмечалось, что до вынесения судебного решения суд запретил НК Юкос «отчуждать, обременять любым способом принадлежащее ему имущество, в том числе акции (включая запрет на передачу ценных бумаг номинальному держателю и в доверительное управление), долю участия в уставном капитале других юридических лиц, кроме основных видов продукции, производимой ОАО».
Что же касается комментариев, то налоговые органы пояснили свою позицию по иску ещё в средине апреля. «В принятом налоговым ведомством решении, - подчеркивалось в разъяснении, - отражены умышленные действия нефтяной компании Юкос по искусственному оформлению оборотов с нефтью и нефтепродуктами через специально созданные организации, зарегистрированные в субъектах России и городах, неправомерно предоставляющих дополнительные налоговые льготы».
Ответчики в лице адвокатов НК «Юкос», разумеется, не соглашались с претензиями налоговой службы, считая налоговые долги компании чрезмерными.
НАЛОГОВЫЕ ПЛАНЫ АЛЕКСЕЯ КУДРИНА
Впрочем, выявленная сумма налогового уклонения в 99 млрд. рублей оказалась только началом налоговых планов правительство, о чём сообщил министр финансов России Алексей Кудрин, ответивший на ряд вопросов газеты «Коммерсант» ещё 5 мая 2004 года. Министр Кудрин предупредил, что преследование всех налоговых уклонистов будет продолжаться.
«Я не возглавляю Генпрокуратуру, но если вы имеете в виду налоговую часть дела, то в отношении ЮКОСа мы всего лишь начали выдвигать претензии. Эта тема вышла на поверхность, и, по-видимому, ее разрешение будет найдено в суде. Если вы хотите спросить, перестанут ли у нас в стране преследовать за неуплату налогов, то я заявляю, что в России, как и в других цивилизованных государствах, всегда будут преследовать тех, кто незаконно уклоняется от налоговых платежей», - сказал Кудрин.
НИЧТОЖНЫЕ СДЕЛКИ ЮКОСА
«Есть примеры, - сообщил Кудрин, - когда предприятие намеренно пыталось уйти от налогов и специально для этого создавало компании, в которые переводило основную часть прибыли, делало центром накопления капитала. Затем эти компании получали льготы от администраций регионов. Тем не менее, наше законодательство предполагает, что даже сделка, внешне оформленная правильно, может быть признана ничтожной по сути. То есть она явно была сделана не в интересах самой сделки, а в интересах уклонения от налогов. Во всех странах такие сделки преследуются» - подчеркнул Кудрин, отметив, что подобная практика выявления налоговых нарушений и преследования за них распространена во многих странах мира.
В таком подходе Кудрина не было ничего нового. Он неоднократно информировал общественность о планах финансового ведомства прекратить масштабные налоговые махинации в стране, а выявленных нарушителей - наказывать.
(См. «Заказчик убийств Невзлин набросился на Кудрина»)
ВСЕ УСЛЫШАЛИ, КРОМЕ ХОДОРКОВСКОГО
Практически все крупные корпорации этот «налоговый сигнал» услышали, выявленные нарушения признали, погасив финансовые претензии к своим компаниям. Возвращать украденные налоги не захотел только Михаил Ходорковский, поскольку признание налоговых претензий к компании вскрывало бы международное враньё Ходорковского о «чистоте и прозрачности» Юкоса, превращая всю глянцевую корпоративную отчётность нефтяной империи в груду красивой макулатуры», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день в кабинете Темерко работали следователи. «Планировали завладеть правом на стратегическое и оперативное управление ОАО «Енисейнефтегаз». Афера Александра Темерко с пакетом акций. Prigovor.ru напоминает, что было 6 мая 2004 года»)