В этот день, 13 лет назад, 30 декабря 2010 года, Хамовнический суд Москвы приговорил бывшего руководителя НК «Юкос» Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева к 14 годам колонии общего режима за хищение нефти и отмывание денег.
«Руководствуясь статьями 307, 308, 309 УПК РФ, суд приговорил:
признать Ходорковского Михаила Борисовича виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом а и в, статьи 3 статьи 160 УК РФ («Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества» в редакции (ФЗ-№63 от 13.07.1996), части 3 статьи 174-1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» в редакции (ФЗ-60 от 7.04.2010 года) и назначить ему наказание по пункту а и в, статьи 3 статьи 160 УК РФ (в редакции (ФЗ-№63 от 13.07.1996) в виде лишения свободы сроком на 8 лет, части 3 статьи 174-1 УК РФ (в редакции ФЗ-60 от 7.04.2010 года) в виде лишения свободы сроком на девять лет» - провозгласил вердикт судья Виктор Данилкин.
«Признать Лебедева Платона Леонидовича виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами а и в статьи 3 статьи 160 УК РФ (в редакции ФЗ №63 от 13.07.1996), части 3 статьи 174-1 УК РФ (в редакции ФЗ-60 от 7.04.2010) и назначить ему наказание по пункту а и в части 3 статьи 160 УК РФ (в редакции ФЗ-№63 от 13.07.1996) в виде лишения свободы сроком на 8 лет, по части 3 статьи 174-1 УК РФ (в редакции ФЗ-60 от 7.04 2010) в виде лишения свободы сроком на 9 лет».
Как отмечалось в приговоре, оба подсудимых для отбывания наказания должны быть направлены в колонии общего режима.
См: Обвинительное заключение по уголовному делу №18/432766-07 в отношении Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л. (Документ)
- Дело № 1-23/10. Приговор Хамовнического суда Москвы от 27.12.2010 года
ХОР ИМЕНИ ДЕНЕГ ХОДОРКОВСКОГО
Балаган же возникший вокруг приговора начали готовить загодя, 14 декабря 2010 года, на площадке Высшей школы экономики (ВШЭ).
Реагируя на приговор по второму делу Юкоса не менее безобразно выглядел хор из политиков, сидевших в своё время на деньгах Юкоса. Их запустили в эфир радиостанции «Эхо Москвы», которая, по окончании процесса, устроила итоговое шоу. Суть обвинений в хищении и отмывании, впрочем, из объёмного приговора была «выхвачена» верно – хищение более 200 млн. тонн нефти на сумму около 900 млрд. рублей, а так же легализации имущества на общую сумму в 500 млрд. рублей. Ну а политики, связанные с деньгами олигархов или приятельскими отношениями с ними, решили, что, отрабатывая тему, здравый смысл не требуется. Они как под копирку рассказывали про «позор», который «не имеет к правосудию никого отношения», что приговор «фантастически жесток» и далее по списку. И было ясно, что с сутью как обвинений, так и приговора, они не знакомы, но своё «компетентное» мнение по этому поводу имеют. И всё это выглядело как позиция религиозных фанатиков, которым раздали «своё мнение».
Между тем, в процессе объёмы украденной нефти были снижены, причём корректировка произошла со стороны прокуратуры, как и было смягчено обвинение - с «особо крупного размера» до «крупного». И все «свидетели святого Юкоса», как один, были уверены, что Ходорковский не выйдет из колонии вплоть до 2017 года, а то и просидит там вечно. Один только Владимир Жириновский, пожалуй, выступил рационально, предположив, что Ходорковский может освободиться по амнистии в 2012 году, а ещё лучше он должен «написать прошение о помиловании». Что, кстати, и было сделано Ходорковским в 2013 году, поскольку состав его преступления не вписывался ни в какие амнистии.
ТЕАТР НЕВЗЛИНСКИХ МАРИОНЕТОК
Отдельного рассмотрения заслуживает реакция из-за рубежа, с которой как с писаной торбой носился беглый уголовник, осужденный к пожизненному заключению за организацию убийств и покушений – Леонид Невзлин. Он по поводу второго приговора выпустил заявление, в котором поведал главное. Как сообщил Невзлин, «новым приговором Ходорковскому и Лебедеву возмущены:
- Глава американского внешнеполитического ведомства Хиллари Клинтон;
Председатель Европейского парламента Ежи Бузек;
Amnesty International;
Хельсинская комиссия США;
Правозащитный фонд Лантоса;
Human Rights Watch;
Freedom House;
Институт Джекоба Блаустейна;
Фонд им. Генриха Белля;
Министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле;
МИД Франции;
Сенаторы Джон Маккейн и Роджер Викер
Вскоре подоспела и негодующая администрация США со своими «резкими заявлениями». Это означало, что Невзлин «удачно инвестировал» деньги, если не в иностранные правозащитные организации, которые на дружеской ноге с российскими почитателями грантов из кошелька Ходорковского, то в иностранных политиков, которые, - а к 2010 году это становилось всё заметнее, - без указаний Вашингтона ничего антироссийского старались не делать. Не будем вспоминать, что в 2010 году в Вашингтоне сидел Барак Обама, который, вместе с Маккейном за деньги из офшора уже выступал в поддержку налоговых преступников из Юкоса. Не будем отдельно указывать, что представители Франции и Германии имели отношение к Юкосу и «Менатепу». И сидя в их офисах упорно «не замечали» финансовых махинаций «основных акционеров», хотя о них писали и российские и западные газеты. Мы просто скажем, что «своё» заявление Хиллари Клинтон делала не особо задумываясь над его смыслом, потому что за неё всё уже решили – кому-то показалось, что устроить международную истерику следует не дожидаясь окончания процесса.
КАК КЛИНТОН ПОДНЯЛАСЬ НА ЗАЩИТУ ОТМЫВАТЕЛЕЙ ДЕНЕГ
Уже 27 декабря 2010 года, ещё до окончательного провозглашения вердикта, госпожа Госсекретарь вылезла в свет со своими «сомнениями» по поводу приговора Хамовнического суда Москвы. Кто же надоумил Клинтон начать негодовать до окончания суда, чтоб всё выглядело как хамское вмешательство во внутренние дела России, и безобразного давления на суд? Ответ, надо сказать, известен, он в ей электронном ящике, вокруг которого в своё время разразился безобразный скандал. Если кто-то решил, что Клинтон ночами не спала, всё о Ходорковском думала, то это не так. Она вообще не думала.
Болтая по дороге, между делом, Клинтон 27 декабря 2010 получает от контакта по имени Джейк Салливан послание по теме: «Ходорковский приговор. Сообщение: Посольство в Москве и Билл рекомендуют нам выложить нижеприведенное заявление от вашего имени».
То есть, заявление, получается, состряпали в посольстве в Москве, а Билл одобрил. Читала ли сама Клинтон, присланный ей экземпляр, прежде чем сотрясать воздух – история умалчивает. Однако история помнит, как при Билле Клинтоне США настойчиво призывали Россию активней вести борьбу с финансовыми преступлениями и отмыванием денег. Одним из самых сомнительных персонажей по этой теме для американцев был Михаил Ходорковский», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день налоговая служба оценила аферы Юкоса в 99 млрд. The Wall Street Journal: «Юкосу грозит взыскание недоимок по налогам в размере 20 млрд. долл. США». напоминает, что было 29 декабря 2003 и 2004 года»)