В этот день, 3 декабря 2003 года, на страницах британского делового издания «The Financial Times» появилось интервью главы Министерства финансов России, вице-премьера Алексея Кудрина. Отвечая на один из вопросов издания, Кудрин назвал Юкос «компанией номер один по уходу от налогов», заявил, что намерен остановить все злоупотребления в налоговой сфере. «Налоговые преступления должны быть наказаны» - сказал министр.
Вице-премьер отверг предположения о том, что расследования, инициированные летом 2003 года, имеют «политическую основу». Кудрин указал на то, что в отношении конкурента «Юкоса» - компании «Лукойл» - проводилось крупное налоговое разбирательство в прошлом (2002) году. Были разбирательства и с другими компаниями из нефтяного сектора. «Я хочу остановить все уклонения от налогов. Налоговые преступления должны быть наказаны», - указал министр.
(См. «Кудрин сравнил мошенников из Юкоса с мошенниками из Enron»)
ЛОББИ ЮКОСА БЫЛО «ОЧЕНЬ АГРЕССИВНЫМ И БОГАТЫМ»
Кроме того, Алексей Кудрин сообщил, что Юкос руководил влиятельным «энергетическим лобби» в Госдуме РФ, которое являлось «очень агрессивным и богатым».
По информации «FT», это лобби дважды отклоняло решения по закрытию «дыр» в налоговом законодательстве, что позволяло использовать механизм офшоров таких, как Мордовия, сенатором от которой был Леонид Невзлин, партнёр Ходорковского». А в нижней палате парламента – усердствовал депутат от Юкоса Владимир Дубов, получивший депутатский мандат от той же Мордовии.
В своё время директор «СРП-Экспертиза» Михаил Субботин рассказал профильному порталу о лоббизме, о том, кто через парламент протащил преференции для империи Ходорковского. Далее просто процитируем.
«Например, Юкос в своё время делегировал в Думу Владимира Дубова, у которого в тот момент было 7% Юкоса и именно он возглавил подкомитет по налогам в комитете по бюджету и налогам. А налоговая реформа в ТЭК шла через этот подкомитет. В первый год своей деятельности этот подкомитет инициировал поправку в главу НК о налоге на прибыль, согласно которой региональные власти могли освобождать от уплаты своей части налога на прибыль те или иные компании. Так, возникли соответствующие российские офшоры: Мордовия, Чукотка, Калмыкия и Байконур. Компании, которые там работали, получали немалые прибыли. Впрочем, «Лукойл» при первых признаках недовольства властей немедленно сдал в госбюджет байконурские 103 млн долларов, а, к примеру, Михаил Ходорковский до последнего настаивал, что его действия в Мордовии были абсолютно законны» - поделился эксперт.
(См. «Налоговая механика «физика» Ходорковского» и читайте «Юкос как злостный неплательщик налогов»)
ЮКОС ПЕРЕХИТРИЛ САМ СЕБЯ
Сказанное выше ещё раз подчеркивает, что на налоговые льготы позарились многие компании, однако поняв, что пора бы и честь знать, не только прекратили использование «хитрых схем», но и поспешили погасить назревавший конфликт с налоговыми службами, тем самым, серьёзно снизив корпоративные риски - тогда и без уголовных дел проблем у всех хватало. Но так уж вышло, что, погасив недоимки, руководство компаний подумало не только о себе, это-то само собой, но и о тех, кто с ними работает, или рассчитывает на дивиденды от акций. И в этом смысле НК «Юкос», перехитривший сам себя, оказался единственной из компаний, которая под крики «так делали все», ни о чём другом, кроме своих собственных офшорных кошельков не думала», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Юкос получил налоговый иск на $5 млрд. Иллюзия прозрачности. По оценке налогового ведомства, компания «Юкос» и подконтрольные ей структуры недоплатили в бюджет 150 млрд рублей. Prigovor.ru напоминает, что было 2 декабря 2003 года)