13 ноября в Доме русского зарубежья имени Солженицына в Москве прошла премьера документального фильма Нади Тэсс «Oleg: The Oleg Vidov Story». На этот показ меня пригласила Джоан Борстен – вдова Олега Видова, скончавшегося четыре года назад в США от рака костного мозга. Познакомились мы так. Два месяца назад я получил от неё письмо: не возражаю ли, если она вставит в книгу об Олеге Борисовиче несколько фрагментов моей статьи о нём в газете «Совершенно секретно». Как Джоан, не говорящая и тем более не читающая по-русски, наткнулась на эту публикацию, - большая загадка. Но она прочла и сразу поняла, что в оценке Видова мы полностью совпадаем. Естественно, возражений быть не могло.
Джоан рассказала: понимая, что его дни сочтены, Видов завещал ей закончить книгу его мемуаров, которые он писал последние годы. Он составил список из 67 человек, живущих в самых разных точках планеты, с которыми ей предстояло встретиться и обстоятельно поговорить. В этом списке были режиссёры, его партнёры и партнёрши по съёмкам, близкие, друзья, знакомые. Работа – титаническая. Особенно, учитывая, что параллельно Джоан продюсировала фильм «Олег…», взвалив на себя организацию всех съёмок. Плюс – пандемия с её жесткими ограничениями... Но она сделала это.
Вместе со съёмочной группой Джоан объехала 8 стран, встретилась со всеми. Кроме того, откопала в российских архивах уникальнейшие фотографии мужа, фотопробы к фильмам и кадры со съёмок, которые считались утраченными. На это ушло три тяжёлых года.
Книга скоро выйдет в одном из московских издательств. А фильм «Олег» получился удивительным – трогательным и очень честным. В нём без прикрас и домыслов, документально - о жизни актёра в СССР и побеге «в Голливуд», о его последней любви и жизни в Америке. Прекрасный подарок всем поклонникам кино вообще и Олега Видова, в частности.
Предлагаем самые яркие фрагменты статьи об Олеге Видове обозревателя FLB Андрея Колобаева (полностью она опубликована 21 ноября 2018 года в газете «Совершенно секретно», которую в то время делала наша команда Агентства федеральных расследований FLB.ru).
«…Поклонники кино со стажем, конечно же, помнят: в 60-70-е годы прошлого века имя Олега Видова в Советском Союзе гремело – вот уж кому идеально подходили подразмазанные сегодня понятия «звезда» и «секс-символ». Неотразимый белокурый красавец с голубыми глазами, высокий, фактурный, пластичный – мало кто мог с ним конкурировать, когда нужно было сыграть благородного героя. Прекрасно помню те времена, когда толпы девчонок скупали билеты на все сеансы подряд, если на афише значилась фамилия «Видов». Его роскошный князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и особенно мустангер Морис Джеральд из «Всадника без головы» реально заставляли учащенно биться сердца и лишали сна прекрасную половину человечества. Актёр с успехом снимался в крупных международных проектах – «Саге о викинге», «Битве на Неретве», «Ватерлоо», «Москва, любовь моя», его, можно сказать, «рвали на части» режиссёры с мировым именем. Да и сам он с отличием закончил режиссёрский факультет ВГИКа. Был удачлив и в личной жизни – женился на первой красавице Москвы, «названной сестре» дочери Генсека ЦК КПСС Галины Леонидовны Брежневой. Словом, с какой стороны не посмотри - любимчик фортуны.
Однако в 1985-ом Видов отказался возвращаться в СССР и попросил политического убежища на Западе. Поступок по тем временам – из ряда вон выходящий. Так что же его толкнуло на этот шаг?
ОТ «ЮНОШИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ» ДО КНЯЗЯ ГВИДОНА
Из его ролей мне первой почему-то вспоминается знаменитая сцена в такси из «Джентльменов удачи», где «таксист», он же старший лейтенант милиции Славин, которого играл Видов, спрашивает: «Сидит?» «Кто?» - изумляется рецидивист Косой в исполнении Савелия Крамарова. «Ну мужик этот твой». «Ха-ха-ха! О, деревня, а?! Ну ты даёшь! Кто ж его посадит? Он же памятник!» Кто бы мог подумать, что оба актёра потом встретятся в Голливуде и даже вместе сыграют в последнем фильме Крамарова.
…Олег Видов появился на свет в подмосковной деревне Филимонки 11 июня 1943 года. Актёр рассказывал семейную историю: его мама, Варвара Ивановна Видова, была красавицей, недаром отец, Борис Николаевич Гарневич, её полюбил. Но пылала война, и молодые люди «потерялись на годы». Впервые с отцом Олег встретился в восемь лет, когда у того уже была другая семья. Но общались и дружили они потом всю жизнь.
«Меня воспитали две бесстрашные и прекрасные женщины – мама и тётя Нюта», - говорил Видов. Варвара Ивановна была великолепной наездницей, гимнасткой, лыжницей, прекрасно пела. И девушкой была отчаянной. Когда осенью 1941-го фашисты подошли к Москве, восемнадцатилетняя Варя пошла воевать в партизанский отряд. После войны выучилась, стала учительницей. Как отличного специалиста её отправляли в длительные заграничные командировки.
Так что почти всё своё детство Олег провёл заграницей. Два года – в Монголии, где мама преподавала в школе для детей советских специалистов. Следующие два года - в Германии, в Лейпциге. Варвара Ивановна старалась дать образование сыну по максимуму. У него был педагог по немецкому языку и учительница музыки. По признанию актёра, именно годы, проведённые в Германии, научили его самодисциплине и пунктуальности.
В школу он пошёл в советскую, в Барвихе, но проучился в ней недолго. Маму откомандировали в Китай, и три года Олег жил «в доме-мазанке у тёти Нюты в Алма-Ате». Тетя руководила местным самодеятельным театром, и именно она приобщила племянника «к сказочному и загадочному миру искусства». Он мгновенно влюбился в кино, его любимыми были романтические советские ленты «Пятнадцатилетний капитан», «Золушка», «Дети капитана Гранта» и американские – «Тарзан», «Великолепная семёрка». По словам Олега Борисовича, мечта стать актёром зародилась почти сразу, но показалась уж слишком нереальной и недостижимой.
Тем более, что реальность диктовала свои жёсткие условия. В сорок с небольшим лет Варвара Ивановна тяжело заболела – сказалась бурная военная юность и работа на износ, не щадя себя. Ей дали инвалидность и пенсию… 31 рубль. Кстати, Видов потом вспоминал, что эта несправедливость его сильно задела: «У мамы была труднейшая жизнь: девочка из деревни, была партизанкой, учительницей, директором школы... А когда не смогла больше работать, ей дали 31 рубль. За всё! Поэтому для меня было ясно всё ещё тогда!»
Чтобы прокормить семью, в 14 лет Олег пошёл работать. Трудился грузчиком, мешал раствор на строительстве Останкинской телебашни. Параллельно учился в школе рабочей молодёжи.
В трудовой книжке Видова есть ещё одна запись: «санитар приёмного покоя 29-й Городской клинической больницы имени Баумана». Именно там в 1960 году симпатичного паренька заметил ассистент режиссёра с «Мосфильма» и позвал сниматься в кинодраме «Друг мой, Колька!». 17-летний Видов сыграл в небольшом эпизоде, который в окончательный вариант фильма не вошёл. Но, как говорят в таких случаях, «бацилла кинематографа его заразила»!
Во-первых, поварившись в этом котле, он понял, что там ничего невозможного нет. А во-вторых, киношники дали понять: его лицо «просто создано для большого экрана».
В 1962-ом Видов поступил во ВГИК. Причём, с первой попытки. Уже на первом курсе сыграл юношу с зонтом на велосипеде - в лирической комедии Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Это был эпизод – всего несколько секунд в кадре! Но этого оказалось достаточно, чтобы на него обратил внимание Владимир Басов. Как раз в это время он собирался экранизировать пушкинскую «Метель» и искал актёра на роль прапорщика Владимира. Он предложил её студенту Видову.
Главная роль в картине по Пушкину – об этом Олег даже не мечтал! Его не остановил даже категорический запрет руководства вуза «либо съёмки, либо учёба», и Видова «с треском вышибли» из ВГИКа. Правда, потом одумались и восстановили. Этому поспособствовал успех «Метели» и две прекрасно сыгранные главные роли - Медведя в «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина и князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко.
Олег Видов в "Сказке о царе Салтане"
«НАСТОЯЩИЙ ВИКИНГ»
Конец 50-х и 60-е годы в каком-то смысле стали ренессансом для советского кино. Хрущёвская оттепель сняла многие запреты, чуть-чуть приоткрыла «железный занавес». Советские делегации стали ездить с лучшими отечественными фильмами по всему миру, пропагандируя «светлый образ строителя коммунизма». В 1957–ом картина Григория Чухрая «Сорок первый» получила специальный приз Каннского кинофестиваля, через год там же калатозовской драме «Летят журавли» дали высшую награду - «Золотую пальмовую ветвь». В 1960-ом состоялся ещё один прорыв – впервые советский актёр Сергей Бондарчук снялся в западной ленте (в драме «В Риме была ночь» Роберто Росселлини). Ещё через четыре года Лев Прыгунов сыграл итальянца в итальянской картине «Они шли на Восток».
Конечно, для СССР подобные «прорывы» были, скорее, исключением из правил – одним из элементов политической игры и пропаганды. ЦК и Госкино на такие эксперименты шли со скрипом, тщательно отбирая достойных – надёжных и лояльных власти актёров и режиссёров с незапятнанной по меркам советской идеологии репутацией. Одновременно это был и кнут, и пряник (который обязательно нужно было отрабатывать). Стоило кому-то из них потерять доверие, он неминуемо попадал в «чёрный список», что фактически означало конец карьеры. Но уж таковы в тогдашнем СССР были «правила игры».
В 1966 году датский режиссёр Габриель Аксель предложил Олегу Видову сыграть принца Хагбарда в фильме «Сага о викинге» (в советском прокате - «Красная мантия») по мотивам древних скандинавских преданий. Главная роль, партнёрша - 20-летняя блондинка Гитте Хеннинг, три месяца съёмок в Скандинавии...
Актёр вспоминал: «В те годы участие советских актёров в съёмках за границей воспринимались как что-то невообразимое. А тут предложение от Габриеля Акселя, который получил «Оскара» за фильм «Пир Бабетты» и был в Европе страшно популярен. Помню, для разговора с режиссёром и с чиновниками из Госкино я приехал из барака, где тогда жил, в стареньком изношенном пальто… Посмотрев на меня, Аксель воскликнул: «Это герой моего фильма. Настоящий викинг!» Но самое невероятное, что меня вдруг отпустили!»
Видов не знал, что тогда на самом верху (на уровне ЦК) «провернули» взаимовыгодную сделку: он едет в Данию, а заработанная им валюта пойдёт на выплату гонорара французской кинозвезде Анни Жирардо, приглашённой сниматься в фильме Сергея Герасимова «Журналист».
Перед выездом актёр прошёл жёсткий инструктаж: «в одиночку не ходить, с иностранцами в контакты не вступать». А главное, быть начеку – «западные спецслужбы могут тебя завербовать». Видов потом признавался, что, приехав в Данию, всё время озирался, ждал, когда начнут вербовать, но «ни одна собака не подошла». «Хотя за меня можно было не опасаться. Я был абсолютно советским человеком, и сам осознавал, какая ответственность на меня возложена».
Каждый съёмочный день был для него как олимпийское испытание – он скакал на лошади, дрался, прыгал с высоты, плыл по горной реке. Все трюки старался делать сам – благо в юности серьёзно занимался акробатикой, был пластичен, смел, да и физически крепок. Жил в Скандинавии на суточные – они были небольшие, но их хватило даже на подарки родным. А по завершении съёмок весь свой гонорар отнёс в Советское посольство.
«Сага о викинге» - красивая и трагическая история любви Хагбарда и Сигне, когда-то вдохновившая Шекспира на «Ромео и Джульетту», была номинирована на «Пальмовую ветвь», успешно прошла на Западе, но в СССР её мало кто видел. Дело в том, что картина вышла в прокат ограниченным тиражом и сильно искромсанная цензорами – все сцены с малейшим намёком на эротику были беспощадно вырезаны.
Тем не менее, кинокарьера Олега Видова набирала обороты. В 1968 году он сыграл партизана в военной драме Велько Булаича «Битва на Неретве». Проект был уникальный: невиданный для Югославии бюджет - 70 миллионов долларов, снимались – Юл Бринер, Орсон Уэлс, Франко Неро и другие мировые звёзды. Картину патронировал сам Иосип Броз Тито, рекламный плакат исполнил Пабло Пикассо, а музыку написал любимый композитор Хичкока – Бернард Херрманн. В результате – номинация на «Оскар»...
Ещё через год Видов сыграл Томлинсона в масштабной исторической драме «Ватерлоо» (советско-итальянский совместный проект, режиссёр Сергей Бондарчук), куда его пригласил знаменитый итало-американский продюсер Дино де Лаурентис.
Олег Видов с Джиной Лоллобриджидой, Московский кинофестиваль, 1973 год
Тогда же у актёра появился реальный шанс выйти на новый уровень. Дино де Лаурентис предложил ему семилетний контракт - сниматься в двух фильмах в год в Италии и Голливуде. Но киношные начальники Видова не пустили: «Нам в СССР западные звёзды не нужны!»
За год до этого британский режиссёр Карел Рауш утвердил его на роль Сергея Есенина в картине «Любовники Айседоры». Олег очень хотел сыграть русского поэта-скандалиста, тем более, что Айседора Дункан – Ванесса Редгрейв… Рауш лично поехал за ним в Москву, но в Госкино развели руками: «Видов тяжело болен - сниматься не может». В итоге Есенина сыграл хорват Звонимир Црнко, изобразив поэта пьянью и полусумасшедшим.
«Было очень обидно, - вспоминал Олег Борисович. – Я был в самом расцвете сил - уходили лучшие годы… Но такова была реальность. Лучших наших актёров не выпускали сниматься за границу, многим судьбы сломали. И Татьяне Самойловой, и Владимиру Ивашову… Думаю, у партийных боссов были не только идеологические причины, но ещё и элемент зависти к раскрепощенным людям. Мол, они будут летать по белу свету, сниматься в западном кино, и потом им рот не заткнёшь. Лучше держать их под каблуком!»
Больше Видов сниматься в капстраны не ездил.
Олег Видов с невестой Натальей Федотовой и свидетельницей Галиной Брежневой. Свадьба, 1970 год
«ЛЮБИМЧИК» ГАЛИНЫ БРЕЖНЕВОЙ
К началу 70-х в личной жизни актёра произошло событие, во многом повлиявшее на его будущее. Дело в том, что его студенческий брак с художницей Мариной распался. Марина была его первой большой и очень сильной любовью, но… «Любить артиста тяжело, - объяснял он причины расставания, - и если женщина ревнивая, то начинаются проблемы».
Видов уже был популярен в СССР, у него появились поклонницы. Им интересовались не только режиссёры, но и, например… Галина Леонидовна Брежнева. Дочь Генсека ЦК КПСС приблизила актёра к себе и всячески опекала. Однажды она «срежиссировала» встречу Видова на вечеринке в гостинице «Интурист» со своей ближайшей подругой, «названной младшей сестрой» Натальей Федотовой. Дочь профессора истории (близкого друга Брежнева ещё по Днепропетровску) была хороша собой, умна – в тусовке столичной «золотой молодёжи» она считалась первой красавицей. По Москве ходили слухи, что к ней сватались сыновья авиаконструкторов Ильюшина и Туполева, композитора Дмитрия Шостаковича, членов Политбюро Гришина и Кириленко. Ещё поговаривали, будто бы у неё роман с шахом Ирана Реза Пехлеви, а Фидель Кастро под видом важных переговоров с советским руководством на самом деле прилетает к Наталье Федотовой - для тайных встреч на подмосковной вилле…
Увидев Наталью на той вечеринке в «Интуристе», Видов влюбился с первого взгляда и в тот же день предложил ей руку и сердце. На что девушка посмеялась: нищий актёришко «в рваных ботинках», какая он ей пара? Наутро рассказала о забавном незнакомце-блондине Галине Брежневой. Однако подруга отреагировала серьёзно: «Я его знаю! Отнесись к нему благосклонно, он неплохой парень!» Именно её стараниями был заключен этот странный брак. «Странный» - потому что невеста в ЗАГС поехала, по ее словам, «в полной уверенности, что это розыгрыш».
Видов и Федотова расписались через две недели после знакомства и поселились в пятикомнатной квартире её родителей на Котельнической набережной. Год спустя они гуляли на свадьбе Галины Брежневой и Юрия Чурбанова. В 1972-ом у Олега и Натальи родился сын Вячеслав, и Галина Леонидовна стала его «крестной». Именно тогда в киношных кругах пошли разговоры, что Видов выигрышные роли получает благодаря жене и покровительству дочери Генсека. Так это или нет, легко проследить по фильмам, в которых снимался Видов в период брака – с 1970-го по 1976-й. Всего их девять, в том числе один из самых известных – культовая комедия Александра Серого «Джентльмены удачи» (1971 год). Но по-настоящему «лакомых» ролей две - благородный мустангер Морис Джеральд в советско-кубинском вестерне Владимира Вайнштока «Всадник без головы» (1973) и влюблённый скульптор в советско-японской мелодраме Александра Митты и Кэндзи Есида «Москва, любовь моя» (1974).
В первом случае предыстория такова. Видов и Вайншток были знакомы с 1968 года, со времён съёмок «Битвы на Неретве». И изначально на главную роль в экранизации романа Майн Рида было два кандидата: звезда советского экрана тех лет Олег Стриженов и Олег Видов. Однако Стриженов сниматься отказался, сказав: «Я привык играть героев с головой». А Видов согласился. Роль Мориса Джеральда стала его звёздным часом - слава на актёра обрушилась невиданная. Достаточно привести цифры: только в 1973 году «Всадника…» посмотрели 69 миллионов зрителей – первое место в советском прокате. Да и сегодня, в 2018-ом, эта лента прочно входит в десятку самых любимых за всю (!) историю СССР. Можно ли этого добиться, получив роль по блату? Вряд ли.
В фильме «Москва, любовь моя» Митта в главной роли хотел снимать Олега Даля. Но планировались поездки в Токио и Нагасаки, а Даль был невыездной. Пригласили Видова – его пробы понравились Кэндзи Есида. Могла ли, скажем, Галина Брежнева замолвить за мужа подруги словечко? Теоретически – да. А в реальности… Какие рычаги она могла использовать против японской стороны, если бы он провалил пробы?! А он и с ролью справился прекрасно.
Эти две работы – как бы ответ недоброжелателям, упрекавших актёра в посредственности, отсутствии темперамента. У Видова был бесспорный дар, который признавали все: красота, мужская фактура, воздействовавшие на зрителей (особенно зрительниц!) просто магически. И режиссёры успешно использовали этот редкий талант на полную катушку.
Олег Видов в фильме «Всадник без головы», 1973 год
«НЕ ХОТЕЛ ЖИТЬ В КЛЕТКЕ»
В чуть ли не единственном своем интервью, данном незадолго до своей смерти в июле в 2007-го, Наталья Федотова откровенничала: «К моим ногам падали такие мужчины, о которых можно было только мечтать». Называла имена: президент Франции Франсуа Миттеран, король Афганистана Мухаммед Захир Шах, король Эфиопии Хайле Селассие I, которые, по её словам, «осыпали подарками, драгоценностями и золотыми украшениями». На вопрос «почему расстались с Видовым», уклончиво ответила: «Видимо, что-то не сложилось».
Почему же их брак распался? По мнению другой близкой подруги Галины Брежневой Виктории Лазич, «Наталья, особенно поначалу, жутко ревновала Олега. Скандалы, разборки с его поклонницами, письма от которых мешками приходили…. Когда она выходила за Олега замуж, то считала, что делает ему великое одолжение, мол, будет около неё сидеть, как бобик, и не рыпаться. А он красавец, в зените кинокарьеры. После рождения сына страсть и вовсе ушла... Спустя год она увлеклась Фиделем Кастро».
Сам Видов озвучивал другую версию: жена упорно желала, чтобы он поступил в Высшую партийную школу и делал карьеру по партийной линии. А ещё – «чесал» с творческими поездками по стране, зарабатывал деньги для семьи. «Наталья была очень амбициозная, властная, - рассказывал актёр, - её интересовали власть, партия, «верха»... Мы оказались совершенно разными людьми. Зачем мне карьера партийного деятеля? Я же актёр, у меня другая судьба».
В 1976 году Видов подал на развод. Галина Леонидовна, узнав об этом, метала громы и молнии, призывала его «одуматься, иначе пожалеет». Федотова прямо в лицо грозила сломать ему карьеру. Но актёр настоял на разводе. И вскоре на себе почувствовал, что это были не пустые угрозы. Бывшая жена запретила видеться с сыном. Во ВГИКе, ссылаясь на указание «сверху», отказались выдавать Видову режиссёрский диплом и «прикрыли» его дипломную работу – фильм «Переезд». Но самое главное – Видова практически перестали снимать. Ещё недавно режиссёры искали с ним встречи, зазывали в свои фильмы, а теперь никто не хотел с ним связываться: мало ли что?
За следующие семь лет (!) он мог занести себе в актив лишь роль Альфреда в «Летучей мыши» и поручика в «Благочестивой Марте». Да и то, потому что режиссёр этих лент Ян Фрид был независимой фигурой.
«Когда я развёлся, - вспоминал о том времени актёр, - от меня многие стали шарахаться, считая, что я - в опале. Некоторые кинорежиссеёы встречали крысиной улыбкой и не здоровались… Я понял, что прежней жизни у меня не будет. Меня просто выталкивало из СССР».
Известный организатор кинопроизводства Борис Криштул, знакомый с Видовым ещё по фильму «Друг мой, Колька!», рассказывал: «Я вторую жену Олега Наталью знал. Много горя она ему принесла, настоящая стерва - это на её совести его отъезд в США. Олег часто срывался в алкогольный штопор перед отъездом».
Понимая, что требуются кардинальные перемены, в феврале 1983-го Видов пошёл ва-банк. Заключив фиктивный брак с гражданкой Югославии Верицей Иованович, он оформил гостевую визу на 72 дня и отправился к жене в Белград. И «вдруг» востребованным там оказался фантастически! За два года актёр снялся в 4-х полнометражных фильмах, двух телесериалах. Югославские режиссёры хотели его снимать и дальше, но… Летом 1985-го Видова вызвали в местную милицию и поставили перед фактом: в 72 часа он обязан вернуться в СССР.
«Я задумался. Ничего хорошего от советских властей я не ожидал. И принял решение не возвращаться. По сути, у меня тогда другого выхода не было. Я не гнался за деньгами или за карьерой, к деньгам всегда относился равнодушно. Просто больше не хотел жить в клетке, хотел жить, чтобы никто мне не приказывал, не говорил, что мне делать».
Потом многие писали, что Видов бежал по сценарию полковника КГБ Олега Гордиевского, то есть был вывезен за границу в багажнике машины. На самом деле это не так. У него первоначально был план: в полночь пешком через лес перейти границу. Но взявшийся помогать друг, австрийский актёр Мариан Сринк, его отговорил. Они получили въездную визу в австрийском посольстве. Потом сели в машину и через два часа были в Австрии. Повезло - пограничники не обратили внимание, что Видов покидал Югославию нелегально. Актёр потом рассказывал, как всё это время бешено колотилось сердце. Особенно утром, когда по австрийскому телевидению показали сюжет: той же ночью какой-то югослав перебегал австрийскую границу и… был убит выстрелом в затылок.
Олег Видов, конец 1970-х
ЛЮБОВЬ, НОСТАЛЬГИЯ И РУССКАЯ БЕРЁЗКА
Как только стало известно, что Видов попросил политического убежища на западе, в СССР перестали показывать фильмы с его участием. Советская пресса о нём не написала ни строчки – просто «пропал без вести». А после того, как о побеге сообщили по «Голосу Америки», пошли разговоры: «Видов променял родину на красивую жизнь и шмотки».
Вскоре он перебрался в Италию. В Риме осенью 1985-го в доме актёра Ричарда Харрисона он познакомился со своей будущей женой - журналисткой Джоан Борстен. «Я увидел умного, внимательного, отзывчивого человека, - рассказывал об этой встрече Олег Борисович. - От неё веяло таким теплом… Как увидел её, так больше мы и не расставались».
Когда в конце 1985-го Видов прилетел в Лос-Анджелес, он иллюзий не питал и прекрасно понимал, что его актёрской карьере конец. Какой Голливуд? Английского языка он не знал, из знакомых - только Джоан. Но он не собирался сидеть на её шее. Сначала работал на стройке – за три с половиной доллара в час, затем на фабрике – за пять баксов. Первым делом подтянул «язык» – вскоре он говорил почти без акцента. Для звезды советского кино на пятом десятке лет начинать жизнь заново было непросто, но Видов смотрел на ситуацию философски. Главное, что он свободен, а рядом - любимая женщина.
Там, в Штатах, он на себе прочувствовал, что такое сильнейшая ностальгия – Олег дико скучал по родным, друзьям. Особенно угнетало, что не было никакой связи с мамой. Звонить он не мог - понимал, что её телефон прослушивается и «не хотел, чтобы КГБ её трогал». Через знакомых передавал письма и деньги… От мыслей, что никогда не вернётся и больше не увидит родных, он отвлекался поэзией – почти все его стихи, написанные за годы эмиграции, пронизаны острыми ностальгическими мотивами. Когда у них с Джоан появился свой дом в Лос-Анджелесе, он первым делом посадил на своём участке русскую берёзку.
А потом… В Лос-Анджелесе он встретил Савелия Крамарова, который к тому времени уже освоился в Америке и снимался в голливудском кино. С его подачи Видов начал ходить на пробы. И вскоре режиссёр Уолтер Хилл предложил ему роль в боевике «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером.
Олег Борисович вспоминал: «Сделали несколько моих проб на «плохого человека». Я подготовился, делал всё, что надо – стрелял, падал, прыгал. Режиссер посмотрел и говорит: «Ты актёр хороший, но у тебя глаза добрые! А нам нужен человек, которого сразу возненавидят». И дал мне роль вполне приличного советского милиционера Юрия Огаркова».
Олег Видов в фильме «Красная жара», 1988 год
Там случилась забавная история. Часть «Красной жары» должны были снимать в Будапеште, а Видов опасался ехать в Венгрию – всё-таки страна соцлагеря, его могли, как он считал, арестовать и вернуть в СССР. Поэтому в самолёте напялил бейсбольную кепку, надел тёмные очки. Спускается по трапу, навстречу - девочка-венгерка: «Олег Видов, дайте мне автограф!» Первая мысль была: совсем плохо дело! Но никто его не арестовал, наоборот – сотрудники правоохранительных органов дружелюбно улыбались и приветствовали. Выяснилось: в СССР – перестройка и «железного занавеса» больше нет. Потом ему передавали, что когда «Красную жару» стали крутить в советских видеосалонах, удивлению зрителей не было предела: «А Видов-то, оказывается, жив. Он - в Голливуде!»
После «Красной жары» актёр снялся в «Дикой орхидее» с Микки Рурком. Эти съёмки едва не стоили Видову жизни. Однажды он догонял Рурка на мотоцикле. Очнулся в траве, на обочине шоссе… Вокруг - вся съёмочная группа. «Стали расспрашивать, что случилось, а я и сам понять не могу. Вот с того времени стал замечать в себе какие-то странные вещи. Словом, понял я, что заболел».
Обследование показало: у актёра опухоль мозга в области мозжечка. К счастью, доброкачественная и операция прошла успешно. Как потом признавался Олег Борисович, останься в СССР, он бы умер – в Советском Союзе таких операций не делали. «Америка меня спасла!»
Олег Видов, 1993 год
ПОПРОЩАЛСЯ С РОССИЕЙ И ВГИКОМ
После лечения Видов сыграл ещё в целом ряде голливудских фильмов - «Пленник времени», «Бессмертные», «Моя Антония», «Отравленная кровь»… В 1991 году он прилетел в Москву на съёмки драмы «Три дня в августе» Яна Юнга (об августовском путче в России) и наконец смог увидеть маму – через год Варвары Ивановны не стало. В 1994-ом поработал с Савелием Крамаровым в его последнем американском фильме «Любовная история».
Да, это были далеко не главные роли, но заметные. Их могло быть значительно больше, но Видов категорически отказывался играть так называемых «плохих русских» - отъявленных злодеев, придурков и моральных уродов. Говорил: «У меня лицо не такое, а изображать дурака я не собирался». Хотя в качестве «плохого русского» при желании наверняка мог бы сделать свою карьеру поярче.
Однажды, выступая по американскому телевидению, он прямо сказал, что Россия совсем не такая, как её показывают в американских боевиках, и русские люди – другие. Потом на вопрос «как на это его заявление отреагировали в США?», рассмеялся: «У меня стало меньше работы. Ну, это Голливуд, они не любят, когда им в чём-то противоречат».
Разумеется, полноценной звездой Голливуда масштаба Де Ниро или Киану Ривза, Видов не стал, да и не мог стать (таких амбиций и не было), но то, что он там снялся в двадцати картинах, был реально востребован – факт. Кто из наших актеров добился в Америке большего?
Олег Видов с женой Джоан Борстен, середина 1990-х
Когда не было работы в кино, они с Джоан не сидели, сложа руки, и много чем занимались. Самый известный проект получился самым скандальным. В 1992 году их фирма Films by Jove выкупила у «Союзмультфильма» права на прокат старых добрых советских мультиков. Олег с Джоан загорелись «продемонстрировать миру лучезарную доброту русской культуры». Вложив немалые личные средства, они отреставрировали находящиеся в запущенном состоянии плёнки, переозвучили героев голосами известных голливудских и европейских актёров. На эту работу ушло десять лет! Мультфильмы показали в 55-и странах мира на 35 языках. Но как только они превратились в курицу, несущую золотые яйца, российские чиновники заявили, что Видов не имеет на фильмы прав. И хотя после шестилетних судебных разбирательств, Видов выиграл процесс, он не любил вспоминать эту историю – слишком много нервов ему попортили.
В 1998 году пришла новая беда - у актёра обнаружили опухоль на гипофизе уже в четвёртой стадии. И вновь операция прошла блестяще – она подарила ему ещё 19 лет полноценной жизни.
Все эти годы Олег с Джоан, как истинные трудоголики, проявляли недюжинную активность. Сначала возили грузы в разные точки планеты – цветы, фрукты, однажды даже страусов из Южной Африки. Пункты назначения порой были самые экзотические – Камбоджа, Сомали… Сотрудничали с международными благотворительными организациями, развозили гуманитарную помощь. Позже занялись медициной – открыли в Лос-Анджелесе наркоклинику, центр восстановления для алкоголиков и наркоманов.
Лариса Ивановна Голубкина рассказывала о своей встрече с Видовым в Америке в начале «нулевых»: «Когда-то мы вместе снимались с Олегом в «Сказке о царе Салтане, я играла царицу, а он - царевича Гвидона. Меня поразило, что несмотря на всю свою необыкновенную красоту и органику, Олег, даже годы спустя, остался таким же скромным и позитивным человеком».
В 2006-ом актер сыграл влюблённого капитана на пенсии в российском сериале «Заколдованный участок». Был счастлив, что приехал на родину, оказался в Тарусе, где снимался фильм, полюбовался русской природой. Уже тогда признался: «Мне уже трудно приезжать в Россию. Возраст и силы не те».
Олег Борисович перевёз в США из Одессы своего внебрачного сына Сергея, о существовании которого долгие годы не знал, дал ему хорошее образование, успел стать дедом. Они все дружно жили под одной крышей и даже старший сын Вячеслав бывал наездами. Двери их с Джоан дома в Малибу были по-прежнему нараспашку. Когда собиралась душевная компания, Видов любил сесть за пианино и петь русские романсы.
Смертельный диагноз – рак костного мозга – ему поставили в 2010-ом. Но актёр не сдавался и вида не показывал, о болезни ничего не знали даже многолетние друзья. Правда, на этот раз недуг взялся за него по-настоящему…
Последний фильм с его участием - «6 дней темноты» (Канада, Сербия) - вышел в 2014 году. Незадолго до этого актёр последний раз прилетел в Москву – по приглашению Первого канала участвовал в ток-шоу в честь своего 70-летия. После эфира он, как будто навеки прощаясь, допоздна гулял по московским улицам. Перед отлётом приехал к зданию родного ВГИКа, сел у подножия памятника Тарковскому, Шпаликову и Шукшину. И заплакал.
Олег Видов скончался 15 мая 2017 года. «Мой удивительный муж и родственная душа, которого я встретила почти 32 года назад в Риме в доме Ричарда и Франчески Харрисон, умер прошлой ночью мирно и с достоинством, - написала Джоан Борстен на своей страничке в Фейсбуке. – Каждый день мы сидели вместе и смотрели его фильмы. Вчера это были «Тринадцать дней» и «Сказка о царе Салтане».
Автор текста: Андрей Колобаев