В этот день, 20 лет назад, 8 ноября 2003 года, швейцарская газета на французском языке «Le Temps» вышла с сенсационным материалом о том, что один из акционеров Юкоса связан с торговлей оружием.
«Российский финансист Платон Лебедев, президент финансовой компании «Менатеп» и акционер нефтяной группы Юкос фигурирует в расследовании, которое несколько лет проводят судебные власти Франции и Швейцарии». Суть этого расследования – поставки боевой техники и оружия в Анголу, где полыхал гражданский конфликт. По этой причине на оружейные сделки с Анголой через ООН было объявлено эмбарго. Однако были выстроены обходные схемы поставок, в центре которых оказалась огромная группа политиков, бизнесменов и дельцов из Франции, или связанных с Францией.
ЛИСТАЯ СПРАВКИ И ДОСЬЕ
Следствие по делу о незаконных поставках оружия в Анголу, позже названному прессой «Анголагейт», началось в 1997 году. (См. Хроника Анголагейта/Chronologie de l'Angolagate)
Главными обвиняемыми, согласно справке РАПСИ, стали французский бизнесмен алжирского происхождения Пьер Фальконе (Pierre Falcone) и израильский миллиардер, выходец из СССР, Аркадий Гайдамак. По версии следствия, обвиняемые с 1993 по 1998 годы осуществляли поставки оружия в Анголу, где в то время шла гражданская война, в обход санкций ООН. Всего Луанда получила 420 танков, 150 тысяч артиллерийских снарядов, 170 тысяч противопехотных мин, 12 вертолётов и 6 военных кораблей. Сумма сделки составила 790 миллионов долларов. Обвинение утверждало, что Гайдамак и Пьер Фальконе выступали посредниками, а платежи проводились через фирмы в Париже, Женеве и Тель-Авиве на счёта оффшорных компаний в Монако, на Виргинских островах и на острове Джерси. По версии следствия, правительство Анголы, являвшееся получателем оружия, расплачивалось за него нефтью и алмазами, а вооружение поступало с территории бывшего СССР и стран Восточной Европы».
«ПО ФАКТУ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ…»
Как минимум с декабря 1996 года, было известно, что «второй по величине банк России, - «Менатеп», - был банковским посредником для транзакций, связанных с ангольскими оружейными сделками. Ну а в 1997 году, началось дело - по факту отмывания денег и сокрытия злоупотреблений корпоративными активами. В центре расследования оказалась фирма «ZTS – OSOS».
Как сообщалось, «в 1996-м году президент Анголы Душ Сантуш открыл в Луанде инвестиционный банк - Banco Africano do Investimentos - BAI. Это - единственный инвестиционный банк в Анголе. Его основной акционер - государственная нефтяная компания «Sonangol». Местная газета «О Independente» в том же году писала "источники говорят, что президент обеспокоен последним развитием событий... Именно поэтому он решил совместно с российским банком "Менатеп" создать Banco Africano do Investimentos. Французская «Liberation» однако не нашла в списке акционеров банка российский "Менатеп", зато выяснила, что 10 процентов акций принадлежат выходцу из России Аркадию Гайдамаку, человеку, следы которого обнаружены в скандале "Анголагейт". Именно он с компаньоном через словацкое предприятие «ZTS-Osos» снабжал ангольское правительство оружием, в том числе российского производства. А часть акций самого предприятия «ZTS-Osos» принадлежит российским оружейным компаниям».
Упомянутая фирма «ZTS-Osos» была основана 30 января 1992 и закрыта в 10 февраля 1997 года. И да, российские производители оружия, имевшие, как утверждалось, в этой фирме свою долю – это громко звучит. Достаточно вспомнить, как младореформаторы с подачи западных друзей проводили пресловутую конверсию предприятий ВПК - заводы стояли, а специалистов с оборонных предприятий можно было встреть на рынках, торгующих дешевым ширпотребом, чтобы на вырученные деньги купить продуктов для семьи. Иными словами, если что и гнали на экспорт, то это техническое наследство, оставшееся со времен Союза, и гнали для того, чтобы выручить хоть какие-то деньги для казны. Связи же «Менатепа» в российских верхах, на заре 90-х, вполне позволяли принимать участие в подобных операциях. Другой вопрос, что пытаясь «поработать с долгами», бесшабашные дельцы «Менатепа» влезли в сомнительную игру, да ещё и завязанную на политические игрища во Франции.
ГРУППА «МЕНАТЕП» ВЫДЕЛИЛА ОКОЛО $162 МЛН
И вот 8 ноября 2003 года, Сильвен Бессон/Sylvain Besson репортёр-расследователь «Le Temps», автор нескольких крупных публикаций о сомнительных делах «Менатепа» в Швейцарии, приводит подробности скандала, связанного с оружейными сделками в Анголе, известными на тот момент.
В итоге 27 октября 2009 года состоялся Трибунал Высшей инстанции Парижа/Tribunal de Grande instance de Paris (См. пункт 1.1.2.1.3.6.3.3- Le concours de la banque russe MENATEP, стр. 192)
«Согласно французским судебным документам, датированным ноябрем и декабрем 2000 года, Платон Лебедев лично вмешивался, чтобы «Менатеп» финансировал поставки российского оружия в Анголу в середине 90-х годов. Речь идёт о «бронетехнике, минах, боеприпасах, вертолетах МИ-25 и МИ-35, двигателях для МиГ-21, самолётах МиГ-23, системах ночного прицеливания» - отмечал автор. «Правительство Анголы, которое тогда участвовало в гражданской войне против повстанческого движения УНИТА, заплатило 505 миллионов долларов за это оружие. По сообщениям, группа «Менатеп» выделила около 162 млн. «Менатеп гарантировал поставщикам «ZTS Osos» или платил им, ожидая возмещения со стороны Анголы», - сказал следователям один из посредников, участвовавших в операции, французский бизнесмен Пьер Фальконе» - отмечало издание.
«Дело в новом свете иллюстрирует связи «Менатепа» и его руководителей с высшими эшелонами российской политической и военной власти в период правления президента Бориса Ельцина» - отмечал автор, указавший, что «Платон Лебедев был арестован в России 2 июля 2003 года за мошенничество и уклонение от уплаты налогов, а босс Юкоса Михаил Ходорковский последовал за ним в тюрьму 25 октября».
(См. «В этот день Ходорковского сняли с самолёта в Новосибирске»)
ШОУ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ
Французская пресса, надо сказать, странным образом обладала весьма значительным объёмом информации по ангольскому делу – цитировались различные документы следствия, письма, выписки из протоколов, прочие детали материалов дела. История шаг за шагом превращалась, и в итоге превратилась, в шоу с явным политическим подтекстом. Используя «Ангологейт» в истеблишменте Франции начались политические разборки с когортой Жака Ширака. С другой стороны, некоторые исследователи посмотрели на это дело более глобально – с точки зрения роли мутных дел банков и всевозможных скандалов, связанных с сомнительными, а порой и вовсе нелегальными международными сделками.
ИТОГ «АНГОЛАГЕЙТА»
В итоге, 29 октября 2009 года, по обвинению в незаконных поставках оружия в Анголу, осуществлявшихся в середине 90-х годов во Франции было осуждено 36 человек. Израильский бизнесмен советского происхождения Аркадий Гайдамак, которому инкриминировали отмывание денег, уход от налогов и дачу взяток был приговорён к 6-ти годам заключения. Сам Гайдамак заявил, что он стал заложником махинаций во французской внутренней политике. Бизнесмен, являющийся гражданином четырёх государств, отрицал свою причастность к торговле оружием и настаивает на том, что свое состояние он заработал на нефти, а не на оружии. Кроме того, в 2005 году Гайдамак рассказал в интервью подробности этого международного скандала. Однако в 2015 Аркадий Гайдамак всё же сдался полиции Франции. Впрочем, в 2016 он был отпущен на свободу, но с электронным браслетом.
Платона Лебедева французское правосудие, разумеется, привлекать не стало – он уже был под следствием в России по обвинениям в хищениях и налоговых преступлениях. Да и аргументация Парижа вроде «был знаком с Гайдамаком» или «они писали письма, встречались в офисе Менатепа» на полноценные обвинения в торговле оружием никак не тянет. А за «налоговый разбой» и прочие махинации, совершенные в России, Лебедев вместе со своим подельником – Михаилом Ходорковским получил два обвинительных приговора и реальные сроки наказания. Влипать же во всякие сомнительные дела «организованной группе акционеров» Юкоса – не привыкать. Они и сами, похоже, не заметили, как их используют то в США, то в Европе», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день в Менатеп оболгал прокуратуру Швейцарии. «Нервный Невзлин». Фрагмент письма, взбесивший «Менатеп». Уголовное дело в Швейцарии по заявлению «Менатепа» оказалось пустышкой. Что было 7 ноября 2004 года»)