История 03.10.20 9:22

«Говорили, что я владелец подпольного армянского банка»

«Однажды меня спросили: «Вы хотели бы прожить 200 лет?» Сейчас я бы сказал так: «Да, но при условии, что я напишу список, кто должен быть ещё». 3 октября народному артисту СССР Армену Джигарханяну – 85!

«Говорили, что я владелец подпольного армянского банка»

Это сегодня имя Армена Джигарханяна в основном ассоциируется со скандалами – его разводами с жёнами, судебными разбирательствами, слухами о неизлечимой болезни и о том, что сейчас он чуть ли не насильно заточен в «закрытой больнице, под охраной, абсолютно немощный». Или - с телешоу, где весь 2019 год на всю страну «обсасывали» всевозможное «грязное белье» актёра, тайно записанный его молодой супругой видеокомпромат, украденные у него квартиры, миллионы и т.д. Что на самом деле происходит с Джигарханяном, к сожалению, мы не знаем. Он с 2011 года не выходит на сцену, с 2018-го – не снимается в кино и не появляется на публике.

А ещё каких-нибудь лет десять назад… «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян», - едко подметил классик эпиграмм на коллег Валентин Гафт. Другой знаменитый острослов, режиссёр Марк Захаров, продолжил эту тему: «Что случилось с Джигарханяном»? Уже второй день его не видно по телевизору!» И действительно всё было именно так: десятилетиями у Джигарханяна практически не было перерывов в съёмках, он играл в нескольких театрах, десятками записывал радиоспектакли, издал книгу мемуаров. Параллельно вёл курс в театральном институте, а потом и вовсе - открыл и возглавил театр своего имени, где собрал своих лучших студентов. Нельзя сказать, что Армен Борисович охотно раздавал интервью, но даже на журналистов он иногда находил время. То есть был многолик, вездесущ и в отличие от некоторых сегодняшних «мегапопулярных» актёров, бесцветно кочующих из фильма в фильм, создавал ярчайшие, мощные, неповторяющиеся образы. Достаточно вспомнить его штабс-капитана Овечкина из «Неуловимых мстителей», Горбатого из «Место встречи изменить нельзя» или судью Кригса из «Здравствуйте, я ваша тётя!»

2020 год для Армена Борисовича – год сплошных круглых юбилеев. 85 лет со дня рождения, 65 лет работы в театре, 60 - в кино. А что такое 85? Не так уж и много. Отметивший на днях 90-летие Иван Краско по-прежнему играет в театре, 92-летняя Татьяна Пилецкая – не в одном, а сразу в двух, без 95-летних «королев сцены» Юлии Борисовой и Веры Васильевой сегодня трудно представить репертуар соответственно театров Вахтангова и Сатиры. Так что пожелаем вам здоровья и творческого долголетия, Армен Борисович!

FLB предлагает самые яркие фрагменты интервью разных лет Армена Джигарханяна нашему обозревателю Андрею Колобаеву.

НЕ ВЗЯЛИ В ГИТИС ИЗ-ЗА АРМЯНСКОГО АКЦЕНТА

«Какие самые яркие впечатления остались от детства? Самые сильные оставляли порой книги, хотя заядлым книгочеем я не был. «Лягушка-путешественница» - одна из первых потрясших меня историй. Что-то вроде первого серьёзного поступка я совершил в 9 лет. Перед Новым, 1944 годом, мама начала хлопотать о празднике и хотела поставить ёлку. Но я сказал: «Не надо, война идёт». И мы в тот год ёлку не ставили.


Армен Джигарханян c мамой Еленой Васильевной, начало 1940-х

…День своего актёрского дебюта я запомнил очень хорошо! 24 января 1955 года в Ереванском русском театре имени Станиславского шёл спектакль по пьесе Гусева «Иван Рыбаков», в котором мне досталась единственная фраза: «Товарищ капитан, вам телефонограмма!» Всё! На сцене, помню, стояла армейская палатка, меня «вооружили» шинелью, каской, автоматом... Надо сказать, эту роль я получил случайно. Мой дружок, учившийся в театральном институте курсом старше меня, уехал по делам в Москву и попросил его подменить. Потом был небольшой скандал, потому что я «не ту шинельку надел». Несмотря на это недоразумение, через три дня мне предложили работу в театре. Тогда существовало такое понятие «вспомогательный состав». Зарплата - 49 рублей. Вот так всё и началось и продолжается до сих пор.

Между прочим, мало кто знает, что так называемый «свой путь в кинематографе» я начинал с помощника оператора в хронике на «Арменфильме»…

- ?!
- Был такой период - после того, как меня «прокатили» в ГИТИСе из-за сильного армянского акцента, и это тогда чуть не поставило крест на моей актёрской карьере. Самое смешное, что я от него так и не избавился. Просто когда я стал много сниматься, завоёвывать призы и уже кем-то стал, то акцент сочли за «оригинальную манеру».

А впервые снялся в кино я в 1960 году в картине «Обвал». Кстати, неплохой фильм получился! Нет, не из-за меня… Режиссёр «Обвала» Саркисов стал потом ассистентом у Сергея Герасимова, его фамилия стоит в титрах герасимовской картины «Маскарад». Занят был в «Обвале» и ныне известный армянский актёр Хорен Абрамян, главную героиню сыграла Тамара Кокова, ставшая всесоюзно узнаваемой артисткой после фильма «Фатима».

ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЛ РЕЖИССЁРОВ-«НАСИЛЬНИКОВ»

«Когда говорят, что хорошему артисту не нужен режиссёр, это ба-а-альшое заблуждение! Для рождения «ребёнка» нужно минимум два человека - актёр и режиссёр. А хорошему артисту ещё нужнее хороший режиссёр.

В моем представлении режиссёр - это уникальнейшая профессия. Хороших - всегда было крайне мало. Помните, был такой Вольф Мессинг? В Ереване он выступал, мы с ним познакомились. Он брал человека за руки и с завязанными глазами на шестом чувстве приходил вместе с ним к цели - спрятанному в зале предмету. Вот для меня режиссёрская профессия - близкая к этому. Режиссёр - это не тот, который кричит: «Говно ты собачье, а не актёр!» А тот, который вот так ведёт артиста по этому лабиринту. И приводит. Он должен все кишки вытащить. Это очень редкий дар. Я больше встречал режиссёров - великих «насильников», которые диктуют свою волю, гипнотизируют и, извините, для них, как в театре Образцова, - все марионетки. А вот тот, который... Это большая редкость. Столько качеств нужно - какая духовность, какая интеллигентность, какой голос... Он уговорит, увлечёт за собой любого. Простой пример. Я не был никогда комсомольцем. И вот почему. У нас в школе была пионервожатая, и у неё был пригундосейший голос. Она пришла к нам в восьмом классе и сразу заявила (изображает противный тембр): «Надо поступить в комсомол! Только добровольно». Я спросил: «Добровольно - это значит, можно не вступать?» «Можно». «Тогда меня не пишите!» Серьёзно – я отказался вступать в комсомол только из-за её голоса... Если у режиссёра такой голос, он никого не уговорит.

- На ваш взгляд, существует залог успешности кинопроекта?
- Думаю, что присутствие знаменитого актёра - не самый лучший критерий оценки фильма. Например, «Место встречи изменить нельзя» я люблю не только из-за Володи Высоцкого. Он здорово сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. Высоцкий - одно из звеньев этого фильма, один из команды. Я давно занимаюсь актёрством и могу сказать, что один человек вытащить спектакль, картину не может. Должны звезды сойтись. Не актёрские, а на небе. В данном же случае сошлось всё: хорошая литература - братья Вайнеры, режиссёр Говорухин, компания актёров была убедительная, - и произошло нечто. Я-то вообще считаю досужими разговоры около искусства: фильм, мол, г…, а Иванов, Петров, Сидоров его вытащили. Так не бывает.

- Просматриваете фильмы со своим участием?
- Никогда в жизни! Более мучительного нет ничего».


О ЗАРАБОТКАХ, ЗВАНИЯХ И НАГРАДАХ

«Никогда не снимался ради денег - деньги не самоцель. Но когда я снимаюсь, это и творчество, и заработок. Если вы мне покажете магазин, где артистам всё дают бесплатно, ради бога, я не буду зарабатывать. Когда я был совсем начинающим актёром и жил в гостинице «Киевская», мне приходилось ездить на съёмки до студии имени Горького, а это довольно приличное расстояние - полтора часа в метро. Приезжаю, и мне режиссёр устраивает сильную головомойку: «Мне нужен в кадре свежий артист, а не человек, который полтора часа ехал муниципальным транспортом». Тогда я понял, как он прав. Я должен в кадре хорошо выглядеть, потому что снимают моё лицо. А чтобы хорошо выглядеть, я должен хорошо питаться. А для этого я должен заработать деньги.

- Это правда, что вы вошли в книгу рекордов Гиннеса, как самый снимающийся актёр?
- Не знаю, не видел. Лучше деньгами. (Смеётся.) Награды? Я имею редкий орден, очень красивый, с бриллиантом, который, как мне объяснили, приравнивается к Герою Армении. Он носит имя Месропа Маштоца, придумавшего армянский алфавит. Причём у меня орден за номером два. Первый - у покойного католикоса. А звания... Я всю жизнь хочу быть свободным от званий. Они действуют на меня. Я начинаю «раздуваться».

Честно вам скажу: я никогда не дрался за роли, и в этом плане я счастливый человек. Либо я хотел «эту роль» и её получал, либо не хотел. Почему я говорю, что не люблю пробы. Не потому, что боюсь, а потому, что я должен знать, что роль действительно моя, тогда я буду участвовать. А когда говорят: «Завтра позвоним, скажем, ваша она или нет» - мне не нравится. Я очень самодостаточный! Один большой человек, не буду называть его фамилию, сказал мне, что увидел моего «Сократа» (речь о спектакле «Беседы с Сократом» по пьесе Э. Радзинского, - ред.) и благодаря этому окончил философский факультет и стал крупным философом. Вот это для меня «моё звание» и «мои награды». Значит, в какой-то организм я проник, оплодотворился, так скажем».


Сцена из спектакля «Театр времён Нерона и Сенеки», 1985

«ЛЕНИН! КАМО ПРИШЁЛ!»

«Совсем уж анекдотических случаев в моей карьере не было. Но я был свидетелем множества курьёзов. Например, в одном армянском театре игралась пьеса о революционных событиях. Главными персонажами были Ленин и Камо, который тогда был национальным героем Армении. И в пьесе был эпизод: Камо приходит к Ленину, а тот поливает цветы. По замыслу режиссёра, Камо должен был остановиться и долго-долго зачарованно наблюдать за гуманным вождём, который так просто и по-человечески ухаживает за цветами. И актёры начали это играть, а зрители, недовольные тем, что Ленин не видит Камо, стали кричать из зала: «Ленин! Камо пришёл!» И так они это долго кричали, что у актёра нервы не выдержали, он повернулся и сказал: «Я вижу, что он пришёл, но я цветы поливаю - не видите?» «Вот ты поздоровайся, а потом поливай!» - сказали ему из зала. По-моему, смешно...

Расскажу ещё одну байку. Один очень хороший актёр играл Тибальда. В середине пьесы «Ромео и Джульетта» его герой погибал, и актёр шёл домой. Этот артист много лет играл этот спектакль. И тут к нему приезжают гости, он ведёт их в театр. И сам остаётся и досматривает спектакль до конца. На следующий день приходит совершенно убитый и говорит: «Слушайте, оказывается, Ромео и Джульетта погибают…»

- У вас есть любимые актёры?
- Есть те, кем я восхищаюсь, у кого учусь. Например, Роберт де Ниро. Какую энергию он излучает! В любой роли, даже в средних фильмах. Даже когда он просто стоит, сидит, ходит, это завораживает. Потому что личность могучая. Но по большому счёту зарубежные «звёзды» кино - те же Ален Делон или Бельмондо - безусловно хороши, но я хотел бы посмотреть, как они произносили бы производственные тексты, сыграли бы колхозного тракториста или секретаря парткома».


Альберт Филозов, Игорь Костолевский и Армен Джигарханян во время съёмок фильма «Тегенран-43», 1980

«Я ТОСКУЮ ПО ТЕМ, КОГО ЛЮБЛЮ, ГДЕ ОНИ — ТАМ И МОЙ ДОМ»

«У меня нет хобби. Зато есть комплексы. Не умею плавать - раз; не играю ни на одном из музыкальных инструментов - два; не знаю языков - три. Третье, конечно, можно заключить в общую постыдную проблему многих наших сограждан, со вторым я уже смирился; а вот с первым - нет. Однажды решил: «Как бы там ни было, но плавать научусь!» Даже зарок себе дал. Прихожу к директору «Олимпийского». Он приводит тренера и говорит: «Это наш лучший тренер». Ну, я не буду рассказывать в подробностях, но смешного там было много. Через две недели мы вернулись к директору, и тренер ему говорит: «Первый раз вижу человека с таким патологическим стремлением утонуть». Так что плавать я не научился и остался при своих комплексах. Наверное, не судьба.

Знаете, что сейчас я ценю больше всего? Вы будете смеяться, но… Чистый хороший туалет, который пахнет хорошо и не пахнет плохо. Обувь удобная, мягкая такая. Люблю отдыхать, развалившись на диване. Я патологически люблю читать – мне даже один человек посоветовал: «Когда ложишься, книгу не бери – она тяжёлая, возьми газету!» Наконец, я люблю деньги, потому что они украшают чуточку мою жизнь.

- Давным-давно ваши ученики вам, как преподавателю, дали прозвище «добрый». А в жизни вы какой?
- Сентиментальный. Это было всегда, а сейчас - особенно. Сентиментальный! Дальше, думаю, расшифровывать не надо. Боюсь, потом мучиться буду. Но, например, ностальгии у меня не бывает абсолютно. Ностальгия у меня ассоциируется с чем-то слёзным, с соплями… Более того (я скажу, вы потом вычеркните!), я не очень понимаю, что такое Родина. Правда, а что такое Родина? Вот я армянин, живу в России, русский актёр – я думаю про себя так. Родина для меня - это что? Не знаю, честно. Не возникает слёзного ощущения ночью, такого, чтобы я по-армянски начал разговаривать во сне – не бывает. Я тоскую по тем, кого люблю, где они — там и мой дом. Или у меня обычно спрашивают: «Вы армянский коньяк любите?» Я отвечаю: «Не люблю». Вообще коньяк не люблю. Мой любимый алкогольный напиток – виски. Великий напиток! Правда, я очень скромно пью – если сто граммов выпиваю, значит, уже пьяный…» (Смеётся.)


Армен Джигарханян и Михаил Боярский в фильме «Собака на сене», 1977

«МЫ ЗАСЛУЖИВАЕМ ТО, ЧТО МЫ ЗАВОЁВЫВАЕМ, К ЧЕМУ ИДЁМ, В ЧЁМ НУЖДАЕМСЯ, БЕЗ ЧЕГО ЖИТЬ НЕ МОЖЕМ»

«Ничего душераздирающего типа «и когда я её увидел, сразу понял - это судьба» в моей жизни не было. И, я уверен, так вообще не бывает. Всё это придумано, как и придумана история Золушки. Придумана, простите за пошлость, как пособие. Мол, девушки, вперёд - принц с туфелькой вас уже ждёт. И все Золушки мира побежали искать своих принцев...

В жизни всё гораздо лучше. Мы заслуживаем то, что мы завоёвываем, к чему идём, в чём нуждаемся, без чего жить не можем. А это «без чего мы жить не можем» сразу не обнаруживается. Я это знаю хорошо, потому что так рождается спектакль - самая моя большая любовь. Вот мы начинаем репетировать, сначала всё понятно, потом ничего не понятно, потом опять понятно, потом опять ничего... Так и в жизни. Потому что один из самых важных компонентов в жизни человека – «вдруг», случай.

- В вашу жизнь часто вмешивался этот «вдруг»?
- Каждый день. Все встречи, романы, свадьбы - это тоже «вдруг». Театр и кино - тоже. Я ведь в детстве даже в школьной самодеятельности не участвовал. Когда подрос, вечерники, шумные компании проходили мимо меня: видом не вышел, на гитаре не играл, на пианино тоже. Может, я был незаметным, может, просто некомпанейским. Но как-то всё же стал актёром. «Вдруг»!

А что касается всевозможных баек и сплетен обо мне, то их всегда ходило немало. Помню, например, говорили, что я якобы «подпольный владелец крупного армянского банка», «без пяти минут эмигрант», «вожу шуры-муры с юными актрисами театра Джигарханяна». И что? Будем опровергать? Как вы себе представляете Джигарханяна – эмигранта? Я - никак. Моя мама – а у меня была очень мудрая мама – говорила: «Если о тебе будут говорить всякие легенды, не опровергай. Будут говорить, что у тебя миллионы, скажи: да, есть». Поэтому, когда я слышу про «романы» или «миллионы»… Пусть говорят! (Хохочет.)


Кадр из комедии «Здравствуйте, я ваша тётя!», 1975

«ЕСТЬ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ МЫ НИКОГДА НЕ ОТВЕТИМ»

«Как бы я поступил на месте Фауста? Если честно, думал на эту тему, но, пока вы меня на его место не поставите, я не знаю ответа, а теоретизировать не берусь. Я вам скажу, например, такую вещь: я… я так думаю… (Длинная пауза.) что я не боюсь смерти. Это не грустный разговор – к этому мы должны быть готовы. И с той же уверенностью думаю, что могу ошибиться. Потому что не был на этой крайней черте.

Помню, однажды меня спросили: «Вы хотели бы прожить 200 лет?» Не помню, что я тогда ответил, но сейчас я бы сказал: «Да, но при условии, что я напишу список, кто должен быть ещё». Если моего кота Фила не будет, моей жены не будет, зачем мне столько жить?! И так у меня мало осталось друзей – умирают – остались один, два, три… Получается, опять же вернёмся к Фаусту, мне ни к чему бессмертие.

- Что ваша интуиция подсказывает: там что-нибудь есть?
- Я должен честно сказать: думаю, что нет. Хотя мне выгодно, чтобы там было. Нет, «выгодно» - плохое слово… мне необходимо, что они там. Моя мама там, моя дочь там, и я к ним пойду. Сегодня я знаю, что есть вопросы, на которые мы никогда не ответим. И может, и не надо.

- Армен Борисович, вас обожали власти при любом режиме - при Хрущёве, Брежневе, Горбачёве…
- С Горбачёвым я даже дружил…

- Ельцин вам вручал награду… Но они же развалили страну.
- Меня это не касается. Беда знаете в чём? В том, что вы даже не знаете, как это сделать. Это всё равно, что вы мне скажете: «Вы плохо играете роль». А я скажу: иди – сыграй. «А я не знаю, как сыграть». Тогда, простите меня, не хера вмешиваться. Когда вышла знаменитая картина «Так жить нельзя», я автору картины сказал: «Знаешь, какой следующий вопрос? А как надо жить?» Если вы на него не отвечаете, вы для меня чистой воды разрушитель. Когда я прихожу на репетицию к своим коллегам и говорю что-то, я тут же говорю, что я предлагаю. Если я просто говорю, что плохо, значит, я чистой воды разрушитель. Чистой воды! Поэтому это не верная вещь. Не нами придумано: если не умеешь, не знаешь, - обратись к Богу. Точнее я не знаю.

- Можете о себе сказать: «я - счастливый человек»?
- Не могу сказать, что я уже всё попробовал в жизни, всё узнал, всем обладал... Может быть, главное – впереди».
Беседу вёл Андрей Колобаев

Ещё на эту тему

В этот день адвокат рассказал о страданиях «пассивного курильщика» Ходорковского

Хроника заядлого курильщика МБХ. «Представители Юкоса сознательно скрыли важные факты, не передав контрагенту документы за 1999 год». Prigovor.ru напоминает, что было 15 сентября 2005 года

Расследование на букву «Х»

FLB: Михаил Ходорковский слил проект «ЦУР» и выделил вместе с организатором юкосовских убийств Леонидом Невзлиным $ 5 млн на «расследования преступлений против журналистов»

Алиев превзошёл все рекорды холуйства

FLB: «Такой вульгарности и пошлости в восхвалениях не было даже при Сталине. И не поймёшь – то ли он идиот персонально, то ли от наглого цинизма».  Что было в Кремле 29 сентября: в 1974, 1982, 1984 и 1990 годах

В овощном от директора до продавщиц все пьяные

FLB: «Им закон об алкоголизме не писан. Попробуй уволь. Найдёшь кого взамен?
Бабы скандалят с директрисой, той палец в рот не клади, к тому же тоже пьяная». Что было 6 июля: в 1974, 1975, 1985 и 1991 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров