Этот учебник подготовлен на базе методических пособий Александра Филиппова и Леонида Полякова. Тем самым ассоциация дала зеленый свет учебнику "Новейшая история России. 1945 - 2006 гг.", который согласно существующей концепции «поможет» выпускникам школ стать настоящими "патриотами, носителями ценностей гражданского общества, осознающими свою сопричастность судьбам России". Судьбоносное решение принимали сопредседатели ассоциации - академик РАН Александр Чубарьян и ректор МГУ Виктор Садовничий, а также секретарь совета при президенте России по науке, технологиям и образованию Джахан Поллыева и и.о. замминистра образования и науки Исаак Калина.
Виктор Садовничий
Александр Чубарьян
В начале совещания Садовничий обозначил главные задачи, которые нужно решить в преподавании гуманитарных дисциплин в школе: регулярно проводить всероссийские съезды учителей-гуманитариев, в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования укрепить связи между общеобразовательной и высшей школой. А Джахан Поллыева обратила внимание на отсутствие института повышения квалификации преподавателей, особенно в высшей школе.
Джахан Поллыева
Члены ассоциации сразу вписали в итоговое постановление поручение Российскому союзу ректоров создать соответствующую программу на базе институтов РАН. Особое внимание рекомендовали уделить гуманитарным дисциплинам, в первую очередь истории. "Изменений в содержании этих предметов намного больше, чем в более стабильных областях знаний, таких как математика, физика, - сказал "Газете" Исаак Калина. - Переподготовка уже идет в субъектах федерации, но ее нужно переводить на федеральный уровень".
=ереподготовка директоров школ началась уже в 2007 году, а в следующем Минобрнауки совместно с РАН возьмется за преподавателей общественного цикла. Их научат, как правильно трактовать историю и общественные науки с точки зрения пособий Филиппова и Полякова. Книга для учителей "Новейшая история России. 1945-2006 гг." Александра Филиппова наделала много шума в научных и образовательных кругах. Например, авторы не только пишут о "жесточайшей эксплуатации населения" при Сталине, но и называют его "одним из наиболее успешных руководителей СССР", а репрессии 1937 года трактуют как путь подъема страны после кризиса. Глава о последних восьми годах названа термином замглавы президентской администрации Владислава Суркова -"Суверенная демократия". Кстати, Владимир Путин в июне этого года на встрече с учителями одобрил принцип воспитания детей в патриотическом и гражданском духе на основе вышеупомянутых пособий, но в минувшую пятницу в Сочи заявил членам клуба "Валдай", что не вполне согласен с термином "суверенная демократия".
Автор книги для учителей "Обществознание: глобальный мир в XXI веке" Леонид Поляков заявил на круглом столе, что пособие предлагает "современную идеологию" и учит, как "воспитать у молодого человека гражданскую и патриотическую позицию". Написанный на его основе учебник школьники начнут изучать уже с 1 сентября 2008 года. Джахан Поллыева в беседе с корреспондентом "Газеты" пояснила, что не считает эти пособия идеологизированными: "Сначала нужно определить, что подразумевается под идеологизацией учебника. Если речь идет о том, что концепции пособий не совпадают с мнением отдельных авторов, - это одна история. Если человеку предлагается картина мира и общества, тогда речь идет о научных идеях, которые объективны".
***
СПРАВКА ГАЗЕТЫ
"Конечно, особый драматизм и напряженность советскому периоду сообщали особенности личности Сталина."..."Однако влияние психологических особенностей личности Сталина на политико-экономическое развитие скорее было вторичным по сравнению с ролью объективных обстоятельств. Реализация ускоренной модернизации страны требовала соответствующей системы власти и формирования управленческого аппарата, способного реализовать этот курс. Во многом эти причины поясняют характер осуществленного Сталиным переворота, ставшего по масштабу "революцией сверху".
"Новейшая история РОССИИ. 1945 - 2006 гг.". Книга для учителя. Д. В. Филиппов
"В последнее время значимым элементом концепции государственной безопасности становится суверенная демократия. Это означает, что Россия не просто признает такие ценности, как свобода, права человека, частная собственность, выборность и подотчетность народу органов власти, но и считает их неотъемлемо присущими российскому многонациональному народу. Однако принципиальным моментом является то, что органы власти формируются исключительно российской нацией. Тем самым Россия отказывается уступать даже часть своего национального суверенитета в обмен на экономические и технологические преференции или же в ответ на обещание принять Россию в полумифический "клуб подлинных демократий".
"Обществознание: глобальный мир в XX/ веке". Книга для учителя. Под редакцией Л, В. Полякова
НОВИКОВА АНАСТАСИЯ, «Газета», 19.09.2007