Экранный образ Михаила Кокшенова всплывает в памяти легко – этакий улыбчивый рубаха-парень, простак и увалень. Если его герой ворует, то, как правило, - себе в убыток, если кого-то старается «убить», то сам чудом уносит ноги, ну а уж если в кого-то «по уши» влюбляется, то «возлюбленная» обязательно уходит к другому. Между тем в кинотусовке все знали: в реальной жизни всё наоборот. Михал Михалыч совсем не прост, умён, хитёр, с прекрасной деловой хваткой (недаром – сам плодовитый режиссёр, небезуспешный бизнесмен) и просто фантастически везуч любви.
Последний раз он всех удивил несколько лет назад, когда в самолёте познакомился с преуспевающей бизнес-леди - гендиректором фирмы, производящей нефтепромысловое оборудование, Натальей Лепехиной и влюбился в неё как мальчишка (на восьмом-то десятке лет!). Помню, как Михал Михалыч хвастался автору этих строк, какой это кайф – будучи дедушкой, бегать на «тайные» свидания с возлюбленной. Получается, ещё и романтик.
Он развёлся с женой Еленой, с которой прожил в браке 20 лет, женился и переехал вместе с новой супругой в новую 300-метровую квартиру - поближе к «Мосфильму». В моей памяти Кокшенов остался человеком, у которого везде «всё схвачено» - во властных структурах, на киностудиях, в правоохранительных органах, в криминальной среде, на рынках, где он любил отовариваться свежими продуктами... Он умел достать всё на свете и договориться со всеми. А ещё как «бандит» из 90-х любил погонять по Москве на внедорожнике с блатными номерами – там были одни его любимые «девятки». Кстати, до последнего регулярно ходил в спортзал. Был полон творческих планов. Что интересно, как режиссёр Михал Михалыч снял 15 комедий, но самой заветной его мечтой был полнометражный фильм о войне.
Казалось, он «вечный» – намного пережил своих знаменитых партнёров и режиссёров – Гайдая, Мотыля, Даля, Высоцкого, Крамарова, Пуговкина, Фараду и многих других. Но в октябре 2017 года упал на улице. Инсульт. Почти два года медики пытались его выходить и вернуть в строй. Но чудо не произошло.
Андрей Колобаев
Михаил Кокшенов с третьей женой Натальей Лепехиной
FLB: Предлагаем самые яркие фрагменты из рассказов Михаила Кокшенова о своей жизни и творчестве, которые записал в разные годы обозреватель Андрей Колобаев:
«НАЙДИТЕ МНЕ ЭТОГО - «СИНЕНЬКОГО»!
«Моя мама была профессиональной актрисой, и она очень не хотела, чтобы я пошёл по её стопам. Поэтому я сначала окончил Московский индустриальный техникум, стал геологом. Но всё равно параллельно бегал в драмкружок при нашем Дворце культуры. И в конце концов так захотел быть артистом, что всё бросил и отнёс документы в театральный. Правда, потом долго не мог найти свою актёрскую нишу. Невероятно, но факт: после Щукинского театрального училища я весил всего 69 килограммов при моём росте метр 82. Поэтому, выходя на сцену «Маяковки», я специально «толщинки» всякие под низ одевал. Напяливал ватные штаны, телогрейку, а сверху брюки и рубашку. А потом узнал, что наш артист Борис Химичев всё время «таскает железо» под сценой. Спектакль идёт, а он качается себе грузами. Он мне говорит: «Позанимайся, и фактура будет обалденная, а то ходишь хлюпиком». Я начал с ним заниматься и за год 25 килограммов набрал. И вот как-то иду по киностудии таким мордоворотом, с бицепсами 42 сантиметра, и слышу: «Вы случайно не артист?» «Случайно – артист!» «Заходи!»
Моя фильмография началась с легендарной комедии Юрия Чулюкина «Девчата», куда попал совершенно случайно. Просто среди массовки ходил, вертелся перед носом режиссёра. Вот он и предложил сыграть эпизод: лесоруба, пьющего воду из графина. Я целый графин «опрокинул» в кадре, чуть не захлебнулся. Но эпизод получился смешным и в фильм вошёл. Случайность! Всё же в жизни - случайность…
До встречи с Леонидом Гайдаем я считался социальным героем. Моими верными партнёрами на съёмочной площадке были… отбойный молоток, совковая лопата, каска и кирзовые сапоги. Дело всё в том, что первое время я играл одних бугаев бригадиров. У меня была типичная «советская» внешность положительная: глаз «улыбается», 36 зубов и в робе. Вот и сыпались однотипные предложения.
Только Гайдай рассмотрел во мне комедийный дар. Дело было так. 1973 год… Раньше фотографии артистов продавались в газетных киосках – чёрно-белые по пять копеек и цветные по восемь. Леонид Иович жил в районе метро «Аэропорт» и часто, приходя за газетой, высматривал новых актёров. И вот однажды увидел меня. Снимок был «потрясающим»: я в синем блейзере и такая полиграфия замечательная, что синий цвет плавно перетекал на лицо. В общем, я был похож на какого-то запойного алкаша со зверским взглядом. Гайдай купил моё фото и попросил ассистентов: «Найдите-ка мне вот этого – синенького!» И меня привели к нему пробоваться в комедию «Не может быть!» Я был утверждён.
Потом мы с ним очень подружились, потому что Гайдай, мало того, что редкого юмора был человек, он ещё и окружил себя единомышленниками. Он был первый на моей памяти режиссёр, который буквально фонтанировал юморными идеями. Причём, он с годами не менялся – какой был в 40 лет, такой был и в 70. Сниматься у него было одно удовольствие!»
Михаил Кокшенов в роли Захара Косых. Кадр из фильма «Женя, Женечка и Катюша»,1967 г.
ГОТОВ БЫЛ СЫГРАТЬ ГАМЛЕТА
«Для меня комик №1 нашего кино – Евгений Леонов. Мы с Евгением Павловичем пересеклись всего один раз – на озвучании «Легенды о Тиле». Помню, он стоял у микрофона и все должны были «бить» его – «наваливались» и орали, конечно, не трогали руками, но толкались… Вдруг он как завопит: «Стоп!» Запись остановили. Все: что такое?! Леонов говорит: «Дайте я бумажник переложу, а то тут такая компания!» Все мы просто «легли» от хохота…
Между прочим, я не жалею, что у меня сложился имидж придурковатого простака. Комедийное амплуа - самое сложное, но, наверное, и счастливое для актёра. Оно вне политики, вне возраста - вечное. К тому же дураков-то играть сложнее, чем умных! Талант нужен.
Минус один - одноплановость. Это сейчас немодно быть чисто комедийным артистом. А в наше время, если ты заштамповался в комедийном качестве, о роли в крутом боевике забудь. Например, я не мог выйти в образе какого-нибудь Че Гевары – все будут смеяться. Хотя я всё хотел сыграть! Будучи актёром театра имени Маяковского, я даже роль Гамлета выучил – а вдруг Марцевич (Эдуард Марцевич – ведущий артист театра им. Маяковского и Малого театра, - FLB). заболеет. Конечно, в глубине души я понимал, что одного чуда мало – всё-таки у меня в то время был вес 100 килограмм, такая «будка»… Но, тем не менее, текст я знал назубок».
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», 1985 г.
НА СЪЁМКАХ «ХОЗЯИНА ТАЙГИ» ЧУТЬ НЕ УТОНУЛ
«Был период, когда я злоупотреблял спиртным, не буду скрывать. Но у меня это рано прошло. Лет в 16 исполнилась моя юношеская мечта – я стал геологоразведчиком. Романтика, экспедиция! И там я так бухать начал... Два стакана гранёных водки накатывал запросто. Сырок «Дружба» и стакан – это было всё моё меню. Меня все подначивают специально: «Молодец, Мишка, давай ещё!» А я, дурак, не понимаю. И однажды после одного сильного бодуна мне один хороший человек, наш прораб, сказал: «Миша, не надо. Погибнешь!» И как-то с тех пор у меня отрубило. Поэтому, например, в театре меня трудно было уговорить – я в застольях вообще не участвовал. Мне было неинтересно - не пью, чего я там буду сидеть. Не хочу!
Причём это абсолютно не мешало общению с партнёрами, например, с Далем, Высоцким. Мы очень даже здорово общались. Даль тоже в футбол любил играть… И потом Олег никогда не был запойным, он мог не пить месяц, два, три. Просто иногда мог сорваться. А так, чтобы он на площадке съёмочной был пьяным – никогда в жизни. Более того, и другим не позволил бы.
А с Володей Высоцким мы работали дважды - в картинах «Хозяин тайги» и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Кстати, на съёмках «Хозяина тайги» я чуть не утонул. Снимали фильм в Красноярске, в сентябре. По сюжету, мой герой, бравый сплавщик, срывается с брёвен, плывущих по бурной реке. По брёвнам за меня бежал и падал в воду дублёр, и только потом в реке оказывался я. Только никто не предупредил, что вода плюс два градуса и что сапоги резиновые надо перевязывать специальной проволокой – чтобы в них не попала вода. Когда я прыгнул, они сразу наполнились водой, и меня потащило на дно. Думаю: всё – конец! Ушёл под воду, мысленно с жизнью попрощался, вдруг чувствую - упёрся ногами во что-то твёрдое. Стою по шею в воде, камера работает. Бубню текст, а сам пытаюсь сапоги скинуть. Сам не помню, как удалось избавиться от сапог, еле заполз на лодку. И тут слышу истошный вопль костюмерши: «А где сапоги?!»
В хорошей компании я могу быть весёлым. Но в принципе я нелюдимый и самодостаточный – мне одному хорошо. Хотя, например, коллег разыгрывать люблю. Рассказал бы несколько историй, но все мои розыгрыши, мягко говоря, не очень приличные - нельзя рассказывать.
И на съёмках, бывало, обхохочешься! К примеру, одну из сцен последней комедии Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода…» мы снимали на полигоне Таманской дивизии. Если вы помните, там был эпизод, где мой герой-мафиозо Кравчук появляется с чёрным ухом, и вся хохма-то была во фразе «Я его у негра взял на пересадку!» Ухо мне наклеивали на студии, потому что это довольно сложный процесс, а потом мы все вместе выехали на съёмки – целая колонна машин. И вот свистит нам на повороте гаишник – аж разрывается, как свистит. Я медленно из машины выхожу, ухо рукой прикрыл, и говорю: «Ну, чего ты свистишь? У меня от твоего свиста всё ухо почернело! Смотри!» Он, конечно: «Га-га-га!!!» И пропустил нас – вот такую пользу принесло моё чёрное ухо».
Кадр из фильма «На Дерибасовской хорошая погода», 1992 г.
ТРИ СТАДИИ УЗНАВАЕМОСТИ
«Помню, на последнем курсе «Щуки» многие мои однокашники были на седьмом небе от счастья: мол, все, мы – Артисты. На что наш педагог Владимир Этуш сказал: «Нет, дорогие друзья. Артистами вы станете только тогда, когда пройдёте по улице, и вам вслед скажут: «Смотрите - артист пошёл». Пока диплом ваш ничего не значит». А Савелий Крамаров говорил, что три стадии есть узнаваемости. Первая, это когда тебя путают с кем-то: «Слушай, больно твоя рожа знакомая - ты на седьмом известковом карьере не работал проходчиком?» Вторая – это когда уверенно говорят: «О, не знаю, где видел, но это артист!» Могут добавить обидное «который всегда дураков играет». И третья - когда узнают по фамилии. Крамаров мне все время повторял: «Пройдёшь все три стадии, значит, состоялся». К сожалению, до этого доживают не все.
Я до этой «высшей» третьей стадии дошёл только в последние годы, когда часто стали крутить старые картины. Совсем старые - про партизан и колхозы – ушли, выжили только комедии. И зрители, наконец, мою фамилию в титрах прочитали.
Тот же Крамаров был и моим учителем по женской части. Савелий действительно женщин любил, но он не был бабником. Просто он искал свой идеал. Кстати, у него был потрясающий способ «заклейки» - безотказный. Подходил к понравившейся, со словами: «Девушка, скажите, пожалуйста…» Та естественно его узнавала. Он как будто задумывался: «Что бы такое спросить?» Её лицо тут же, как правило, расплывалось в улыбке. И все – «приехали!!»
А вот я, к сожалению, такой человек, что работа для меня всегда была главным делом, и на женщин времени как такового не оставалось. Представь: я снимался в среднем в 7 картинах в год, ещё и работал в театре, так что тут не до чего. Результат - поздняя первая женитьба. Ещё более поздняя – вторая. Елене было 19, когда мы поженились, а мне - уже 49! Поэтому сейчас я, конечно, завидую дико коллегам, которые успевают всё. Они детей родили рано, у них уже внуки пошли и правильно – надо это всё делать рано. Если ты талантлив, удачлив, - профессия от тебя не уйдёт.
Михаил Кокшенов, Савелий Крамаров и Семён Фарада на съёмках фильма «Русский бизнес»
Я подался в режиссёры в 1992-ом году, когда у нас всё немножко остановилось. Тогда-то мне кто-то сказал: «Давай найдём любителей кино», это тогда так назывались спонсоры. «Любители кино» нашлись, мы «выписали» из Америки Савелия Крамарова и сняли фильм «Русский бизнес».
Сейчас у меня уже 15 фильмов. Причём поначалу же со мной просто анекдотические ситуации происходили. Первая моя картина: снимаем на Арбате, ноябрь, промозглая погода. Я сыграл свой эпизод, начинаю одеваться. Довольный, что, наконец, отмучился и можно ехать домой. И вдруг слышу голос Кучи - Натальи Крачковской: «Михал Михалыч, ты куда? Ты же режиссёр, надо до конца сидеть».
Представляешь, забыл! Автопилот включился. Так после того случая свои эпизоды всегда в конец ставлю - чтобы не травмировать себе душу. Принесла ли мне популярность дивиденды в виде хорошего счета в банке, недвижимости за границей и замка в Подмосковье? Всё относительно. Популярность – очень удобная вещь. А какие конкретно дивиденды? Не скажу. Это моя коммерческая тайна!»
Материал подготовил Андрей Колобаев, обозреватель FLB.ru