История 14.05.20 15:29

«Бриллиантовый» эпизод

FLB: «Мгновенно по киностудии прошёл слух, что «сейчас Светличная будет раздеваться». 15-го мая отмечает юбилей одна из самых загадочных актрис советского кино. Светлане Светличной - 80

«Бриллиантовый» эпизод

Наше знакомство со Светланой Афанасьевной началось с того, что она меня прокляла. Дело было так. Ровно 10 лет назад, к 70-летию, мы готовили подборку её семейных фотографий для одного глянцевого журнала. Вместе рылись в её семейном архиве, очень тепло пообщались и договорились в начале мая сделать большое интервью. Однако в назначенный день актриса объявила, что уезжает на Урал к брату. А чтобы не срывать запланированный материал, предложила выход: напечатать выдержки из её интервью разных лет. «Я немало пооткровенничала о своём прошлом и ничего нового всё равно не расскажу», - сказала она. Для страховки попросила показать готовый текст её стилисту – Руслану Татьянину.

Я сделал всё в точности как она попросила. Причём взял из её откровений (а там было немало шокирующего, что называется, из первых уст!), пожалуй, самое невинное – о детстве, историю их любви с Владимиром Ивашовым, о съёмках и трудных 90-х. Но на публикацию Светличная отреагировала бурно: озвучила своё проклятие и швырнула трубку. Весь «криминал» был в единственной фразе, вынесенной на обложку: «Володя мне изменял, я изменяла». Но я-то не считал, что нарушил уговор и совершил «преступление».

Продолжение случилось четыре года спустя, когда Светличная вновь согласилась пооткровенничать, а на встречу редакция отправила меня. В течение нескольких часов Светлана Афанасьевна отвечала на вопросы и в конце концов подтвердила: романы на стороне были и у неё, и у Ивашова. Мол, это жизнь! А когда я ей напомнил об инциденте, призналась, что на эмоциях погорячилась. «Я – очень впечатлительная, эмоциональная и на радость и на горе. Дура! Но другой я быть не могу», - объяснила она.

Я это к тому, что вот такой человек Светлана Светличная. Одной фразой походя предала анафеме, а потом передумала. Актриса!

Да, Светличная не сыграла таких ролей, которые можно годами пересматривать, восхищаясь её перевоплощениями, но в нескольких фильмах-шедеврах она безусловно блеснула и в памяти народной свой яркий след оставила. Не грех назвать эти фильмы: «Колыбельная» Михаила Калика, «Им покоряется небо» и «17 мгновений весны» Татьяны Лиозновой, «Стряпуха» и «Новые приключения неуловимых» Эдмонда Кеосаяна, «33» Георгия Данелия, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Ну и как «вишенка на торте» и её визитная карточка - «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая.

Кстати, почему не получилось сыграть больше и масштабнее Светлана Афанасьевна сама рассказывает (об этом ниже), и в её «версии» легко поверить, потому что советский кинематограф действительно жил по специфическим правилам и законам, привлекательная внешность и талант никогда не гарантировали востребованности. И дело не только в жёстком идеологическом прессинге. Циничные «чёрные списки строптивых» и режиссёрско-чиновничьи диваны «для распределения ролей», к сожалению, не легенды, а суровая реальность той эпохи. Разразись мировой харрасмент-гейт на 40-50 лет пораньше и с теми же последствиями как сегодня, многим видным деятелям Госкино СССР, именитым режиссёрам и худрукам театров (естественно - членам КПСС, лауреатам Сталинско-ленинских и других премий) точно не поздоровилось. Предположу, что ещё одной причиной её короткой фильмографии как раз стал её взбалмошный прямолинейный характер, невоздержанность на язык и резкие поступки, отчего она сама сполна натерпелась в своей жизни.


Так почему Светлана Светличная «одна из самых загадочных»? А разве это не так? Во-первых, в молодости была редкого шарма красотка с серо-бирюзовыми глазами, как писали в западной прессе – «бездонными». Сыграла немного, а знают все – от мало до велика. До сих пор все её так называемые «романы» (в этом списке, например, поэт Геннадий Шпаликов, Вячеслав Тихонов, Олег Стриженов, Андрей Миронов и даже… Юрий Гагарин) окутаны плотным туманом, и что было в реальности невозможно понять даже из её рассказов – так Светлана Афанасьевна умеет витиевато повествовать. Был в бурной жизни актрисы и «таинственный» брак, длиной… 25 дней, было немало мистики и трагедий. А вот ещё один любопытный факт: за последние 10 лет Светлана Светличная трижды была признана «самой стильной в стране» и удостоена звания «Икона стиля». Аналогов в мире не так много – разве что Джина Лоллобриджида и Софи Лорен. Предлагаем самые яркие фрагменты её монологов о своей жизни и творчестве.

«ПРОСТО Я ЧЕРТОВСКИ ОБАЯТЕЛЬНА»

«Я родилась перед самой войной в Армении, в Ленинакане. И моё будущее было предопределено, можно сказать, задолго до моего рождения. Дело в том, что моя мама в юности мечтала стать актрисой, но вышла замуж за военного. А это значит - военные гарнизоны, постоянные переезды… Об актёрстве пришлось забыть, но мечта-то осталась. Когда она забеременела в первый раз, сказала папе: «Если родится девочка, назовём Светланой. Представляешь, как красиво будет звучать: «артистка Светлана Светличная?» Но первым появился на свет мой брат Валерий, только уже потом я.



Светлана Светличная, 1951 год

Школу я заканчивала в Советске, это бывший Тильзит, моя любимая Прибалтика. Там я уже вовсю занималась художественной самодеятельностью, вела все концерты, читала стихи. Ещё помню, что все в школе говорили: «А вы видели дочку коменданта города? Какая красивая девочка!» Но я все эти разговоры пропускала мимо ушей. Красавицей себя никогда-никогда не считала и не ощущала. Честно – я не кокетничаю! Как иногда полушутя говорю в таких случаях: «Просто я чертовски обаятельна, во мне есть шарм». Кроме того, у меня есть вкус, я всегда умела быть раскрепощённой.


Светлана Светличная с родителями и братом Валерием. 1940-е

Несмотря на всю свою раскрепощённость, ехать в незнакомую Москву поступать в театральный я страшно боялась. Но мама мне довольно твёрдо сказала: «Собирай чемодан, дочка, и езжай. Вот билет!» И правильно сделала, что настояла! Хорошо помню, как пришла на первый тур. Лил такой проливной дождь, что я пока бежала из общежития промокла до нитки. Когда вошла в аудиторию, видимо зрелище было ещё то: моё любимое серенькое платьице было хоть выжимай, вся взъерошенная, волосы – торчком… Знаменитый педагог, профессор Михаил Ильич Ромм улыбнулся и сказал: «Как она похожа на воробья в луже». И вот эти слова, сказанные с добром, меня вдохновили. По мастерству получила три пятёрки: за прозу, стихотворение и басню. На радостях отбила домой телеграмму: «Ура, ура, Светлана, ура!»


Светлана Светличная – студентка ВГИКа

БЫЛА УВЕРЕНА: У ИВАШОВА РОМАН С ЖАННОЙ ПРОХОРЕНКО

«Однажды наш мастер Михаил Ильич Ромм увидел меня в пантомиме спектакля «Леди Макбет» и сказал, что из меня получится очень хорошая драматическая актриса. Причём, при всех озвучил это, чем очень помог мне поверить в себя. И я поверила. Вообще Ромм предрекал мне большое будущее – это было. С самого первого дня мне учиться было безумно интересно. Наш актёрский курс был объединён с режиссёрским и на занятиях была уникальная творческая атмосфера! К нам приходили Андрей Тарковский, Василий Шукшин... Вместе со мной учились Андрон Кончаловский, Галина Польских, Валерий Носик...


Светличная с Геннадием Шпаликовым, начало 1960-х 

На втором курсе к нам пришли Володя Ивашов с Жанной Прохоренко.  Михаил Ильич привёл их, представил. А все во ВГИКе и так знали, что они снялись в «Балладе о солдате», произведшей фурор на Каннском и Венецианском кинофестивалях. Хорошо помню, как Володя вошёл к нам в аудиторию: в джинсах (которые тогда, пожалуй, на весь Советский Союз имели человек сто), ковбойской шляпе, стройный, длинноногий, с американской стрижкой. И невероятно застенчивый! Наверное, он ещё не успел занять свободное место, а девчонки всего курса уже по уши в него влюбились. Конечно, он мне тоже сразу понравился, но я виду не показывала. Если честно, думала, что у них с Жанной – роман. К счастью, ошибалась…

И вот однажды на одной из репетиций спектакля «Казаки» по Льву Толстому по сценарию мы должны были с ним целоваться. Когда Володя меня поцеловал, меня как током ударило. Я вдруг почувствовала, что целует он не героиню спектакля, актрису, партнёршу, а меня - Свету Светличную. То есть по-настоящему! Значит, я ему нравлюсь. А вскоре, провожая меня в общежитие, где я жила, Володя неожиданно признался: «Светка, кажется, я тебя люблю!» Это были, наверное, самые счастливые мгновения в моей жизни. Я была на седьмом небе! Побежала звонить родителям в Мелитополь: «Ма-а-ама! – прокричала в трубку. - Я, кажется, скоро выйду замуж!» «За кого?»  «Смотрите «Балладу о солдате». Я выхожу замуж за «Алёшу Скворцова»!» Родители пошли в кинотеатр, посмотрели. Потом мама наказала: «Доченька, скажи точно, когда вы приедете, чтобы мы успели приготовить котлеты и самогон».


Светлана Светличная с Владимиром Ивашовым. 1960-е годы

Мы расписались 16 января 1961 года. Отмечали в Мелитополе, на зимних каникулах, и размах нашей свадьбы поразил и Володю, и его семью, и весь наш курс. Особенно то, что на юге Украины есть буквально всё: и сало, и мясо, и печёные гуси, и фрукты... Москвичи же привыкли все покупать по 50 граммов, а у нас еда измерялась тазами, вино - бочками. Мы катались на тройках лошадей, по городу ходили ряженые… Молодые, счастливые – вся жизнь впереди! Правда, когда вернулись в Москву, перебрались к Володиным родителям в 18-метровую комнату в коммуналке! Жили там вшестером, считали каждую копейку. И всё это на фоне того, что я привыкла к достатку. Наша семья жила в Австрии, в Венгрии, в Прибалтике, и я даже не допускала мысли, что в Москве люди могут так жить! Бледная лампочка в конце коридора, одна на несколько семей раковина и всегда протекающий кран... Спали мы так: стол на ночь ставили набок, и стелили себе на полу. Володина младшая сестра спала за шкафом на сундуке, а мы ложились втроём: я, Володя и его брат - Юрка.

Но с милым, как говорится, и в шалаше - рай. Я в тот момент была настолько влюблена в Володю, что старалась этого не замечать. А вот когда на свет появился наш старший сын Алёшка – мы его в честь Алёши Скворцова назвали - совсем тяжко стало. Спасибо, кинорежиссёр Георгий Наумович Чухрай написал письмо в компетентные органы, в котором упомянул, что артист, сыгравший главную роль в знаменитой военной ленте, живёт в нечеловеческих условиях. Мол, «Ивашова разыскивают иностранные журналисты, а приводить их некуда». Только тогда нам дали отдельную двухкомнатную на 2-й Фрунзенской. Я чуть не плакала от радости: после коммуналки эта квартира казалась мне сказочным дворцом».

«ЗАТО Я БЫЛА ЧУТЬ ЛИ НЕ САМАЯ ВЫЕЗДНАЯ»

«Свою первую большую роль – Надю Колчину в фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо» - я сыграла ещё студенткой ВГИКа. Мне доверили роль жены лётчика, которого играл гремевший в те годы Николай Рыбников. Меня старили, его омолаживали. Получилась очень хорошая пара. И фильм получился отличный. А потом…

Я часто думала: почему советские режиссёры не очень-то баловали меня приглашениями в свои картины. Мне кажется, тому много причин. Например, моя несоветская внешность - ведь я внешне была очень похожа на западных актрис. Был период (особенно после «Бриллиантовой руки»), когда режиссёры видели во мне только обольстительную сердцеедку и приглашали на образы женщин лёгкого поведения, а это не моя стихия. Зато я была чуть ли не самая выездная. В составе разного рода советских делегаций я практически объездила полмира - была в Мексике, Чили, во Франции, Швеции… При этом самым странным для меня было то, что я ездила туда как «украшение» этих делегаций, но с чужими картинами. Снимали других, а мной только хвастались!

Однажды ко мне подошёл незнакомый журналист: «Светлана, а вы знаете, что Лукино Висконти хотел с вами познакомиться, мечтал вас снимать? Он был просто влюблён в ваши глаза». Я не поверила, и он мне прислал газету с интервью, где Висконти действительно об этом рассказывает. Оказывается, он увидел меня на каком-то фестивале, прислал через Госкино приглашение. Но ему ответили, что я «чрезвычайно занята на Родине, и отпустить меня не могут». Хотя на самом деле я сидела без работы. Были и другие «мотивы», почему многие хорошие картины прошли мимо меня. Но что теперь об этом вспоминать и жалеть? Творческая жизнь, как и личная, зависит от каких-то мелочей, от внезапного везения: ты пошёл именно той дорогой и встретил именно того человека… Или не встретил. Многое зависит от удачи. Вот как у меня в «Бриллиантовой руке» случилось с ролью Анны Сергеевны.

НИКУЛИН СКАЗАЛ: «СМОТРИ ТОЛЬКО НА МЕНЯ – Я СВОЙ ЧЕЛОВЕК»

Когда мне предложили эту роль, я, честно говоря, удивилась. Но пришла на кинопробу… Гайдай, увидев меня, коротко бросил: «Сгодится». А потом я страшно испугалась. Ведь для целомудренного советского кинематографа страны, где секса не было, случай был беспрецедентный. Только представьте себе, что значит 50 лет назад сниматься полуобнажённой в павильоне в присутствии огромного количества мужчин из съёмочной группы?! Плюс народ сбежался из других павильонов - мгновенно прошёл слух, что «сейчас Светличная будет раздеваться». Когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол, я дрожала как осиновый листок! И помог мне в этой ситуации Юрий Владимирович Никулин. Он отозвал меня в сторонку и сказал: «Светка, чего ты дрожишь? Смотри только на меня, я - свой человек. В этой сцене я тебе подыграю». Он так убедительно это произнёс, что все мои страхи мигом улетучились. Помню, на генеральном прогоне Нонна Мордюкова сказала мне: «Ну, все, Светка, все мужики теперь будут твоими!» Так оно и вышло…

Буквально на следующий день после премьеры я стала невероятно популярной, меня узнавали на улицах и в магазинах… Все советские модницы тогда с ума сходили в поисках розового халатика с перламутровыми пуговицами. Меня заваливали письмами с просьбами, чтобы я помогла купить этот халатик! А самое смешное, что раньше, увидев нас с Володей, люди говорили: «Смотрите, Ивашов с женой пошёл». Или восклицали, увидев меня: «Это жена того самого Алёши Скворцова!» А теперь ситуация кардинально изменилась. Теперь уже у него за спиной стали шептаться: «Смотрите-смотрите, это же муж той самой Светличной!

На самом деле у нас в семье никакой конкуренции или ревности к творчеству не было. Мы часто вместе с Володей ездили на гастроли, и всегда только радовались успехам друг друга. Например, вместе объехали пол-Африки – как тогда говорили «экспортировали социализм и коммунизм братским народам, крепили советско-африканскую дружбу». Никогда не забуду, как в составе делегации деятелей советской культуры оказались в Мали, и эта страна показалась нам пиком цивилизации. Особенно после Гвинеи, где было очень страшно. Как там нас не съели, - до сих пор для меня загадка. Говорю это без преувеличения!

Кто-то меня жалеет, мол, у вас так мало главных ролей. Мне достаточно. Пусть кто-то из нынешних звёзд так сыграет эпизод, чтобы он всем запомнился! Как в той же «Бриллиантовой руке», чтобы семь поколений знали наизусть. Уберите оттуда мою Анну Сергеевну, и фильм уже будет другой».


Светлана Светличная c Владимиром Ивашовым во время гастролей в Африке. 1980-е 

ВО МНЕ ВСЕГДА СИДЕЛ ЧЁРТИК

«Я не скрываю – я влюбчивый человек. И ничего в этом предосудительного не вижу! Я считаю, что женщина создана для любви. К тому же я актриса. Мне хотелось блистать, быть в окружении поклонников. И конечно, я была избалована мужским вниманием. Помню, мы с Виечкой Артмане ездили в Мексику, в Акапулько – представлять на «Фестивале фестивалей» её фильм «Родная кровь». Так я там по ночам плавала в бассейне, заказывала шампанское, общалась с иностранцами. Днём – загорала на пляже. Зарубежные фоторепортёры ходили за мной толпами... В другой раз в Чили на «Днях СССР» фотограф запечатлел момент, как я в легонькой майке, надетой поверх купальника, босиком танцую чилийский национальный танец квекка. Когда после возвращения меня вызвали в Госкино, все, думаю, сейчас мне выдадут «волчий билет» за эти мои гуляния и танцы. Но не тут-то было!

Оказалось, для имиджа страны моя вольность была необходима. Как сказал тогдашний председатель Госкино: «Пусть капиталисты знают, какие в Советском Союзе есть интересные, раскрепощённые женщины!»


Светлана Светличная: «Я умела вести себя раскованно». 1960-е

Да, паинькой я не была! Во мне всегда сидел чёртик. Бывало, влюблялась в своих партнёров и в других замечательных людей. И Володя всё знал, я секрета не делала. Однажды Станислав Ростоцкий прямо при нём признался мне в любви. Или я могла сказать Володе: «Знаешь, чтобы хорошо сыграть Габи в «Семнадцати мгновениях весны», мне надо влюбиться в Славу Тихонова. Кстати, муж меня в роли Габи очень любил. И относился к профессии с пониманием, разделял кино и реальную жизнь.

Иногда читаю так называемый список «романов Светличной», и поражаюсь: откуда люди все это взяли? Гена Шпаликов действительно в меня был сильно влюблён ещё в институте, до моего замужества, активно ухаживал, восхищался моими глазами и даже сценарий написал, где главная роль предназначалась мне. Но я тогда была не готова к серьёзным отношениям. А Юрий Алексеевич Гагарин просто симпатизировал мне. Однажды мы вместе отдыхали в доме отдыха ЦК комсомола - играли в баскетбол, волейбол, прекрасно проводили время. Позже он пригласил нас с Володей к себе в загородный дом. Всё время говорил: «Володя, как тебе повезло, что у тебя такая жена красавица». И мне это очень льстило.


Андрюша Миронов? Помню, во время дубляжа «Брильянтовой руки» все вокруг мне твердили о нашем с ним «романе»: «Это правда? Это правда?» Кто-то позже где-то даже написал, что «больше всех Миронов любил Светлану Светличную». Конечно, звучит тоже лестно, но это неправда. Никакого романа у нас быть не могло: я работала на площадке у Леонида Гайдая всего три дня. Отснялась и уехала. Единственный повод для слухов - это то, что после окончания съёмок мы с группой отметили это событие шампанским, я на радостях чуть-чуть перебрала и мы с Андрюшей пошли купаться на море. Я заплыла далеко, в результате едва не утонула, и Миронов меня спас – помог выйти на берег. Я в знак благодарности его целовала, в ответ он меня целовал... И всё – кроме тех поцелуев, ничего у нас не было.

Хотя, чего скрывать, увлечения были… Как я всегда шутила на эту тему: наверное, только Крупская была предана Ленину потому, что никому больше не нравилась. Так человек устроен, понимаете? У любви есть свои периоды. Бывают и измены, и разводы – это жизнь! Но иногда потом люди понимают, что лучше той семьи, которая была, нет, и не будет. И возвращаются друг к другу. Так и у нас было с Володей.


Светлана Светличная с мужем Владимиром Ивашовым и сыновьями Алексеем (старший) и Олегом. Начало 1970-х 

Недавно наш старший сын Алёша рассказал в интервью какому-то изданию о романе Володи с какой-то женщиной. Возможно, в его словах есть правда, но такая правда не нужна никому. Ладно, я уже привыкла, что мне иногда приписывают поступки, которых я не совершала, но предавать широкой огласке секреты отца, которого уже нет 25 лет, этого он, как сын, вообще не имел права. А правда в том, что мы с мужем оба не были ангелами. Он прощал, и я его прощала. При этом жизни друг без друга не мыслили. В кого бы не влюблялась я, и кто бы не влюблялся в меня, Ивашов всегда оставался на первом месте, а остальные мужчины – как песчинки в пустыне… Только однажды мы чуть не расстались, но всё-таки нашли в себе силы начать всё заново и даже обвенчались. В тот момент я поняла, что хочу умереть только в Володиных объятиях. Бесконечно жаль, что вновь обретённое счастье оказалось не долгим».

СМЕРТЬ ВОЛОДИ ПОДКОСИЛА ВСЕХ

«Тяжелейшим ударом стал для нас с Володей развал Театра-студии киноактёра в 1993 году. Началась банальная борьба за помещение, и мы ушли сами, не дожидаясь унизительного увольнения. Меня часто спрашивают: «Как такой артист оказался на стройке, а вы пошли торговать канадской обувью и пылесосами, отмывали от грязи квартиру богатого бизнесмена?» Да вот так! Кушать было нечего! Чтобы выжить, мы ездили со спектаклем «Стряпуха» по городкам и сёлам и выступали не за гонорар, а за банку консервов и палку колбасы. Доходило до того, что я хотела податься в дворники - подметать Нескучный сад, а Володя пошёл строить ангары, склады. Он специально выезжал из дома в резиновых сапогах, вязаной шапке, телогрейке, чтобы его не узнали. Но его всё равно узнавали, удивлялись... Муж страшно страдал от своей невостребованности, оттого, что не может прокормить семью. Другой бы впал в депрессию, а он - терпел, сжав зубы. Из-за того, что в 55 лет, будучи не очень здоровым человеком, он целыми днями таскал кирпичи, грузил шлакоблоки, у него обострилась язва, открылось внутреннее кровотечение. Операция не помогла (сердце не выдержало!), и он умер в больнице в марте 1995 года. Мне кажется, Володя от переживаний умер - он не мог без театра, без ролей.


Светлана Светличная c сыновьями - Алексеем и Олегом. Конец 1990-х 

Его смерть очень подкосила всех нас. Мама после его похорон долгое время была прикована к постели, уходила очень тяжело. Когда не стало Володи, потом её, а затем младшего сына Олежки, я думала, что этого не переживу. Была бы неверующей - не выдержала бы. С Олегом мы были очень близки. Он был очень молодой и очень талантливый мальчик, ему было всего 33. Сейчас я знаю, что его забрал Господь, и так решил меня сделать ещё сильнее.

В том, что не очень ложились отношения со старшим сыном, вина на нас обоих с Володей. Значит, мы чего-то важного недодали. Не потому, что плохие, а потому что мы – артисты. Это лицедейство - хочется нравиться, чтобы тебя узнавали, ценили, благодарили. В результате Алёша с семьёй живут своей жизнью, а я живу своей.


Слава – мимолётна, молниеносна. Когда актёра начинают забывать, он начинает увядать, и не только физически. Некоторые не выдерживают этого, спиваются, сходят с ума… Поэтому я бескрайне благодарна Ренате Литвиновой за роль в фильме «Богиня», после которой обо мне вновь заговорили как об актрисе. И мне по-прежнему в хорошем кино сняться, конечно, очень хочется. Если такой режиссёр как Йос Стеллинг меня увидит в своей следующей работе, я всё брошу. Помню, восемь лет назад во время съёмок фильма «Девушка и Смерть» он сказал: «У Светланы великое будущее». Я рассмеялась: «Йос, у меня великое прошлое!» Мне было тогда 72 года. На что он ответил: «Для вас возраст не имеет значения».


Светлана Светличная c телеведущим Александром Васильевым и стилистом Русланом Татьяниным. 2010-е 

Я не скрываю возраст, живу нормальной актёрской жизнью. Каких-то особенных женских секретов у меня нет. Принцип мой: когда плохо, я всегда себе говорю: «Светка, могло быть хуже». Сразу начинаю убирать квартиру, стирать, шить, мыть окна… Или музыку слушаю. Очень помогает. Иногда просто ставлю диск песен, которые поёт Володя. Его «Русское поле», романсы. Включаю, и он как будто со мной».
Материал подготовил Андрей Колобаев, обозреватель FLB.ru
Фотографии из личного архива Светланы Светличной

Ещё на эту тему

03.11.2022 09:17:34 #Литва

Пятая колонна двинулась в последний Drang nach Osten (часть II)

Расчленить Россию поручили литовскому «чёрному снайперу» Андрюсу Алманису, на руках которого кровь жертв Вильнюсских событий 13 января 1991 года

На переговорах нейтронную бомбу мы не зачисляем в новые типы ядерного оружия

FLB: «Что ж мы объявляем варварским оружие, которое, может, самим придётся производить против китайцев. Ведь, если они придут на нашу территорию, что будем делать?» Что было в Кремле 7 августа: в 1977, 1981 и 1982 годах

Приговор террористам вынесут до совершения преступления

FLB: Ещё 15 лет назад в Британии появился закон, позволяющий проводить тайные суды без независимых адвокатов. Так сегодня появилось «дело об отравлении Скрипалей»? Ничто не забыто: что было 4 февраля 2004 года

28.03.2018 21:11:15 #Грудинин П.Н.

Среди информационных мародёров оказались агитаторы Павла Грудинина

Пиарщики бывшего кандидата от КПРФ вместе с другими провокаторами нагнетали панику по поводу трагедии в Кемерово

Мы в соцсетях

Новости партнеров