Экспорт российского оружия доверили кадровому чекисту Владимир Путин подписал перед праздниками указ об объединении компаний "Промэкспорт" и "Росвооружение" в единое федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Рособороноэкспорт". От своих должностей освобождены руководители двух ликвидируемых компаний Сергей Чемезов ("Промэкспорт") и Алексей Огарев ("Росвооружение"). Главой "Рособороноэкспорта" назначен Андрей Бельянинов, бывший до этого замом гендиректора "Промэкспорта". В "Росвооружении" решение президента прокомментировали лаконично: "Указ должен быть выполнен". В "Промэкспорте" от комментариев воздержались.
Кто же будет теперь заведовать экспортом российского оружия? Фигура руководителя "Рособоронэкспорта" Андрея Бельянинова весьма показательна. Кадровый чекист с дипломом Плехановского института, Бельянинов начал карьеру финансиста в 1992 году в РЭА-банке. В 1997 году банк лопнул, но еще до этого, в 1994 году, Бельянинов перешел на должность зампреда правления в Новикомбанк, а еще через год возглавил этот банк. После назначения в сентябре прошлого года Сергея Чемезова на пост гендиректора "Промэкспорта" Бельянинов возглавил в этой фирме финансовый блок.
Ранее Бельянинов не имел отношения к торговле оружием. Но зато крупным акционером Новикомбанка является организация "Ветераны внешней разведки" (по состоянию на 1997 год она владела примерно 19% акций банка). Еще около 17% принадлежали АО "Паллада", крупным акционером которого является все та же ветеранская организация. Наконец, более 17% акций - под контролем АО "Клен", совладелец которого, Валентин Величко, одновременно занимает пост гендиректора все той же организации "Ветераны внешней разведки". Кстати, Величко входил в состав консультативного совета еще при директоре ФСБ Владимире Путине. "Ветераны внешней разведки" - не только структура, объединяющая отставных спецслужбистов, но, в первую очередь, одна из крупнейших охранных структур Москвы. По нашим данным, именно "силовая" часть президентского окружения, конкурирующая с Семьей, лоббировала кандидатуру главы "Рособороноэкспорта" (среди "силовых" немало бывших разведчиков, из этой же среды вышел и сам президент Путин).
Что касается бывшего руководителя "Росвооружения" Алексея Огарева, то он не без оснований считался креатурой Семьи - он учился вместе с мужем Татьяны Дьяченко и до назначения в "Росвооружение" был заместителем главы президентской администрации Валентина Юмашева. Ликвидацию "Росвооружения" и увольнение Огарева можно рассматривать как поражение "семейной" группировки в окружении Путина. Формальным поводом для снятия Огарева могли стать неудачи "Росвооружения" в ходе переговоров с партнерами из Турции (не удалось заключить контракт на лицензионное производство вертолетов Ка-50-2) и Республики Корея (Сеул отказался приобрести три подводные лодки класса "Кило" в счет погашения части российского долга).
Любопытна судьба экс-гендиректора "Промэкспорта" Сергея Чемезова. Именно он активно лоббировал слияние двух компаний и, видимо, рассчитывал возглавить новую организацию (и это при том, что "огаревцы" зарабатывали раз в 10 больше "чемезовцев"). Многие полагали, что Чемезова в его борьбе за контроль над "Росвооружением" поддерживает президент. Дело в том, что Чемезов работал одновременно с Владимиром Путиным в ГДР в 80-е годы - он представлял там производственное объединение "Луч". Кроме того, именно при Чемезове "Промэкспорт" в апреле 2000 года уже поглотил ФГУП "Российские технологии" (третью, самую слабую госкомпанию в области торговли оружием). Однако Чемезова отставили заодно с Огаревым. Есть основания предполагать, что Чемезов был не столько человеком Путина, сколько человеком Павла Бородина: до назначения в "Промэкспорт" он работал начальником одного из подразделений Управделами президента.
|