«Таким образом, начался процесс постепенного возвращения Рабоче-крестьянской Красной армии к символике, атрибутике и иерархической системе Русской императорской армии. Только после распада СССР и появления российских Вооруженных Сил от этой тенденции практически отказались.
Власть Советов провозгласила всеобщее равенство граждан: были отменены титулы, чины, сословия и вся наградная система Российской империи. В декабре 1917 года появились декреты "Об уравнивании всех военнослужащих в правах" и "О выборном начале и организации власти в армии". Из этих документов следовало, что начальников и подчиненных отныне не существует, вся власть переходит к выборным полковым, батальонным и иным комитетам, а приказы председателей комитетов согласуются на заседаниях и утверждаются общим митингом. Разумеется, после подобных нововведений Восточный фронт мировой войны окончательно перестал существовать, в чем, собственно, и состоял расчет их инициаторов. О командирах, приказах, воинской дисциплине, а затем о военно-полевых трибуналах и всеобщей воинской повинности, уклонение от которой каралось "высшей мерой социальной защиты", то есть расстрелом, вспомнили только с началом Гражданской войны.
"Спасибо иностранным купцам, которые хотели снабдить белых, а одели красноармейцев"
Боевые действия между красными и белыми начались с полного отрицания всего опыта, накопленного во время Англо-бурской, Русско-японской, двух Балканских и Первой мировой войн. В Добровольческой (белой) армии обер- и штаб-офицеры служили рядовыми, а взводами зачастую командовали полковники (эпизод из романа А. Толстого "Восемнадцатый год": ротмистр фон Мекке говорит пехотному отделению, в котором служит лейб-гвардии подполковник Рощин: "Дерьмо, господа офицеры. Все отделение не стрелки, а дерьмо. - Полегче, ротмистр, здесь есть люди и повыше вас чином..."). Что же до Красной армии, то она полностью отказалась от воинских званий: бойцами командовали комэски, комбаты и начдивы. У красных не предусматривалось никаких знаков различия, более того - не существовало единой униформы.
Вплоть до 1922 года РККА использовала в качестве обмундирования все, что удалось захватить на складах Императорской армии и отбить у войск интервентов. Целые подразделения наряжались в английские френчи, блузы и шаровары французских зуавов, комплекты кожаного обмундирования воздухоплавательных и бронеавтомобильных частей Российской империи. К примеру, Заволжский кавалерийский полк носил форму Сумского гусарского полка - чакчиры, доломаны и ментики. Один из полков, выступивших против Юденича, был одет в офицерские пальто образца 1912 года. Первая (под командованием Буденного) и Вторая (под командованием Миронова) конные армии получили великолепную форму, в свое время разработанную художниками Васнецовым и Кустодиевым для имперской гвардейской кавалерии: шинели с поперечинами и головные уборы, которые изначально носили название "богатырки", а в историю вошли как "буденновки". Полк уральских рабочих в составе 25-й дивизии захватил эшелон с итальянскими мундирами: вчерашние слесари, как заправские гарибальдийцы, щеголяли в черных фетровых шляпах с петушиными перьями. Этот казус привлек к себе внимание самого Ленина, который 12 июня 1920 года на II Всероссийском совещании ответственных организаторов сказал: "Мне доложили о полке красноармейцев, воюющих в итальянских берсалье. Спасибо итальянским, английским, японским и прочим купцам, которые хотели снабдить белых, а одели красноармейцев, которые этих купцов и их наймитов били, бьют и бить будут".
Багряные рейтузы по приказу Троцкого
И белые, и красные отказались от формы защитного цвета: во-первых, война перестала быть позиционной; во-вторых же и в-главных - специфика междоусобицы требовала постоянно запугивать врага, подавляя его своим внешним видом. Отсюда яркие мундиры ударных частей белых: корниловцев, марковцев, алексеевцев, дроздовцев, каппелевцев; экзотические одеяния "Дикой дивизии" генералов Улагая и КлычГирея; волчьи хвосты на черкесках всадников генерала Шкуро; угольно-черные ментики, фуражки с кокардой в виде черепа и костей и особые розетки на сапогах "черных гусар" партизанской дивизии генерала Анненкова. Бойцы и командиры РККА украшали себя разноцветными галифе, кожаными куртками и яркими эмблемами.
Личный состав Чонгарского полка 6-й дивизии Конармии Буденного (начдив - Тимошенко) завел моду вместо розеток нацеплять на голенища сапог кокарды убитых белых офицеров. Пример всем вооруженным силам Советской республики подал предвоенсовета и нарком-военмор товарищ Троцкий. Летом 1918 года он придумал для своего конвоя форму, состоявшую из багряных рейтуз с широкими золотыми лампасами и лазоревых курток, расшитых серебряным кантом. К осени Троцкий приказал переодеть охранников в другой вариант обмундирования, тоже личного изобретения: полный кожаный комплект (галифе, куртка, фуражка, шнурованные сапоги и перчатки с раструбами) ярко-красного цвета. Кроме того, предвоенсовета приказал, чтобы его преторианцам изготовили специальные нагрудные знаки из серебра - это и были первые знаки различия в Красной армии.
"Кубари" и "шпалы"
Воевать без единой системы знаков различия оказалось трудно: об этом докладывали в Москву все красные командармы и командующие фронтами. 16 января 1919 года РВСР издал приказ "О введении знаков различия командного состава РККА по занимаемым должностям". Поскольку погоны были символом старой армии и отличительной особенностью формы "их благородий", звания в РККА решили обозначать нарукавными знаками. Один треугольник получил отделенный командир, два - помкомвзвода, три - старшина.
После треугольников шли квадраты: один - комвзвода, два - комроты, три - комбат, четыре - комполка. Высший комсостав получил ромбы: один - комбриг, два - начдив, три - командарм, четыре - командир фронта. Тем же приказом вводились цветовые различия родов войск. Пехотинцы должны были носить свои треугольники и квадраты на малиновом поле, кавалеристы - на синем, артиллеристы - на оранжевом, саперы и военные инженеры - на черном, авиаторы - на голубом, пограничники - на зеленом. Впоследствии, в 1922 году, когда буденновка превратилась в единый стандартный головной убор всех вооруженных сил РСФСР, пехотинцы нашивали на нее малиновую пятиконечную звезду, кавалеристы - синюю, погранвойска - зеленую, а артиллеристы - черную (черный стал цветом артиллерии, а затем еще бронетанковых и ракетных войск; оранжевый в 1922 году исчез из армейской атрибутики и вновь возник лишь 4 года назад как отличительный цвет войск МЧС России). В 1922 году знаки различия стали носить на специальных нарукавных клапанах. В дополнение к существующим были введены звания "комкор" (три ромба, как у командарма) и "главком" (один золотой треугольник).
Следующая реформа была проведена в 1924 году, когда Наркомат обороны ввел обозначения рангов на петлицах и довольно стройную систему званий, обозначавшихся по-новому. Отныне младший комсостав ранжировался так: треугольник - комзвена, два - командир отделения, три - помкомвзвода, четыре - старшина. Средний комсостав: квадрат - комвзвода, два - помкомроты, три - комроты, четыре - помкомбат. Старший комсостав: прямоугольник - комбат, два - помкомполка, три - комполка. Высший комсостав: ромб - комбриг, два - комдив, три - комкор, четыре - комокруга, командарм, комфронта. Эта система оставалась неизменной на протяжении 11 лет. Квадраты в войсках прозвали "кубарями", а прямоугольники - "шпалами".
Новая табель о рангах
22 сентября 1935 года вышел указ ЦИК и СНК "Об учреждении персональных воинских званий", знаменовавший начало великой кадровой революции в РККА. Отныне средним и старшим командирам присваивались звания: лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор и полковник (в старой армии лейтенантов и майоров не было). При этом слова "солдат", "офицер" и "генерал" по-прежнему находились под запретом и личный состав делился на бойцов, называемых красноармейцами и краснофлотцами, и командиров. Иерархия высшего комсостава осталась прежней, но знаки различия изменились: ромб - комбриг, две звезды - комдив, три - комкор, четыре - командарм II ранга, пять - командарм
I ранга. Звание "комбриг" стало промежуточным между полковничьим и низшим генеральским. Зато в отсутствие самого понятия "генерал" было введено звание "маршал Советского Союза", которое получили пять человек: Буденный, Ворошилов, Тухачевский, Блюхер и Егоров. Одновременно сложнейшие табели о рангах были введены для командиров ВМФ, военных политработников, врачей, юристов, инженеров, хозяйственников и администраторов. Приведем лишь несколько примеров. Высший комсостав флота выглядел так: флагман II ранга (звание соответствовало комдиву), флагман I ранга, флагман флота
II ранга, флагман флота I ранга. Военные медики выстраивались в такую лестницу: военфельдшер (лейтенант), старший военфельдшер, военврачи III, II и I ранга, бриг-военврач, диввоенврач, корвоенврач, АРМ-военврач (последнее звание соответствовало командарму II ранга). Маленькая докторша, одна из главных героинь трилогии Симонова "Солдатами не рождаются", имела звание военврача III ранга и носила одну капитанскую "шпалу".
Особое место в армии занимал огромный, всесильный и всепроникающий институт военных политработников, занимавшихся воспитанием личного состава и надзором за благонадежностью всего офицерского корпуса. Самым низшим было звание "политрук", обладатель которого носил в петлицах три "кубаря" старшего лейтенанта. Далее шли: старший политрук, батальонный, полковой, бригадный, дивизионный и корпусной комиссары; армейские комиссары II и I ранга. На день начала Великой Отечественной войны армейским комиссаром I ранга (звание соответствовало командарму I ранга или современному генералу армии) был человек, которого называли "великим инквизитором РККА", - Лев Мехлис, начальник главполитуправления, бывший главный редактор "Правды". В августе 1937 года были учреждены звания младшего лейтенанта и младшего политрука. Отдельное постановление Наркомата обороны вводило новые цветовые обозначения родов войск. Десантники, как и летчики, получили голубые петлицы; красный цвет стал пехотным и общевойсковым; малиновый обозначал выделенный из состава армии огромный штат конвойных войск (впоследствии - внутренние войска, в современной РФ - войска МВД); "синими" стали не только кавалеристы, но и чекисты. Третьим примечательным событием этого года стало официальное учреждение званий для комсостава госбезопасности. Известно, что в Русской императорской армии гвардейские офицеры имели перед армейскими преимущество в два чина. В СССР 1937 года чекисты получили ту привилегию, которой прежде обладали преображенцы, семеновцы, кавалергарды и лейб-атаманцы. Всякий, кто внимательно смотрел фильм по роману Н. Леонова "Вариант "Омега", помнит, что главный герой - старший лейтенант госбезопасности Сергей Скорин - носит в петлицах две майорские "шпалы", а его непосредственный начальник, майор госбезопасности, имеет полковничьи знаки различия - четыре "шпалы".
В мае 1940 года в РККА появились генералы. Указ Президиума Верховного Совета СССР "О воинских званиях высшего комсостава" упразднял привычных со времен Гражданской комбригов и командармов, вводя звания "генерал-майор", "генерал-лейтенант", "генерал-полковник" и "генерал армии". Соответственно на флоте были восстановлены звания "контр-адмирал", "вице-адмирал" и "адмирал флота" (звание "адмирал флота Советского Союза" появилось 5 марта 1955 года). В июле 1940 года вводятся звания подполковника и старшего батальонного комиссара.
Армия Советской империи
Великая Отечественная война заставила Госкомитет обороны (ГКО) вспомнить о многих славных воинских традициях, отмененных Октябрьской революцией. Летом 1941 года в устной речи, печати и приказах было восстановлено слово "офицер"; фронтовые газеты вспомнили "старорежимное" понятие "офицерская честь" и стали публиковать материалы об истории и традициях русской армии. В мае 1942 года появились гвардейские полки, нагрудный знак "Гвардия" и уставное обращение "товарищ гвардии (далее следовало собственно звание)". 6 января 1943 года приказом ГКО во всех подразделениях вооруженных сил СССР были введены погоны - полевые, повседневные и парадные. О крайней радикальности подобного шага свидетельствует тот факт, что в течение января на фронте было зарегистрировано несколько трагических случаев: солдаты-ветераны с опытом Гражданской войны, стоя в карауле, рефлекторно открывали огонь по разводящим офицерам, реагируя на их погоны. 8 ноября 1943 года ГКО учредил орден Славы трех степеней, статут которого был возрожденным статутом солдатского креста Святого Георгия Победоносца, а лента - точной копией георгиевской, в оранжевую и черную полоску. В феврале появились звания, у которых не было и нет аналогов ни в одной армии мира: "маршал рода войск" и "главный маршал рода войск" (артиллерии, авиации, войск связи, бронетанковых и инженерных войск). 26 июня 1945 года, на следующий день после Парада Победы, Президиум Верховного Совета СССР учредил звание "генералиссимус Советского Союза" и присвоил его И.В. Сталину. Таким образом, табель о рангах высшего командного состава Советской Армии стала насчитывать 8 званий: 4 генеральских, 3 маршальских и звание генералиссимуса. Для сравнения стоит отметить, что все европейские армии и армия США обходятся четырьмя, максимум пятью высшими званиями; в некоторых армиях - скажем, Израиля и Монголии - предусмотрены лишь три генеральских звания. В армии Российской империи на 1917 год было четыре высших ранга: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал от инфантерии (кавалерии, артиллерии, инженерии) и генерал-фельдмаршал (это звание в последний раз было присвоено в 1898 году графу Милютину).
Парад Победы на Красной площади, прошедший 24 июня 1945 года, вошел в историю еще и тем, что именно к этому торжеству была пошита новая офицерская парадная форма, во многом повторявшая ту, что существовала до 1914 года. Младшим и старшим офицерам вернули лейб-гвардейские тужурки цвета морской волны со стоячими-воротниками и разноцветными пластронами на гербовых пуговицах, а также аксельбанты и парадные сабли (впоследствии принадлежностью парадной формы во всех родах войск стал кортик). Генералы и маршалы получили на воротники и обшлага мундиров золотое шитье в виде орнамента из дубовых листьев.
"Ограниченный контингент" под командованием "контингента ограниченных"
За последующие 46 лет существования СССР униформа менялась несколько раз, а система воинских званий претерпела весьма незначительные изменения. 18 ноября 1971 года для поощрения старшин-сверхсрочников, прослуживших в ВС СССР свыше 20 лет, было введено звание прапорщика (на флоте - мичмана). Само слово было и остается старомодно-красивым, однако если прапорщик Императорской армии (в кавалерии - корнет, в казачьих войсках - хорунжий) равнялся современному младшему лейтенанту, то советские прапорщики и даже старшие прапорщики остались промежуточным звеном между сержантским и офицерским составом. В войсках мгновенно сочинили обидную, но справедливую поговорку: "Курица - не птица, прапорщик - не офицер". Другое беспрецедентное нововведение касалось лично дорогого Леонида Ильича Брежнева, которого в течение 10 лет (1964-1974) трижды повышали в звании и превратили из генерал-майора в генерала армии. 1 ноября 1974 года специально для руководителя страны был издан указ "О порядке присвоения воинского звания генерала армии". Смысл этого выдающегося документа сводился к тому, что высшее генеральское звание приравнивалось к званию маршала Советского Союза с правом ношения маршальской звезды и погон, лишь незначительно отличавшихся от маршальских. 27 апреля 1976 года на заседании Политбюро было принято решение о назначении Д.Ф. Устинова министром обороны вместо скончавшегося А.А. Гречко с присвоением новому министру звания генерала армии. Устинов горячо поблагодарил товарищей за высокое доверие и в ответном слове выступил с инициативой о присвоении Л.И. Брежневу, председателю Совета обороны СССР, звания маршала Советского Союза "за огромный неоценимый вклад в укрепление обороноспособности страны". Возражений у членов Политбюро не нашлось.
Последнюю точку в истории советской униформистики поставил приказ Министерства обороны N 145, подписанный Устиновым (к тому времени уже маршалом). Понадобилось пять лет войны в Афганистане для того, чтобы высшее военное руководство приняло решение о введении новой полевой формы и "возможности использования десантного обмундирования военнослужащими всех родов войск, входящих в состав ограниченного контингента советских воинов-интернационалистов в Афганистане".
Гинодман Вениамин, «Газета», 20.01.2004